МИР

МИР – многозначное понятие научно-философского дискурса; наиболее близкими к нему являются понятия бытия, существующего и существования, природы, целого, Вселенной, космоса. Понятие «мир» выступает как одна из самых фундаментальных онтологических интуиций, определяя базовые предпосылки гносеологии.

Основная дивергенция в семантике понятия «мир» проходит по рубежу, отделяющему представление о космологическом единстве сущего от частных или локальных (групповых, сериальных и т.д.) форм упорядоченных единств. Кант определял мир как «совокупность всех явлений», выступающую предметом космологии. Но в более абстрактном плане он рассматривал понятие «мир» как «целокупность синтеза» явлений того или иного определенного плана, сближая его логическое ядро со своим понятием схемы. В этом смысле мир можно определить как особенное всеобщее, взятое в полноте своей эмпирической развертки. Так, напр., мир кино – это все состояния кинопродуцирующей активности человека. Определение понятия «мир» через принцип, порождающий конкретное единство многообразия явлений, означает, что мир в указанном смысле всегда есть мир чего-то. Принцип или начало единства выступает здесь и как источник генезиса мира, и как его носитель (напр., мир Гомера или мир Шекспира, мир ученых и т.п.). В греческом слове κόσμος, как и в его латинской транскрипции, подчеркивается значение «порядка», «строя», «устроения», «украшения», «наряда» с морально-позитивным оттенком; существующий в современном русском языке омоним и омограф мира как Вселенной (мир) означает не просто отсутствие вражды, но и гармоническое устроение сущего.

В античности существовали три основные традиции в истолковании понятия «мир» в космологическом смысле. Во-первых, мир понимался как единственно сущая тотальность «неба», в центре которого находится неподвижная Земля, за которой следуют планеты, а за ними – сфера неподвижных звезд. Мыслимый т.о. мир вмещает в себя все вещество и все пространство. Такой взгляд характерен для Аристотеля, система мира которого, будучи соединенной с астрономической системой Птолемея, стала основой космологической мысли и господствующей картиной мира вплоть до 15–16 вв. Во-вторых, в атомизме наш мир также включает, как и у Аристотеля, все видимые небесные тела с Землей в его центре, однако при этом утверждается, что миров во Вселенной бесконечное множество. Мир в таком истолковании расходится в своем значении с понятием Вселенной, в то время как у Аристотеля эти понятия совпадают. В-третьих, в орфико-пифагорейской традиции, а также у Гераклида Понтийского, Посидония и Клеомеда любое небесное тело считалось миром, причем населенным, в частности Луна считалась населенной душами умерших. Такое понимание мира, на долгие столетия оттесненное господством аристотелевско-птолемеевской системы, возобновляется в эпоху Возрождения, способствуя размыканию и гомогенизации замкнутого иерархического античного космоса и созданию нового космологического видения.

У Платона мир (космос) как прекрасный и одушевленный «порядок» создан демиургом не из ничто, а из «беспорядка» (Тим. 30 а-b). Мир у Аристотеля вечен, несотворен, все существующее в нем движимо перводвигателем. У атомистов миры возникают в результате атомных вихрей и с неизбежностью распадаются, что постоянно происходит в бесконечной Вселенной (τὸ πᾶν, τὰ πάντα). Понятия мира у атомистов и у Аристотеля близки между собой – в обоих случаях это в качественно-структурном отношении геоцентрический замкнутый и конечный мир, ограниченный в одном случае «крайней сферой» (Аристотель), а в другом – «мембраной» или «оболочкой» (атомисты). Аналогия прослеживается и в отношении внутри-космического дуализма (противопоставление центра, мирящего периферии). Однако радикальное различие в мировоззрении и в исходных принципах приводит к тому, что если Аристотель защищает тезис о единственности мира и о его целесообразном и иерархическом устройстве, то атомисты учат о бесконечной множественности миров, подчиненных случаю и механическим закономерностям, не оставляющим никакого места в устройстве мира телеологическому принципу.

Если для античных философов важно было отстоять идею вечности мира, то для христианских мыслителей, напротив, на передний план в идейной борьбе выступает задача утвердить тезисы о сотворении мира из ничего (creatio ex nihilo) и о божественном провидении, управляющем миром. Самым непримиримым противником нового христианского представления о мире был античный атомизм с его отрицанием разумного промысла в устройстве и функционировании мироздания и учением о бесконечном множестве миров. Ситуация изменилась после 1277, когда парижский епископ осудил аристотелевский тезис о невозможности множества миров. Значительный шаг в расшатывании аристотелевской концепции мира был сделан Николаем Кузанским, сочетавшим принцип всеобщей одушевленности органического мирового целого с принципом его разомкнутости («хотя этот мир не бесконечен, но, однако, его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут» – Об ученом незнании, II, 11, 156). При этом происходит переоценка самого понятия бесконечности – ее низкая оценка, типичная в целом для античности, сменяется утверждением ее поистине божественной природы. В соответствии с древней орфико-пифагорейской традицией «миры» у Кузанца понимаются как видимые и невидимые небесные тела или «звезды», на которых существует жизнь и даже разумные обитатели. Миры-«звезды» гармонично взаимодействуют друг с другом, выступая тем самым органами единого целого, отсылающего к своему Творцу. Подобное представление о мире мы находим и у Дж.Бруно, у которого, однако, мотивы христианской теологии, типичные для Кузанца, уступают место герметизму и открыто выраженному пантеизму. Мир у Бруно – анимистические образования («великие животные»), а Вселенная не просто открыта и разомкнута, а актуально бесконечна, практически мало чем отличаясь от Бога.

У христианских мыслителей мир понимается как конечное пространственно-временное тварное образование, имеющее свои начало и конец (эсхатология) и представляющее собой средоточие всего «мирского» как нравственно и духовно несовершенного состояния. В иудео-христианской традиции мир мыслится как бытие, онтологически неполное и преходящее, в противоположность божественному Слову, которое вечно и абсолютно («небо и земля прейдут, но слова мои не прейдут».– Матф. 24:35).

В философии нового времени, особенно в ее секуляризованных вариантах, понятие «мир» приобретает значение единственно значимого предмета философской мысли. Так, у Шопенгауэра мир истолковывается «как воля и представление», исчерпывающие фундаментальные определения бытия и познания. В философии Ницше, радикализирующего учение Шопенгауэра, дух и трансцендентное начало лишаются самостоятельного бытия, а мир истолковывается исключительно как сфера постороннего и имманентного существования, абсолютным принципом которого выступает «воля к власти». Большое значение придается понятию «мир» в феноменологии позднего Гуссерля, выдвинувшего концепцию «жизненного мира». Отказываясь от ранее принимаемого им примата трансцендентального субъекта над его миром, Гуссерль развивает теорию интерсубъективности, определяющей объективный мир вещей и одновременно зависимой от него. Интерсубъективность мыслится вместе с конкретным исторически данным миром-феноменом, миром жизни или «жизненным миром», выступающим предельным и подвижным «горизонтом» всех целей и способов видения мышления и деятельности человека. Гуссерль проводит различие между миром, как он дан в научном знании, и миром, в котором мы живем. Этот второй мир и есть «жизненный мир», служащий интерсубъективно данной основой всего опыта человека, в т. ч. и научного. В его описании, в выявлении его структуры философ видит важную задачу феноменологии. Ученик Гуссерля Хайдеггер также широко использует понятие «мир», анализируя его различные смыслы. «Бытие-в-мире» есть, по Хайдеггеру, фундаментальный конститутив «присутствия» (Dasein). В этом понимании мир как нечто внешнее по отношению к человеку исчезает, раскрываясь в своей «мирности» (Weltlichkeit), высвечиваемой в экзистенциальной аналитике «присутствия». В концепции историчности Хайдеггера мир выступает как событие, как фундаментальная «определенность присутствия», не являющаяся его следствием, но структурирующая его. «Событие истории, – говорит Хайдеггер, – есть событие бытия-в-мире. Историчность присутствия есть по своему существу историчность мира» (Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997, с. 388). Судьба мира, по Хайдеггеру, связана с судьбой бытия. Действительно, в новое время, как считает философ, мир превращается в «картину мира», становится «представлением», что отвечает господству математического естествознания как культурной парадигмы, выступающей проявлением «забвения бытия», лежащего в основе европейской метафизики.

В современной науке понятие единой картины мира лишается своей обоснованности и на передний план выступают такие характеристики мира, как сложность, случайность, нелинейность, множественность, историчность и связанность его с человеком и жизнью в целом. Все эти черты мира развиваются в современной постнеклассической науке (синергетика, теория диссипативных структур, антропный принцип в космологии и т.д.).

Литература:

1. Визгин В.П. Идея множественности миров. Очерки истории. М., 1988;

2. Бибихин В.В. Мир. Томск, 1995;

3. Brand G. Welt. Ich und Zeit nach unveröffentlichten Manuskripten Edmund Husserls. Den Haag, 1955;

4. Lebenswelt und Wissenschaft in der Philosophie Edmund Husserls, hrsg. von E.Ströker. Fr./M., 1979;

5. Bohrmann K. Die Welt als Verhältnis: Untersuchungen zu einem Grundgedanken in den späten Schriften Martin Heideggers. Fr./M., 1983;

6. Couturier P. Monde et être chez Heidegger. Montreal, 1971.

В.П.Визгин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. мир — 1) -а, мн. миры, м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. — Звезды, даже самые маленькие, — все это миры! Как ничтожен человек в сравнении со вселенной!... Малый академический словарь
  2. МИР — 1. МИР I — англ. world; нем. Welt. 1. Вселенная, а также часть ее, планета и, в частности, земной шар, свет. 2. Люди, население земного шара. 3. Объединенное по к.-л. признакам человеческое общество, человеческая среда (напр., античный мир). Социологический словарь
  3. МИР — Наименование в России 13 — нач. 20 вв. сел. общины. Крест. М. существовали как на черных, т. е. гос. землях, так и на дворцовых, боярских и монастырских. С развитием в 16 в. поместной системы крест. М. в центр. р-нах Рус. Советская историческая энциклопедия
  4. мир — 1. мир/¹ (Вселенная). 2. мир/² (согласие). Морфемно-орфографический словарь
  5. мир — Тишина, спокойствие. Краткий церковнославянский словарь
  6. Мир — I международный, отношения между народами и государствами, основывающиеся на проведении внешней политики ненасильственными средствами и соблюдении принятых на себя (и закрепляемых обычно в договорах) обязательств... Большая советская энциклопедия
  7. мир — орф. мир, -а, мн. -ы, -ов; но: проспект Мира, площадь Мира (в некоторых городах) Орфографический словарь Лопатина
  8. мир — Древнерусское – миръ. Старославянское – миръ. Общеславянское – mirъ. Слово «мир» является славянским по происхождению. В русском языке встречается с XI в. Основой возникновения слова послужил общеиндоевропейский корень со значением «кроткий», «милый». Этимологический словарь Семёнова
  9. Мир — (Шалом) Люди обязаны любить М. и стремиться к М., ибо вся Вселенная зиждется на М., и не нашел Господь иного источника блага для Израиля, кроме М. И того, кто любит М. и стремится к М., приветствует М. и обеспечивает... Энциклопедия иудаизма
  10. МИР — Слово, образованное путем изменения арабского слова эмир. Это слово имело значения "военачальник, повелитель, глава государства, начальник; господин". Антрополексема. Словарь татарских мужских имён
  11. мир — На миру и смерть красна (пословица) — не страшно умереть на людях, в кругу своих. Пустить по миру (разг.) — разорить, заставить нищенствовать. ► Враги пустили его по миру. Пойти по миру (разг.) — обеднев, начать побираться. Фразеологический словарь Волковой
  12. мир — • безграничный ~ Словарь русской идиоматики
  13. Мир — Мир, пространство, порядок и образ вещей, к-рые Богом предназначены для жизни человека. I. СЛОВО «МИР» В ВЗ: 1) евр. ВЗ не знает единого обозначения для понятия «М. Библейская энциклопедия Брокгауза
  14. мир — I покой; перемирие прот. != война, ссора см. >> дружба, согласие, спокойствие, тишина см. также -> заключить мир II см. также -> свет, вселенная, космос, земля, шар земной; подлунная, подсолнечная, поднебесная; юдоль (= долина) земная... Словарь синонимов Абрамова
  15. мир — Поскольку в русском языке этим словом обозначаются два различных понятия: а) покой, гармония, благополучие; и б) общество людей, характер этого общества; в некоторых местах может возникнуть затруднение в понимании, какое из них имеется в виду. Библейский словарь Вихлянцева
  16. мир — (иноск.) — среда Ср. Я знал одной лишь думы власть, Одну — но пламенную страсть: Она, как червь во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. Фразеологический словарь Михельсона
  17. мир — [Вселенная] сущ., м., ??? (нет) чего? мира, чему? миру, (вижу) что? мир, чем? миром, о чём? о мире и в миру; мн. что? миры, (нет) чего? миров, чем? мирам, (вижу) что? миры, чем? мирами, о чём? о мирах 1. Мир — это всё, что существует на Земле и в космосе. Толковый словарь Дмитриева
  18. мир — Славянобалтийск. (ср. латышск. miers «мир», лит. mieras «мир, тишина»). Суф. производное (суф. -р-, ср. пир, жир и т. п.) от той же основы, что и милый. Этимологический словарь Шанского
  19. Мир — А, муж. Слав. редк. Отч.: Мирович, Мировна. Происхождение: (Употребление нариц. сущ. мир в качестве личного имени.) Словарь личных имен
  20. мир — Отсутствие войны, вражды, согласие; соглашение о прекращении военных действий. О характере, последствиях; об оценке мира. Бескровный, бесславный, благодатный (устар. поэт), благодетельный (устар.), благополучный (устар. Словарь эпитетов русского языка
  21. мир — ВОЙНА — МИР Я непоколебимо верю, что наука и мир восторжествуют над невежеством и войной, что народы сойдутся друг с другом не для разрушения, а для созидания. Кони. Пирогов и школа жизни. Словарь антонимов русского языка
  22. мир — I. (в значении покой, противоп. войне) • Благоденственный (Мей). II. (в значении пространство) • Безбрежный (Бальмонт). • Бескрайный (Зайцев). • Беспечный (Балтрушайтис). • Грешный (Фофанов). • Дольний (Бальмонт). • Дольный (Баратынский). Словарь литературных эпитетов
  23. мир — МИР 1. МИР, -а; мн. миры, -ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Далёкие звёздные миры. Изучать марсианский мир. Толковый словарь Кузнецова
  24. мир — 1. МИР1, а, мн. ы, ов, м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная область Вселенной, планета. Звёздные миры. 3. ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Толковый словарь Ожегова
  25. мир — Название сельской, а также городской (посадской) общины в России в XIII — начале XX вв. члены м . собирались на сход для раскладки и сбора податей, перераспределения пустующих общинных земель. Большой юридический словарь
  26. мир — МИР, мира, мн. миры, ·муж. 1. только ед. Вселенная в ее совокупности; система мироздания, как целое. Теории о происхождении мира. Миф о сотворении мира. Птоломеева система мира. Коперникова система мира. Толковый словарь Ушакова
  27. мир — Общеславянское слово. Родственные находим в литовском (mieras – "мир, тишина"), латышском (miers – "мир"). Этимологический словарь Крылова
  28. Мир — (κόσμος, mundus, Welt) в собственно философском смысле — связная совокупность множественного бытия в отличие от единого начала бытия (отсюда противоположение: Бог и М.). Далее, название... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  29. мир — Род. п. -а, укр. мир "весь мир, народ, спокойствие, согласие", др.-русск., ст.-слав. миръ εἰρήνη, κόσμος (и то и др. в Остром., Супр.), болг. мир(ъ́т) "мир, спокойствие, свет", сербохорв. ми̑р, род. п. ми́ра "мир, покой", словен. mȋr – то же, чеш. Этимологический словарь Макса Фасмера
  30. МИР — МИР — название крестьянской общины в России 13 — нач. 20 вв. "МИР" — орбитальная станция для полета по околоземной орбите. Создана в СССР на базе конструкции станции "Салют", выведена на орбиту 20.2.1986. Большой энциклопедический словарь
  31. мир — мир I м. 1. Вселенная в её совокупности; система мироздания как целое. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. 3. Земной шар, Земля со всем существующим на ней. || Совокупность людей, населяющих Землю, а также организаций, стран и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  32. мир — 1. МИР (мiръ) м. вселенная; вещество в пространстве и сила во времени (Хомяков). || Одна из земель вселенной; особ. || наша земля, земной шар, свет; || все люди, весь свет, род человеческий; || община, общество крестьян; || сходка. В последнем знач. Толковый словарь Даля