САНЬ ГАН У ЧАН

САНЬ ГАН У ЧАН («Три устоя и пять постоянств»; сокращенно ган чан – «устои и постоянства») – традиционное для конфуцианства [КОНФУЦИАНСТВО]обозначение нормативных отношений между главными социальными ролевыми позициями и нормативных этических качеств. Сочетание «сань ган» восходит к троичной матрице (ср. триграммы «Чжоу и», триаду Небо – Земля – человек и т.п.), «у чан» – к пятеричной («пять элементов» – у син [У СИН]). Сань ган в «Чунь цю фань лу» («Обильные росы Весен и осеней») реформатора древнего конфуцианства Дун Чжуншу [ДУН ЧЖУНШУ]означает «три устоя» отношений между государем и сановником, отцом и сыном, мужем и женой – атрибуты «пути правителя» (ван дао [ВАН ДАО]) и требования, исходящие от Неба. Истоки этого определения прослеживаются в «Ли цзu»,где говорится, что «устой», или «норма» (ган, буквально – основной канат рыболовной сети), о которой заповедали помнить «совершенномудрые» правители древности, – отношения между отцом и сыном, правителем и сановником. Словосочетание «у чан» («пять постоянств») у Дун Чжуншу обозначило качества, над совершенствованием которых должен трудиться правитель (ван): жэнь [ЖЭНЬ] – «гуманность», и [И] – «должная справедливость», ли – «[этико-ритуальная] благопристойность», чжи [ЧЖИ] – «разумность», синь – «благонадежность/доверие». Основоположник позднеимперской неоконфуцианской ортодоксии Чжу Си [ЧЖУ СИ]первым применил словосочетание (сань ган у чан) как единое понятие, выражающее проекцию идеального природного порядка на общество. Оно означает предвечно существующие и неуничтожимые «устои и постоянства» (ган чан), тождественные неизменному структурообразующему природному началу – «небесному принципу» (тянь ли).

А.Г.Юркевич

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me