ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, Перипат (ос), или Ликей (Λύκειον) (по названию гимнасия, расположенного около храма Аполлона Ликейского, за восточной окраиной Афин) – философская школа Аристотеля [АРИСТОТЕЛЬ]. Термин «перипатетик» происходит от слова περίπατος – «(крытая) галерея», служившая лекционным залом (ср. аналогичное происхождение термина «стоики» от «стоа» – «портик»), приобретенная вместе с окружающим садом в собственность Теофрастом [ТЕОФРАСТ] и завещанная им школе (см. завещание Теофраста у Диогена Лаэртия V 52 слл.); ошибочно восходящее к Гермиппу объяснение от περιπατέω – прогуливаюсь.

Хронологически различают: 1) перипатетиков 4–2 вв. до н.э.; 2) возрождение аристотелизма в 1 в. до н.э., связанное с именем Андроника Родосского [АНДРОНИК РОДОССКИЙ]; 3) перипатетиков 1–3 вв. н.э., частично совпадающих с кругом комментаторов Аристотеля. Под перипатетиками в узком смысле иногда понимают философов, непосредственно связанных со школьной традицией в Ликее и относящихся гл. о. к 1-му периоду, а начиная с Андроника говорят о греческом аристотелизме [АРИСТОТЕЛИЗМ] и аристотеликах. Схолархи школы 1-го периода: Аристотель (335/4–323/2); Теофраст (323/2–288/6); Стратон [СТРАТОН] из Лампсака (287/6–269/8); Ликон [ЛИКОН] из Троады (272/68–228/5); Аристон с Кеоса [АРИСТОН С КЕОСА] (228/5–?); Критолай [КРИТОЛАЙ] из Фаселиды (в старости участвовал в посольстве в Рим 156/5); Диодор из Тира – приблизительно до 110; Эримней – ок. 100 до н.э. К 1-му поколению перипатетиков – непосредственных учеников Аристотеля – принадлежат Теофраст и Евдем [ЕВДЕМ] (самые догматические аристотелики), Гераклид Понтийский [ГЕРАКЛИД ПОНТИЙСКИЙ] (связанный также с Древней Академией), Дикеарх [ДИКЕАРХ] и Аристоксен [АРИСТОКСЕН],к ним близок по возрасту Деметрий Филерский; к 4–3 вв. относятся Хамелеон из Гераклеи Понтийской, Клеарх [КЛЕАРХ] из Сол, Фаний [ФАНИЙ] из Эреса и Праксифан с Лесбоса; к 3 в. – Иероним из Родоса; ок. 200 – Гермипп из Смирны, 2 в. – Сотион [СОТИОН] из Александрии и Аристон Младший, ученик Критолая. Фрагменты утраченных сочинений перипатетиков 4–2 вв. (кроме Теофраста) и свидетельства о них изданы с комментариями в собрании Ф.Верли.

Во времена Аристотеля и Теофраста Ликей соединял в себе функции своего рода академии наук (систематическая разработка всех областей знания на основе метода Аристотеля, координация научной работы между отдельными членами школы) с функциями высшей школы афинской молодежи; лекции Теофраста посещало до 2 тыс. слушателей (отсюда новоевропейское понятие лицея). Последним крупным систематиком и теоретиком был Стратон, затем происходит загадочное исчезновение аристотелизма из Перипатетической школы (ср. параллельное исчезновение платонизма из эллинистической Академии): большинство перипатетиков 3–2 вв. занимаются историческими биографиями, литературоведением и популярной этикой – феномен, который объясняют обычно судьбой библиотеки Аристотеля. Согласно Страбону (География 13, 1, 54), Теофраст завещал ее вместе со своими книгами Нелею из Скепсиса (Малая Азия), наследники Нелея свалили ее в подвал, где она пролежала около 200 лет, пострадав от сырости и моли; в течение всего этого времени, по Страбону, перипатетики были лишены трактатов Аристотеля и имели в своем распоряжении только опубликованные научно-популярные («эксотерические») диалога. В 1 в. до н.э. свитки купил библиофил Апелликон из Теоса. После смерти Апелликона Сулла, ограбивший Афины в 86 до н.э., вывез их в Рим, где через грамматика Тиранниона они попали в руки Андронику Родосскому и были изданы, вероятно, вскоре после 43 до н.э. (традиция называет Андроника 11-м схолархом Перипатетической школы).

Перипатетическая традиция от Андроника до Александра основательно изучена в капитальном труде Поля Моро: Moraux Р. Der Aristotelismus bei den Griechen von Andronicos bis Alexander von Aphrodisias, Bd. 1–2, B.–N. Y, 1973–84. Помимо Андроника, Апелликона и Тиранниона, к перипатетикам 1 в. до н.э. принадлежат Аристон из Александрии, Боэт Сидонский, Ксенарх [КСЕНАРХ] из Селевкии, Стасей из Неаполя, Кратипп из Пергама, Николай из Дамаска [НИКОЛАЙ ИЗ ДАМАСКА] и в значительной мере – плодовитый доксограф Арий Дидим. Предполагаемые схолархи школы после Андроника: Кратипп (ок. 45 до н.э.), Ксенарх, Менефил (кон. 1 в. до н.э.), Аспасий [АСПАСИЙ] Афродисийский, Термин (ок. 160), Александр из Дамаска [АЛЕКСАНДР ИЗ ДАМАСКА] (ок. 170), Аристокл из Мессены, Сосиген [СОСИГЕН], Александр Афродисийский [АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ], Аммоний (ок. 230), Проксен (ок. 270). К первым векам н.э. принадлежат также Адраст Афродисийский [АДРАСТ АФРОДИСИЙСКИЙ], Александр из Эг [АЛЕКСАНДР ИЗ ЭГ] (учитель Нерона), Аристотель из Митилены [АРИСТОТЕЛЬ ИЗ МИТИЛЕНЫ] (2 в., учитель Александра Афродисийского [АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ]), Птолемей Хенн из Александрии (автор биографии Аристотеля), Анатолий [АНАТОЛИЙ] Александрийский (учитель Ямвлиха), автор «О декаде» (ок. 280). Все перипатетики, начиная с Андроника, занимались гл. о. текстологией и истолкованием Аристотеля, от большинства из них, за исключением Аспасия, Птолемея Хенна, Александра Афродисийского, Анатолия, ничего не сохранилось, кроме фрагментов и косвенных свидетельств. Вершина аристотелизма первых веков н.э. – Александр Афродисийский. Начиная с 4 в. собственно перипатетическая традиция исчезает (условно причисляют к перипатетикам константинопольского ритора 4 в. Фемистия), задачу комментирования Аристотеля берут на себя неоплатоники.

Фрагменты:

1. Wehrli F.v. (hrsg.), Die Schule des Aristoteles. Texte und Kommentar, Hft. 1–10, Basel–Stuttg., 1967–1969;

2. Suppl., Bd. 1–2, 1974–78.

Литература:

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М, 1975, с. 657–674 (с. 758–759 библ.);

2. Он же. Диоген Лаэртский. М., 1979;

3. Brink К.О. Peripatos, RE, Suppl, VII, 1940, col. 899–949;

4. Düring I. Aristotle in the ancient biographical tradition. Göteborg, 1957;

5. Lynch J.P. Aristotle’s school. A study of a Greek educational institution. Berk.–Los Ang.–L., 1972;

6. Donini P.L. Tri studi sull’aristotelismo nel II secolo d. С Torino, 1974;

7. Moraux P. Der Aristotelismus bei den Griechen von Andronicos bis Alexander von Aphrodisias, Bd. 1–2, B.–N.Y., 1973–84;

8. Gottschalk Η.Β. Aristotelian Philosophy in the Roman World, ANRW II 36, 2, 1987, p. 1079–1174;

9. Barnes J. Roman Aristotle. – Barnes J. and Griffin M. (eds.), Philosophia Togata II: Plato and Aristotle at Rome. Oxf., 1997, p. 1–69;

А.В.Лебедев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА — ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА (ЛИКЕЙ, ПЕРИПАТОС) (греч. peripatoi — крытая галерея) — по названию помещения гимнасия, служившего лекционным залом, — обозначение философской школы Аристотеля. Новейший философский словарь
  2. Перипатетическая школа — (от греч. peripatéo — прохаживаюсь) философская школа, основанная Аристотелем, который имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в Ликее (См. Ликей) со своими слушателями (отсюда название). В первый период развития П. ш. (4—1 вв. до н. Большая советская энциклопедия
  3. ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА — ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА (от греч. peripatos — крытая галерея) — или Ликей (по названию гимнасия на окраине Афин) — философская школа, основанная Аристотелем. После Аристотеля ок. 34 лет возглавлялась Теофрастом. Большой энциклопедический словарь