Мир

I

международный, отношения между народами и государствами, основывающиеся на проведении внешней политики ненасильственными средствами и соблюдении принятых на себя (и закрепляемых обычно в договорах) обязательств; отсутствие организованной вооружённой борьбы между государствами. В антагонистических классовых обществах М. прерывается войнами и закрепляет их результаты. Характер М., как и характер войны (См. Война), определяется исторической ступенью развития общества, политикой господствующих классов.

Новая эпоха исторического развития начинается с возникновения социализма, в самой природе которого заложено стремление к М. между народами. Вечный М. между народами, исключающий всякие войны и подготовку к ним, является международным принципом коммунистического общества (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 17, с. 5), одним из великих идеалов, за которые борются коммунисты (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 26, с. 304).

Идеал жизни без войн, когда в международных отношениях соблюдались бы общепризнанные нормы справедливости, восходит к глубокой древности: легенды о «золотом» веке, антивоенная утопия Лао-цзы (Китай), роман древнегреческого писателя Ямбула о солнечном государстве. Идеологи рабовладельческого класса, отвергая возможность длительного равноправного М. с «варварами», ставили вопрос о М. как внутреннюю проблему определённого народа: китайцев (Мо-цзы), эллинов (Аристотель). В феодальной Европе необходимость отражения опасности чужеземного нашествия вызвала к жизни политические планы устранения распрей путём союза государств: «русского М.» Романа Галицкого (13 в.), «всеобщего европейского М.» французского мыслителя П. Дюбуа (14 в.) и чешского короля Йиржи Подебрада (15 в.).

В 17—18 вв. появляются проекты общеевропейских или всемирных организаций для мирного решения международных споров: Э. Круа (Франция, 1623), У. Пенна (США, 1693), французского публициста Ш. Сен-Пьера (1708), английского экономиста Дж. Беллерса (1710), немецкого философа И. Канта (1795), русского просветителя В. ф. Малиновского (1803) и др. Прогрессивные мыслители 17—18 вв. выдвинули в качестве основных принципов международных отношений равноправие и уважение суверенитета народов, связав реализацию их с требованием ликвидации феодально-династических устоев как условия «вечного М.». В 17 в. основоположник науки международного права Г. Гроций развивал идею гуманизации войн, регулирования отношений между государствами в интересах М. В отличие от просветителей и буржуазных демократов, французские утопические коммунисты 18 в. (Морелли, Г. Мабли) указывали, что для устранения войн нужно изменить социальное устройство наций на основе общности имущества. После наполеоновских войн (1815) в Европе зародилось пацифистское движение, стремившееся обеспечить М. на почве капиталистических отношений; оно сыграло известную роль в разработке конвенций и соглашений о гуманизации методов ведения войны, о мирном разрешении международных споров и столкновений (например, Гаагские конвенции 1899 и 1907; создание в 1899 Постоянной палаты третейского суда, действовавшей как орган международного арбитража).

С середины 40-х гг. 19 в. против милитаризма и войн выступает рабочее движение. «...Объединение рабочего класса разных стран, — писал К. Маркс, — в конечном счете должно сделать войны между народами невозможными» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 556). 1-й Интернационал рассматривал борьбу за М. как часть борьбы за освобождение рабочего класса. Подчёркивая необходимость и возможность защиты М. в условиях капитализма, Ф. Энгельс выдвинул в 1893 проект общеевропейской безопасности на основе разоружения как гарантии М. В начале 20 в. международное социалистическое движение, партия большевиков выработали антимилитаристскую тактику пролетариата, нашедшую отражение в решениях Штутгартского (1907) и Базельского (1912) конгрессов 2-го Интернационала. В годы 1-й мировой войны 1914—18 В. И. Ленин разработал вопрос о М. в связи с социалистической революцией пролетариата. Ставя проблему М. конкретно исторически, в связи с определёнными политическими требованиями и интересами рабочего класса и народных масс, Ленин отмечал в марте 1917 в «Письмах из далека», что только пролетарское государство в состоянии «...добиться мира, притом не империалистского мира, не сделки между империалистскими державами о дележе награбленной капиталистами и их правительствами добычи, а действительно прочного и демократического мира, который не достижим без пролетарской революции в ряде стран» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 31, с. 55).

Поворот в мировой политике от империалистического М., с вырастающими из него войнами, к прочному демократическому М., который закладывает основы для полного устранения войн, начался с победой Великой Октябрьской социалистической революции в 1917. В первом акте Советского правительства — Декрете о мире (См. Декрет о мире) программа демократического М. была органически связана с новым принципом международных отношений, рождённым социалистической революцией, — принципом мирного сосуществования социалистических и капиталистических систем. Борьба Советского государства и международного рабочего класса во главе с партиями 3-го Интернационала в период между двумя мировыми войнами за новые принципы мировой политики, выдвинутые социализмом, развитие и укрепление могущества первой социалистической державы, а затем мировой системы социализма — исторические шаги к созданию решающих гарантий устойчивого М.

Современная постановка вопроса о М., обоснованная коммунистическими и рабочими партиями на международных Совещаниях 1957, 1960, 1969, исходит из изменения соотношения сил между социализмом и капитализмом на мировой арене, из принципиального положения о том, что последовательная миролюбивая политика СССР и других социалистических государств, растущее влияние их согласованной политики на ход мировых событий, усиление борьбы рабочего класса и всех трудящихся в странах капитала, рост национально-освободительного движения, выступление широких кругов мировой демократической общественности — сторонников М. устраняют фатальную неизбежность новой мировой войны. Вследствие невиданно возросшей разрушительной силы средств войны вопрос о М. стал общечеловеческой проблемой, для разрешения которой необходимы совместные действия во имя защиты М. всех, кто заинтересован в спасении плодов труда и творческих усилий человечества, независимо от убеждений и политических взглядов. С одной стороны, борьба за М. неотделима от развития антиимпериалистического движения и сливается с борьбой за свободу народов, прогресс и демократию; с другой — упрочение М. создаёт благоприятные условия для освободительной борьбы трудящихся.

Коммунисты отвергают как псевдореволюционную экстремистскую идею утверждения социализма и М. в результате войны, так и правооппортунистическое понимание М. как отказ от классовой борьбы, от борьбы с буржуазной идеологией и политикой. Усилив наступление на империализм, являющийся источником военной опасности, можно добиться решающего превосходства над ним, нанести поражение его агрессивной политике, навязать империалистам мирное сосуществование и претворить в жизнь стремления народов к М. Важнейшими предпосылками М. являются прекращение гонки вооружений и разоружение, ликвидация военных блоков и очагов войны, отпор актам агрессии и международного произвола, развитие международного сотрудничества. Борьба Советского государства, других миролюбивых сил за осуществление коренного поворота к разрядке в международных отношениях привела в 1-й половине 70-х гг. к созданию новой ситуации, когда реальной стала задача обеспечения необратимости сдвигов, происшедших на мировой арене в пользу М. и мирного сосуществования государств с различным общественным строем. См. также ст. Мирное сосуществование.

Лит.: Маркс К., Первое воззвание Генерального совета Международного Товарищества Рабочих о франко-прусской войне, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 17; Энгельс Ф., Может ли Европа разоружиться?, там же, т, 22; Ленин В. И., О международной политике и международном праве. [Сб.], М., 1958; Документы Совещания представителей коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1960; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий, Москва, 1969, Прага, 1969; XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет, т. 1—2, М., 1971; Либкнехт К., Милитаризм и антимилитаризм..., М., 1960; Трактаты о вечном мире. [Сб.], М., 1963; Проблемы войны и мира, М., 1967.

Е. Г. Панфилов.

II

название крестьянской сельской, а также городской (посадской) общины (См. Община) в России в 13 — начале 20 вв. Первоначально (с 13 в.) М. существовал в деревнях и сёлах на государственных, дворцовых, боярских и монастырских землях. Члены М. собирались на сход для раскладки и сбора податей, перераспределения пустующих общинных земель. Термин «М.» при его рассмотрении с административно-правовой стороны был равнозначен термину «община».

III

посёлок городского типа в Кореличском районе Гродненской обл. БССР, в 17 км от ж.-д. станции Городея (на линии Минск — Барановичи). Спиртовой завод. Памятники архитектуры — замок феодального рода Иллиничей (начало 16 в.) с каменным дворцом (2-я половина 16 в.).

IV

(«Мир»,)

научно-техническое издательство Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Находится в Москве. Основано в 1946 как Издательство иностранной литературы, в 1964, после реорганизации этого издательства и Государственного издательства литературы на иностранных языках, получило название «М.». Выпускает в переводе на русский язык опубликованные за рубежом научные монографии, учебные пособия и тематические сборники по математике, теоретической механике, физике, химии, биологии, астрономии, геофизике, космическим исследованиям, геологии, по новой технике (включая проблемы новых источников энергии, материаловедения и ракетной техники), а также произведения научно-популярной и научно-фантастической литературы. На английском, испанском, французском, итальянском, немецком и арабском языках в издательстве «М.» выходят переводы советской научно-технической литературы, в том числе монографии, учебники и учебные пособия для высших и средних специальных учебных заведений по естественным и прикладным техническим наукам, по медицине, а также советской научно-популярной и научно-фантастической литературы.

В 1972 выпущено 540 названий книг и брошюр (108 млн. печатных листов-оттисков) общим тиражом 5,7 млн. экземпляров. Книги издательства «М.» распространяются более чем в 100 странах.

Кроме книг, издательство «М.» выпускает критико-библиографический ежемесячный журнал «Новые книги за рубежом» (3 серии), сборники переводов «Математика», «Механика», «Вопросы ракетной техники».

Н. Т. Божко.

V

(«Мир»,)

объединённые энергосистемы (ОЭС) европейских стран — членов СЭВ. Организация параллельной работы энергосистем «М.» относится к основным направлениям развития международного социалистического разделения труда в электроэнергетике, обусловленного, в частности, неравномерным размещением природных топливно-энергетических ресурсов. Обеспечение параллельной работы национальных энергосистем позволяет увеличить взаимный обмен электроэнергией между странами-участницами, уменьшить общий потребный резерв мощности в энергосистемах, повысить экономичность их работы и надёжность электроснабжения потребителей. Рекомендации по начальному этапу осуществления параллельной работы энергосистем «М.», сооружению межсистемных линий электропередачи разработаны Постоянной комиссией СЭВ по электроэнергии на основе предложений стран и одобрены 11-й сессией СЭВ в 1959. В 1972 было 22 линии электропередачи напряжением 110—400 кв, соединивших энергосистемы НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР (Львовская энергосистема) и ЧССР, их общая пропускная способность ~ 7200 Мва. В 1963 создана межсистемная узловая трансформаторная подстанция 220/400 кв в Мукачево (СССР), соединившая энергосистемы ВНР, СРР, ЧССР и Львовскую энергосистему СССР. Для более полного использования технических и экономических преимуществ параллельной работы энергосистем «М.» и координации действий государственных диспетчерских управлений правительства НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР подписали в 1962 Соглашение об образовании Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) объединённых энергосистем с местопребыванием в Праге. Общая установленная мощность электростанций энергосистем «М.» (СССР — Львовская энергосистема) к концу 1972 превысила 62 Гвт, увеличившись за 10 лет существования ЦДУ примерно в 2,4 раза. В такой же пропорции увеличилась суммарная выработка электроэнергии в ОЭС, составившая в 1972 около 302 млрд. квтч. Темпы роста межгосударственного обмена электроэнергией за 1962—72 в 2 раза превысили темпы роста потребления электроэнергии. Величина обмена электроэнергией в 1972 составляла ок. 16 млрд. квтч. Экономический эффект от параллельной работы энергосистем формируется в результате аварийной взаимопомощи, снижения потребной генерирующей мощности в каждой из стран за счёт несовпадения максимумов нагрузки национальных энергосистем, находящихся в разных поясах времени, снижения общей величины мощности резерва. Эффект от совмещения графиков нагрузки национальных энергосистем в период годового максимума 1972 был более 1 Гвт. Режимные внеплановые поставки электроэнергии заинтересованным энергосистемам в 1972 в порядке взаимопомощи составили около 850 млн. квтч.

Процесс развития энергосистем «М.» продолжается. Исследуются возможности дальнейшего развития в ОЭС межсистемных высоковольтных линий электропередачи. Выявление основных тенденций перспективного развития энергосистем «М.» и разработка предложений по расширению и углублению сотрудничества в этом направлении — одна из проблем, предусмотренных Комплексной программой дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ в области электроэнергетики (см. Интеграция социалистическая экономическая).

Ю. Н. Савенко.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МИР — МИР – многозначное понятие научно-философского дискурса; наиболее близкими к нему являются понятия бытия, существующего и существования, природы, целого, Вселенной, космоса. Новая философская энциклопедия
  2. мир — 1) -а, мн. миры, м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. — Звезды, даже самые маленькие, — все это миры! Как ничтожен человек в сравнении со вселенной!... Малый академический словарь
  3. МИР — 1. МИР I — англ. world; нем. Welt. 1. Вселенная, а также часть ее, планета и, в частности, земной шар, свет. 2. Люди, население земного шара. 3. Объединенное по к.-л. признакам человеческое общество, человеческая среда (напр., античный мир). Социологический словарь
  4. МИР — Наименование в России 13 — нач. 20 вв. сел. общины. Крест. М. существовали как на черных, т. е. гос. землях, так и на дворцовых, боярских и монастырских. С развитием в 16 в. поместной системы крест. М. в центр. р-нах Рус. Советская историческая энциклопедия
  5. мир — 1. мир/¹ (Вселенная). 2. мир/² (согласие). Морфемно-орфографический словарь
  6. мир — Тишина, спокойствие. Краткий церковнославянский словарь
  7. мир — орф. мир, -а, мн. -ы, -ов; но: проспект Мира, площадь Мира (в некоторых городах) Орфографический словарь Лопатина
  8. мир — Древнерусское – миръ. Старославянское – миръ. Общеславянское – mirъ. Слово «мир» является славянским по происхождению. В русском языке встречается с XI в. Основой возникновения слова послужил общеиндоевропейский корень со значением «кроткий», «милый». Этимологический словарь Семёнова
  9. Мир — (Шалом) Люди обязаны любить М. и стремиться к М., ибо вся Вселенная зиждется на М., и не нашел Господь иного источника блага для Израиля, кроме М. И того, кто любит М. и стремится к М., приветствует М. и обеспечивает... Энциклопедия иудаизма
  10. МИР — Слово, образованное путем изменения арабского слова эмир. Это слово имело значения "военачальник, повелитель, глава государства, начальник; господин". Антрополексема. Словарь татарских мужских имён
  11. мир — На миру и смерть красна (пословица) — не страшно умереть на людях, в кругу своих. Пустить по миру (разг.) — разорить, заставить нищенствовать. ► Враги пустили его по миру. Пойти по миру (разг.) — обеднев, начать побираться. Фразеологический словарь Волковой
  12. мир — • безграничный ~ Словарь русской идиоматики
  13. Мир — Мир, пространство, порядок и образ вещей, к-рые Богом предназначены для жизни человека. I. СЛОВО «МИР» В ВЗ: 1) евр. ВЗ не знает единого обозначения для понятия «М. Библейская энциклопедия Брокгауза
  14. мир — I покой; перемирие прот. != война, ссора см. >> дружба, согласие, спокойствие, тишина см. также -> заключить мир II см. также -> свет, вселенная, космос, земля, шар земной; подлунная, подсолнечная, поднебесная; юдоль (= долина) земная... Словарь синонимов Абрамова
  15. мир — Поскольку в русском языке этим словом обозначаются два различных понятия: а) покой, гармония, благополучие; и б) общество людей, характер этого общества; в некоторых местах может возникнуть затруднение в понимании, какое из них имеется в виду. Библейский словарь Вихлянцева
  16. мир — (иноск.) — среда Ср. Я знал одной лишь думы власть, Одну — но пламенную страсть: Она, как червь во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. Фразеологический словарь Михельсона
  17. мир — [Вселенная] сущ., м., ??? (нет) чего? мира, чему? миру, (вижу) что? мир, чем? миром, о чём? о мире и в миру; мн. что? миры, (нет) чего? миров, чем? мирам, (вижу) что? миры, чем? мирами, о чём? о мирах 1. Мир — это всё, что существует на Земле и в космосе. Толковый словарь Дмитриева
  18. мир — Славянобалтийск. (ср. латышск. miers «мир», лит. mieras «мир, тишина»). Суф. производное (суф. -р-, ср. пир, жир и т. п.) от той же основы, что и милый. Этимологический словарь Шанского
  19. Мир — А, муж. Слав. редк. Отч.: Мирович, Мировна. Происхождение: (Употребление нариц. сущ. мир в качестве личного имени.) Словарь личных имен
  20. мир — Отсутствие войны, вражды, согласие; соглашение о прекращении военных действий. О характере, последствиях; об оценке мира. Бескровный, бесславный, благодатный (устар. поэт), благодетельный (устар.), благополучный (устар. Словарь эпитетов русского языка
  21. мир — ВОЙНА — МИР Я непоколебимо верю, что наука и мир восторжествуют над невежеством и войной, что народы сойдутся друг с другом не для разрушения, а для созидания. Кони. Пирогов и школа жизни. Словарь антонимов русского языка
  22. мир — I. (в значении покой, противоп. войне) • Благоденственный (Мей). II. (в значении пространство) • Безбрежный (Бальмонт). • Бескрайный (Зайцев). • Беспечный (Балтрушайтис). • Грешный (Фофанов). • Дольний (Бальмонт). • Дольный (Баратынский). Словарь литературных эпитетов
  23. мир — МИР 1. МИР, -а; мн. миры, -ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Далёкие звёздные миры. Изучать марсианский мир. Толковый словарь Кузнецова
  24. мир — 1. МИР1, а, мн. ы, ов, м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная область Вселенной, планета. Звёздные миры. 3. ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Толковый словарь Ожегова
  25. мир — Название сельской, а также городской (посадской) общины в России в XIII — начале XX вв. члены м . собирались на сход для раскладки и сбора податей, перераспределения пустующих общинных земель. Большой юридический словарь
  26. мир — МИР, мира, мн. миры, ·муж. 1. только ед. Вселенная в ее совокупности; система мироздания, как целое. Теории о происхождении мира. Миф о сотворении мира. Птоломеева система мира. Коперникова система мира. Толковый словарь Ушакова
  27. мир — Общеславянское слово. Родственные находим в литовском (mieras – "мир, тишина"), латышском (miers – "мир"). Этимологический словарь Крылова
  28. Мир — (κόσμος, mundus, Welt) в собственно философском смысле — связная совокупность множественного бытия в отличие от единого начала бытия (отсюда противоположение: Бог и М.). Далее, название... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  29. мир — Род. п. -а, укр. мир "весь мир, народ, спокойствие, согласие", др.-русск., ст.-слав. миръ εἰρήνη, κόσμος (и то и др. в Остром., Супр.), болг. мир(ъ́т) "мир, спокойствие, свет", сербохорв. ми̑р, род. п. ми́ра "мир, покой", словен. mȋr – то же, чеш. Этимологический словарь Макса Фасмера
  30. МИР — МИР — название крестьянской общины в России 13 — нач. 20 вв. "МИР" — орбитальная станция для полета по околоземной орбите. Создана в СССР на базе конструкции станции "Салют", выведена на орбиту 20.2.1986. Большой энциклопедический словарь
  31. мир — мир I м. 1. Вселенная в её совокупности; система мироздания как целое. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. 3. Земной шар, Земля со всем существующим на ней. || Совокупность людей, населяющих Землю, а также организаций, стран и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  32. мир — 1. МИР (мiръ) м. вселенная; вещество в пространстве и сила во времени (Хомяков). || Одна из земель вселенной; особ. || наша земля, земной шар, свет; || все люди, весь свет, род человеческий; || община, общество крестьян; || сходка. В последнем знач. Толковый словарь Даля