ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА

ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА – философское направление, представляющее т.н. «второй аверроизм» (см. Аверроизм [АВЕРРОИЗМ]). Получило распространение в 14–16 вв. в Северной Италии в университетах Падуи, Болоньи, Феррары и др. Для латинских аверроистов, в т.ч. и для многих представителей Падуанской школы, характерны представления о творении как о необходимом акте, о вечном существовании мира, о единстве ума-интеллекта, а отсюда отрицание личного бессмертия, равно как воскресения и загробной жизни; они отрицали доктрину божественного предопределения, признавали главенство разума над волей в человеческих поступках, считали, что человек способен достичь счастья на земле без содействия божественной благодати. Отстаивая свободу философского рассуждения, они по существу придерживались «двойственной истины» теории ["ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ" ТЕОРИЯ].

Среди представителей Падуанской школы были как радикальные аверроисты – Анджело дʼАреццо (14 в.), Таддео Пармский (14 в.), Паоло Венето (1372–1429), Николетто Верниа (1420–99), Алессандро Акиллини (1463–1512), Агостино Нифо (ок. 1473 – после 1538) и др., – так и умеренные схоласты-аристотелики, избегающие крайностей аверроизма – утверждения о вечности мира, отрицания Провидения и т.п. Некоторые из них пытались согласовать аверроистские концепции с христианской доктриной, сближаясь с аристотелизмом Фомы Аквинского [ФОМА АКВИНСКИЙ]: одни, как Гаэтано да Тьене (1387–1465), – с самого начала, другие, как Агостино Нифо, – в своих поздних сочинениях. Первым, через кого влияние аверроизма проникло в Падуанский университет, считается медик и философ Пьетро дʼАбано (ок. 1250–1315).

Логический анализ научного знания стал важной частью исследований в рамках школы; особенно большое внимание уделялось уяснению роли опыта в познании, оценке степени достоверности знания, основанного на опыте. Начиная с главного трактата Пьетро дʼАбано «Согласитель расхождений между философами и особенно медиками» (Conciliator differentiarum philosophorum et praecipue medicorum, между 1300 и 1310) и вплоть до работ Якопо Дзабареллы (1533–89), многие представители Падуанской школы занимались проблемой индукции, т.е. поиском метода открытия причин, объясняющих наблюдаемые явления. В качестве такого метода философы-медики использовали процедуру «разложения и составления», или «регресса». Согласно описанию Якопо да Форли (ок. 1350–1414) в его комментарии к трактату Галена «Тегни», для нахождения причины некоторого наблюдаемого явления оно подвергается разложению на составные части, напр., «жар (лихорадка) – на его причины, поскольку жар [в теле] происходит либо от тепла жидкости, либо от газов, либо от членов; и далее, тепло жидкости – это либо тепло крови, либо флегмы и т.д., пока не достигнешь особой причины данного случая жара (лихорадки)». Затем выдвигалась гипотеза, из которой можно было дедуцировать исходные наблюдения, и они рассматривались как эксперимент, посредством которого проверялась гипотеза. Т.к. достоверность такого опытно-гипотетического знания зависит от доказательности гипотетического силлогизма, то логический анализ его истинности приводил к скептическим оценкам. По мнению, напр., Агостино Нифо, т.к. гипотезы наук о природе основываются на фактах, объяснению которых они в свою очередь служат, то утверждения науки о природе сугубо предположительны. Исследования научного метода в Падуанской школе оказали впоследствии влияние на Галилея [ГАЛИЛЕЙ].

Одна из натурфилософских дискуссий в рамках школы была связана с учением о minima naturalia (естественных минимумах). Греческие комментаторы Аристотеля Александр Афродисийский [АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ], Фемистий [ФЕМИСТИЙ] и Иоанн Филопон [ИОАНН ФИЛОПОН] вслед за Аристотелем отрицали бесконечную делимость вещества: каждая телесная субстанция, т.е. каждое вещество, имеет свой собственный минимум величины, ниже которого оно не может существовать. Падуанские аверроисты придали minima naturalia статус физических сущностей, участвующих в физических и химических процессах, что вело к модификации аристотелевского учения о «миксис» (смеси, соединении): если для Аристотеля «смесь» – это однородное целое, не содержащее никаких самых малых частиц входящих в соединение элементов, то для падуанских мыслителей в «смеси» сохраняются образующие ее части.

Наиболее острые философские дискуссии в итальянских университетах велись о бессмертии разумной души. Спор шел между аверроистами, которые, отвергая личное бессмертие, допускали бессмертие надындивидуального, единого для всего человечества ума-интеллекта, и александристами, вообще отвергавшими бессмертие души. По мнению аверроистов, надындивидуальный возможный интеллект сопрягается в отдельном человеке с телом, которое он организует и при посредстве которого осуществляет познавательную деятельность, а после смерти возвращается к самому себе. Поскольку в своей деятельности интеллект опирается на чувственное восприятие, для своего существования он нуждается в вечном существовании человечества, возможность чего обосновывается следующим образом: т.к. мир вечен, то не было первого человека и никогда не будет последнего. Человеческий род бессмертен и потому, что в каждом человеке есть бессмертное начало – разумная природа, общая всем людям (возможный интеллект).

Против этой доктрины выступали т.н. александристы (П.Помпонацци [ПОМПОНАЦЦИ] и др.), которые, следуя истолкованию Александром Афродисийским трактата Аристотеля «О душе», вообще отвергали бессмертие души. Александристы считали душу смертной сущностью, органически связанной с телом, с распадом которого она уничтожается. Помпонацци, настаивая в противовес аверроистам на единстве души как формы и акта органического тела, отвергает тем самым и надындивидуальное бессмертие. Хотя разумная душа человека, как все, имеющее природу разума, в своем бытии не нуждается в теле, но человеческий разум, в отличие от высших разумных субстанций, во всех своих действиях опирается на представление, т.е. нуждается в теле как в объекте, а потому не является полностью отделенным от тела.

Представители Падуанской школы осуществили издание сочинений Аристотеля и Аверроэса.

Литература:

1. Nardi В. Saggi sullʼaristotelismo padovano dal secolo XIV al XVI. Firenze, 1958;

2. Randall J.H. The School of Padua and the Emergence of Modern Science. Padua, 1962;

3. Di Napoli G. Lʼimmortalità dellʼanima nel Rinascimento. Torino, 1963;

4. Schmitt Ch.B. Aristotle and the Renaissance. Cambr. – L., 1983.

См. также лит. к ст. Помпонацци [ПОМПОНАЦЦИ], Сигер Брабантский [СИГЕР БРАБАНТСКИЙ].

В.П.Гайденко

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Падуанская школа — I Падуа́нская шко́ла в философии, философское направление 14—16 вв., развивавшее традиции аристотелизма в их аверроистской интерпретации (см. Аверроизм) либо в истолковании Александра Афродизийского (конец 2 — начало 3 вв. Большая советская энциклопедия
  2. Падуанская школа — Живописная школа, сложившаяся в Падуе и сыгравшая значит, роль в становлении искусства Возрождения в Северной Италии. В XIV в. в Падуе работали живописец Джотто и его многочисленные последователи... Художественная энциклопедия