КВИНТЭССЕНЦИЯ

КВИНТЭССЕНЦИЯ (от лат. quinta essentia – пятая сущность, перевод греч. πεμπτὴ οὐσία) – в античной философии «пятый элемент» (см. Элементы [ЭЛЕМЕНТЫ]), или эфир (субстанция небесной тверди или светил), учение о котором впервые было разработано в платоновской Академии (см. «Тимей» 55с, где корпускулы квинтэссенции обладают формой правильного додекаэдра). Аристотель превратил теорию пятого элемента (он сам называл его «первым телом», «первым элементом», «первой сущностью», а также «божественным», «вечным», «горним», «круговращающимся» телом и «эфиром») в краеугольный камень своей космологии (трактат «О небе»), синтезировав ее с теорией гомоцентрических сфер Евдокса – Каллиппа. Согласно Аристотелю, квинтэссенция, или эфир, субстанция всего надлунного мира (как светил, так и несущих их «сфер»); в отличие от четырех элементов подлунного мира, подверженных «возникновению и уничтожению» (циклическому взаимопревращению) и наделенных свойством прямолинейного движения, эфиру свойствен только один вид движения – пространственное перемещение по кругу (поскольку это движение естественно для него, отпадает постулат Платона о душах – двигателях небесных тел), его вечность, неизменяемость и абсолютная неаффицируемость служат обоснованием несотворенности мира и залогом его неуничтожимости; они же сообщают ему свойства вечного и блаженного живого существа – космического бога.

В дальнейшем квинтэссенция все более отождествлялась с субстанцией бога и души и толковалась как нематериальная субстанция (уже у Аристотеля квинтэссенция «не имеет материи, из которой она возникла», «О небе» 270а25). В эллинистических эсхатологических представлениях о небесно-божественном происхождении «эфирной» души и ее возврате после смерти на астральную прародину аристотелевская квинтэссенция смешалась с платоническими, стоическими и фольклорными элементами (особенно 1-я кн. «Тускуланских бесед» и «Сон Сципиона» Цицерона); уже у Гераклида Понтийского, Критолая (Академия, 2 в. до н.э.) душа отождествляется с квинтэссенцией; Филон Александрийский отождествлял квинтэссенцию с «художественным огнем» стоиков и определял душу как осколок эфирной квинтэссенции. Представители восточной патристики опровергали учение Оригена, согласно которому тела воскресших состоят не из четырех элементов, а из квинтэссенции.

Особое развитие учение о квинтэссенции получило в неоплатоническом представлении об эфирной «колеснице» (ср. опорные тексты Платона – «Тимей» 41 d-e, «Федр» 247b), или бессмертном астральном теле души, которое она получает при своем «нисхождении» (κάθοδος) в земную жизнь (Плотин, «Эннеады» IѴ 3, 15; Порфирий, «О пещере нимф» II; Макробий, Комментарий к «Сну Сципиона» 112; Ямвлих, «О мистериях» III 14; Прокл, «Начала теологии» 205–209). Этот неоплатонический тезис о существовании эфирного медиума между духом и телом (как на макро-, так и на микрокосмическом уровне) выступил на первый план в философии Возрождения. Так, согласно Агриппе Неттесгеймскому, божественный дух (активное начало) не может непосредственно воздействовать на косную материю; необходим медиум, который обладал бы смешанной духовно-телесной природой («De philosophia occulta» I 14); этот медиум есть «дух мира», квинтэссенция, оживляющая тела (алхимический аспект: квинтэссенция обладает протяженностью и может быть извлечена из тел). Согласно Парацельсу, в основе всех веществ лежит квинтэссенция – «панацея», философский камень и эликсир жизни. Эфирный «дух мира», квинтэссенция встречаются у Бруно, Ф.Бэкона и др. Представление об «эфирном», или «астральном теле», как связующем звене между земным, материальным телом и бестелесной бессмертной душой укоренилось в оккультизме. Полемика против космологической гипотезы квинтэссенции велась уже в древности: вероятно, Теофраст и, несомненно, Стратон из Лампсака отказались от гипотезы пятого элемента и говорили об огненной, а не эфирной природе светил. В 1 в. до н.э. перипатетик Ксенарх из Селевкии написал специальный трактат «Против квинтэссенции» (критику Ксенарха опровергают Александр Афродисийский и Симпликий в комментариях к трактату «О небе»). Систематическую критику учения Аристотеля о квинтэссенции с позиций креационизма дал Иоанн Филопон в трактатах «О вечности мира против Прокла» и «Против Аристотеля о вечности мира».

Литература:

1. Moraux Р. Quinta essentia, RE, 47, 1963, col. 1171–1263.

A.В.Лебедев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. квинтэссенция — -и, ж. книжн. Основа, самая сущность чего-л. Подхалюзин не представляет собой изверга, не есть квинтэссенция всех мерзостей. Добролюбов, Темное царство. [От лат. quinta essentia — пятая сущность (в античной и средневековой философии: основная сущность вещей)] Малый академический словарь
  2. квинтэссенция — Квинтэссенции, ж. [от латин. quinta essentia – пятая сущность – у античных и средневековых философов название пятой стихии, эфира, признававшегося основной сущностью всех других] (книжн.). Основа, главная сущность предмета. В диалектике квинтэссенция марксизма. Большой словарь иностранных слов
  3. КВИНТЭССЕНЦИЯ — КВИНТЭССЕНЦИЯ (от лат. quinta essentia — пятая сущность) — основа, самая суть чего-либо; в античной натуральной философии — эфир, введенный Аристотелем, тончайший пятый элемент (стихия) наряду с водой, землей, воздухом, огнем... Большой энциклопедический словарь
  4. Квинтэссенция — (от лат. quinta essentia — пятая сущность) в древнегреческой философии — некий тончайший элемент (или стихия), эфир, противополагавшийся остальным элементам (воде, земле, огню и воздуху) и признававшийся основной сущностью. Большая советская энциклопедия
  5. квинтэссенция — КВИНТЭССЕНЦИЯ -и; ж. [от лат. quinta essentia — пятая сущность] 1. В античной и средневековой философии: основная сущность вещей. 2. Книжн. Основа, самая сущность чего-л. Толковый словарь Кузнецова
  6. квинтэссенция — КВИНТЭССЕНЦИЯ, и, ж. (книжн.). Основа, самая сущность чего-н. К. рассказа. К. события. Толковый словарь Ожегова
  7. квинтэссенция — квинтэссенция , -и Орфографический словарь. Одно Н или два?
  8. квинтэссенция — КВИНТЭССЕНЦИЯ и, ж. quintessence f., нем. Quintessenz <�лат. quinta essentia пятая сущность. В античной и средневековой философии — некий пятый элемент (стихия) противополагался остальным элементам (воде, земле... Словарь галлицизмов русского языка
  9. квинтэссенция — см. >> суть Словарь синонимов Абрамова
  10. квинтэссенция — орф. квинтэссенция, -и Орфографический словарь Лопатина
  11. квинтэссенция — квинтэссенция I ж. Эфир — наряду с водой, воздухом, землей и огнем — как тончайшая субстанция в натуральной философии Аристотеля. II ж. Самое главное, самое существенное; основа, суть чего-либо. Толковый словарь Ефремовой
  12. Квинтэссенция — (Quinta essentia или Quintum corpus, πεμπτόν σώμα, пятая сущность или пятое тело) — так у римских и у средневековых философов назывался эфир... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. квинтэссенция — Квинт/эссе́нци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  14. квинтэссенция — Заимств. в конце XVIII в. из франц. яз., где quintessence < лат. quinta essentia (буквально — «пятая сущность»), античного и средневекового фразеологического термина... Этимологический словарь Шанского
  15. квинтэссенция — (иноск.) — главная сущность мысли, качеств (вообще — сильнейший экстракт) Ср. Автор (романа) показал квинтэссенцию военного звания: высшие, тонко выработанные отличные черты чести и военного достоинства — словом, взял вершины... Гончаров. Фразеологический словарь Михельсона