РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ

РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ (Роберт Большая Голова) или Роберт Линкольнский (Robert Grosseteste, Robertus Lincolniensis) (ок. 1168 или 1175, Страдброук, Суффолк – 9 октября 1253, Бакден, Хантингдоншир) – английский философ, теолог и ученый-оптик. Доктор теологии (к 1214) и первый канцлер Оксфордского университета (1214–21/31); епископ Линкольнский (с 1235). Теоретик и практик опытной науки, вдохновитель естественнонаучных традиций Оксфордской школы [ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА]. Помимо переводов и комментариев ему принадлежат труды богословско-философские («О свободном решении», «О душе», «Об истине» и др.) и естественнонаучные («О свете, или О начале форм», «О линиях, углах и фигурах», «Шестоднев» и др.). Спецификой его творчества, испытавшего влияние августиновского платонизма, аристотелизма и греко-арабского естествознания, является единство теории познания, учения о физико-математической природе универсума и представления о космогоническом процессе в рамках метафизики света [МЕТАФИЗИКА СВЕТА].

За основу эмпирического метода Роберт Гроссетест берет логическую схему Аристотеля. Научное познание начинается с индуктивного анализа (resolutio) опытных данных, предполагающего отыскание номинального (quia), причинного (propter quid) и родового (genus) определений явления. Затем путем дедуктивного синтеза (compositio) оно снова проходит этот путь, но в обратном направлении, т.е., исходя из полученной общей посылки (предполагаемой родовой причины), устанавливает видообразующие отличия (differentiae specificae) следствий и выводит каждое явление определенной области, вновь подвергая его опытной проверке. Т.к. совершенное знание предмета возможно лишь при совпадении его эмпирических определений (quia) с его существенными определениями (propter quid), Роберт Гроссетест стремится к согласованию при посредстве света (схватывающего природу физического и математического миров, чувственной и умопостигаемой областей бытия) аристотелевской квалитативной физики с формально-математическим описанием реальности. Свет определяется им как «форма телесности» (forma corporeitatis), которая, будучи общей формой всех тел, делает их протяженными. Причастие ей всего сущего обусловливает единство мироздания и придание геометрическим законам умножения и распространения света, действующим в рамках оптики, статуса всеобщих законов, применимых по отношению ко всей реальности. Всякое развертывание (replicatio) материи и формы тел, будучи причиной всех их изменений, происходит согласно математическим формулам и благодаря мультипликации света, являющейся тождественной и т.н. «мультипликации видов» (multiplicatio specierum), т.е. трансмиссии по силовым лучам форм действующей причины. Роберт Гроссетест утверждает также, что посредством света высшая часть человеческой души (intelligentia) руководит и движет телом.

В космогоническом трактате «О свете, или О начале форм» Роберт Гроссетест показывает, каким образом математические отношения были внедрены в универсум. Бог творит в начале времен световую точку, в которой слиты воедино первоформа-свет и первоматерия и потенциально уже заключен весь мир; из нее по физико-математическим законам излучения света начинается процесс эманации [ЭМАНАЦИЯ]. Путем бесконечного самоумножения свет распространяется во все стороны, простирая материю до размеров универсума, а затем, устремляясь в обратном направлении (к центру вселенной), сосредоточивает ее и последовательно создает девять неизменных небесных сфер квинтэссенции [КВИНТЭССЕНЦИЯ]и четыре изменчивые сферы элементов: огня, воздуха, воды и земли. В результате образуется физико-космологическая система Аристотеля, чье функционирование, однако, объясняется математическими законами, ибо все тела в ней являются в большей или меньшей степени приумноженным светом.

При этом Роберт Гроссетест отстаивал реальное существование актуальных бесконечностей, которые суть хотя и непознаваемые человеческим разумом, но «определенные числа», полагаемые и мыслимые Богом. Между ними могут существовать пропорциональные отношения. Роберт Гроссетест оказал значительное влияние на развитие философии и опытной науки 13–14 вв. (Р.Бэкон [БЭКОН Р.], Ц.Витело, Фома Брадвардин, Н. Орем).

Сочинения:

1. Die philosophischen Werke des Robert Grosseteste, Bischofs von Lincoln, ed. L.Baur (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd. IХ). Münster i. W, 1912;

2. Hexameron, ed. R.С.Dales & S.Gieben (Auctores Brit. Med. Aevi VI). L., 1982;

3. в рус. пер.: О свете, или О начале форм, пер., вступл. и комм. А.М.Шишкова. – «ВФ», 1995, № 6.

Литература:

1. Baur L. Die Philosophie des Robert Grosseteste, Bischofs von Lincoln († 1253) (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd.XVIII, Heft. 4–6). Münster i. W., 1917;

2. Thomsons. H. The Writings of Robert Grosseteste, Bishop of Lincoln 1235–1254. Cambr., 1940;

3. McEvoy J. The philosophy of Robert Grosseteste. Oxf., 1982;

4. Crombie A.C. Robert Grosseteste and the Origins of Experimental Science 1100–1700. Oxf., 1953 (reed. 1962);

5. Robert Grosseteste, scholar and bishop, ed. D.A.Callus. Oxf., 1955.

A.M.Шишков

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ — РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ (Большая Голова — Robert Grosseteste) (ок. 1175-1253) — английский философ-схоласт и естествоиспытатель, епископ. Выдвинул учение о свете, видя в нем первоматерию; основой науки считал оптику и геометрию. Преподавал в Оксфорде, учитель Р. Бэкона. Большой энциклопедический словарь
  2. Роберт Гроссетест — Роберт Гроссетест (Большая Голова, Robert Grosseteste) (около 1175 — 1253), английский философ и естествоиспытатель, представитель схоластики, с 1235 епископ Линкольнский. Преподавал в Оксфорде. Большая биографическая энциклопедия