МЕТАФИЗИКА СВЕТА

МЕТАФИЗИКА СВЕТА (нем. Lichtmetaphysik) – условный историко-философский термин (впервые введенный, видимо, К.Боймкером в нач. 20 в.), относящийся к устоявшимся в античной и особенно средневековой культуре представлениям о свете как первофеномене мира, объединяющем в себе все сущее. Совмещая в своей природе несовместимые начала и будучи исконно связан с понятиями «порядка», «числа», «отношения», а следовательно, с «разумом», «истиной», «словом», свет играет роль посредствующего звена, скрепляющего в единое онтологическое целое телесное и духовное (в макро- и микрокосме), чувственное и умопостигаемое, вещественное и идеальное, тварное и нетварное.

Помимо возможного влияния со стороны зороастризма (Авеста 6,1; 10,3,25; 12,26–37) метафизика света обязана своим возникновением, с одной стороны, уподоблению Платоном статуса Блага в умопостигаемой сфере положению Солнца в сфере чувственно воспринимаемого («Государство» VI, 508b-е), а также его учениям о космическом «столпе света» («Государство» X, 616b-617d) и о «колеснице» души («Федр» 247b); с другой стороны, тому, что, согласно библейскому тексту, свет есть творение первого дня, предшествующее другим творческим актам Бога (Быт.1,3), он отождествляется со «всем, делающимся явным» (Еф. 5,13), и более того: Бог «обитает в неприступном свете» (1 Тим. 6,16) и Сам «есть свет» (1 Ин. 1,5; Ин.1,9). Позднее неоплатоники, разрабатывая учение об эманации Единого [ЕДИНОЕ], согласно которому видимый свет есть проявление в материи света умопостигаемого, утвердили представление о бытии как световой иерархии, усвоенное как христианской, так и иудейской и мусульманской теологией (последняя опирается при этом и на собственный священный текст: Коран 24, 35; 24, 40). В этой иерархии уподобляющихся друг другу светов (иногда трактующихся как три стадии угасания единого света во тьме материи) выделяются: 1) низший твар-ный свет – чувственный, естественный, телесный; 2) высший тварный свет – умопостигаемый, духовный; 3) нетварный свет славы Божией: вечный, божественный, проистекающий из божественного мрака и являющий себя лишь удостоенным его видения (неоплатоники, каппадокийцы [КАППАДОКИЙЦЫ], Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Иоанн Скотт Эриугена, аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Гебироль, Исаак Израэли, Симеон Новый Богослов, Сухраварди, Адам Пульхремулиерис, Бонавентура [БОНАВЕНТУРА], Альберт Великий, Ульрих Страсбургский,«Книга сияния» («Зогар») и др.)

Естественный свет (lux naturalis), определяемый как «универсальная» или «общая природа» (natura universalis, communis) всех тел, стоит на границе телесного мира и мира чистых форм, в котором существует свой, умопостигаемый свет (lux intelligibilis), выступающий одновременно: как свет бытия, т.е. как вся совокупность умножающихся от первой интеллигенции форм; как свет прекрасного, ибо всякая форма причаст-на совершенной красоте; как свет разумения, просвещающий умы людей божественными истинами (illuminatio), Благодаря тому, что один и тот же свет определяет начала как бытия, так и познания, устанавливается соответствие между пронизывающей мир иерархической структурой и строем мышления, делающее этот мир прозрачным для разума.

Богословско-философские размышления о свете стимулировали развитие оптических исследований, или «науки о перспективе» (scientia perspectivae). Естественнонаучное направление метафизики света достигает кульминации в учении Роберта Гроссетеста [РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ]о том, что весь универсум есть результат мультипликации света из первоначально сотворенной точки, в коей свет – как «форма телесности» (forma corporeitatis) – слит воедино с первоматерией («О свете, или О начале форм»). Так геометрические законы умножения и распространения света приобретают статус всеобщих законов естествознания.

Духом метафизики света проникнута вся культура Средневековья. С переходом к Новому времени она постепенно распадается на ряд направлений, главными из которых являются: 1) научное – геометрическая оптика (Р.Бэкон [БЭКОН Р.], И.Пеккам, Ц.Витело, Дитрих Фрейбергский и др.), новая оптика, космогонические концепции («Мир, или Трактат о свете» Декарта), «Учение о цвете» Гёте; 2) мистическое – учение немецкой неортодоксальной мистики об «искре души» (Экхарт [ЭКХАРТ], Таулер, Сузо), размышления Бёме [БЕМЕ];3) художественное – «Божественная комедия» Данте [ДАНТЕ]; 4) теологическое – труды Григория Синаита, Григория Паламы, Николая Кузанского;5) натурфилософское – сочинения Шеллинга [ШЕЛЛИНГГегеля [ГЕГЕЛЬ].

Литература:

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики, т. 2, с. 424–430; т. 3, с. 241–249, 294; т. 7(2), с. 281–289. М., 1963–94;

2. Baeumker C. Witelo, ein Philosoph und Naturforscher des XIII.– Jahrhunderts (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd. III, Heft 2). Münster i. W., 1908;

3. Beierwaltes W. Lux intelligibilis. Untersuchungen zur Lichtmetaphysik der Griechen. Mimen., 1957;

4. Hedwig K. Sphaera Lucis. Studien zur Intelligibilität des Seienden im Kontext der mittelalterlichen Lichtspekulation (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Neue Folge 18). Münster i. W., 1980;

5. McEvoy J. The metaphysics of light in the Middle Ages. – «Philosophical Studies» 26. Dublin, 1979, p. 124–143.

A.M.Шишков

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me