Мир

Мир, пространство, порядок и образ вещей, к-рые Богом предназначены для жизни человека.

I. СЛОВО «МИР» В ВЗ:

1) евр. ВЗ не знает единого обозначения для понятия «М.», к-рое может выражаться различным образом:

а) слова «вся земля» (Быт 11:1,8,9)или «земля» (Быт 1:28), как правило, используются в смысле «ареал обитания человека» (ср. Быт 18:25; Чис 14:21; Нав 23:14). В иных случаях под словом «земля» может подразумеваться понятие, противоположное понятию «небо» (Быт 1:1), а также земля в отличие от воды (ст. 10). Слово «земля» может использоваться и в значении «страна», напр. «земля Египетская», (Быт 13:10)или как синоним слов «грунт», «пашня» (Быт 23:15). Слово «земля» употреблялось и как обозначение тьмы (Иов 10:21, в Синод. пер. — «страна тьмы»). Словосочетание «небо и земля» использовалось в значении «весь сотвор. мир» (Быт 1:1; 2:1; 14:19,22);

б) во времена патриархов представление о М. («вся земля»), как можно судить по Быт 10, ограничивалось тер., простиравшейся до гор между Каспийским морем и Персидским заливом, до Малой Азии и Красного моря. Это представление об ограниченности М. обнаруживается у аккад. царя Саргона (ок. 2300 г. до Р. Х.). Свое царство, простиравшееся от Персидского залива до Средиземного моря он отождествлял с понятием «М.» и принял титул «властелин мира», став первым в истории «всемирным» правителем. «Карта мира» на глиняной табличке, изготовл. для его воен. походов, сохранилась до наших дней;

2)

а) в Септуагинте (греч. пер. ВЗ) для обозначения М. используется преимущ. слово космос (производное от глагола «полировать»). Это же слово употреблено там для обозначения украшений (Исх 33:5; Ис 3:18; 49:18). Космос подразумевает упорядоч. совокупность небесных тел и Вселенную в целом; это слово используется для обозначения М., поскольку чудесное расположение всех его частей возвещает совершенство высшего порядка (Втор 4:19; 17:3; греч. космос урану = «воинство небесное»). То же значение имеет слово космос и в Быт 2:1: небо (уранос) и земля (ге), и все воинство их (космос);

б) в апокрифич. писаниях слово космос также означает весь М., все мироздание (2Мак 7:9,23; 12:15). М. в целом и его устройство носят божеств. характер, но в результате человеч. грехопадения в М. проникли чуждые ему зло и смерть (Прем 2:24; 14:14);

3) нигде — ни в евр., ни в греч. словоупотреблении ВЗ — не встречается слово или устойчивое словосочетание, к-рое обозначало бы М. как целое. Возм., в этом отражаются разорв. и неупорядоч. с момента грехопадения отношения между небом и землей.

II. ПОНЯТИЕ «МИР» В НЗ.

Греч. язык НЗ применяет для обозначения понятия «М.» наряду со словом космос еще и слово айон:

1) айон — это время без начала и без конца, см. Вечность (Ин 6:51; 2Пет 3:18; Евр 1:8). Позднее слово айон стало относиться также и ко времени существования М., мировому периоду или мировой эпохе (1Кор 2:7, в Синод. пер. — «века»). НЗ делает различие между «веком сим» (Мф 13:22), людям к-рого предназначено заботиться о земных вещах (Лк 16:8; Рим 12:2; Еф 2:2), и «будущим» (Мф 12:32), или «грядущим», веком (Мк 10:30), к-рый будет представлять новое, соверш. и славное устройство вещей, отличающееся от «века сего» тем, что оно будет вечным;

2) космос — это М. во всей целостности божеств. творения. В НЗ это слово употребляется в след. значениях:

а) космос как упорядоч. устройство всего Божьего творения: Бог создал М. и все, что в нем (Деян 17:24 и след.; Рим 1:20; ср. Ин 17:5);

б) космос как место пребывания человечества, т.е. тот порядок вещей, внутри к-рого человечество существует, представляя собой его центр (см. Деян 17:26). Аврааму было обещано, что он станет наследником М. (Рим 4:13); человек рождается в М. (Ин 16:21), в к-рый он ничего не может принести и из к-рого ничего не может вынести (1Тим 6:7). Этот М. предлагает себя в распоряжение человека (Мф 16:26), все в нем может стать его собственностью (1Кор 3:22);

в) космос как человечество всех времен (Мф 18:7; Рим 3:6,19) или как совокупность живущих в определ. время людей (2Пет 2:5; 3:6); в еще более общем значении это слово может означать людей вообще, «всех людей» (Ин 12:19; 18:20);

г) космос как отпавший от Бога порядок вещей, в к-ром правит «князь мира сего» (Ин 14:30). Через человека в М. проникли грех и смерть (Рим 5:12 и след.), к-рые определяют совр. состояние М. Поэтому «мир сей» пребывает в противоречии с М. Божьим, Иисус явился «от вышних», от Бога, в «мир сей» (Ин 8:23). Иногда с «миром сим» соединяется лишь представление о несовершенстве существующего мироздания (Ин 12:25; 13:1; 18:36; 1Кор 5:10). Дружба с этим М. означает вражду с Богом (Иак 4:4; ср. 1Ин 2:15-17). Человек должен «хранить себя неоскверненным от мира» (Иак 1:27). Разорв. отношения между небом и землей, между Богом и сотвор. им М., проявляются в том, что отпавший от Бога человек обращает окружающий его веществ. М. против установл. Богом порядка.

III. МИР В ПИСАНИЯХ ПАВЛА И ИОАННА.

Там, где апостолы Павел и Иоанн употребляют слово космос, они исходят из того, что вещи этого М. используются человеком против Бога:

1) для Павла М. соответствует «веку сему» (1Кор 1:20); и то, что угодно Богу, принципиально отличается от того, что приходит от М. (ст. 27; 2:12; 7:33 и след.; 2Кор 7:10);

а) Павел иногда отождествляет М. с язычниками и тогда противопоставляет его Израилю (Рим 11:12 и след.; ср. Лк 12:30). Но, в отличие от авторов раввинистической лит-ры, Павел относит к М. и людей, не принадлежащих к народу Израиля, и тех иудеев, к-рые стремятся оправдаться Законом. Весь этот М. подлежит суду Божьему (Рим 3:6,19). Его проклятие служит приговором человечеству, своим противлением обращающему установл. Богом порядок вещей против Божьих целей (1Кор 11:32). Нет ни одного человека, праведного пред Богом, все люди совратились с пути, нет никого, делающего добро (Рим 3:10-12);

б) тем большее значение приобретают слова Павла о том, что Бог примирил с Собою М., позволив Безгрешному умереть за грешников (2Кор 5:18-21). Павел свидет-вует, что Бог явился во плоти, проповедан в народах и был принят в М. верою (1Тим 3:16). В соотв. с обновл. через Христа отношениями между Богом и Его творением, человеку как чаду Божьему открывается новое отношение к М.: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал 6:14). Цель христиан — быть «чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода», они должны «сиять, как светила в мире» (Флп 2:15). Веруя во Христа, можно пользоваться вещами этого М., не злоупотребляя ими (1Кор 7:31). Павел может сказать о себе, что он жил в М. в простоте и богоугодной искренности (2Кор 1:12);

2) в Ев. от Иоанна в употреблении слова космос также четко просле-живается противопоставление Бога и сотвор. М.:

а) человек рождается в М. (Ин 16:21); живет и действует по-мирски (ср. Ин 14:27) и, будучи частью этого М., отвергает свет, пришедший в М. (Ин 1:11; 3:19). Иоанн свидет-вует, что М. будет судим за богопротивное поведение людей. Слово «М.» в этой связи часто означает отпавшее от Бога человечество, пребывающее в М. (Ин 16:8; 17:25). След., дела этого М. злы (Ин 7:7), они подлежат суду (Ин 3:19; 12:31); М. с его похотью проходит (1Ин 2:17), тем не менее он должен быть обличен в грехе (Ин 16:8);

б) созревший для суда М. является предметом Божьей любви: Бог отдает Самого Себя в Своем Сыне (Ин 3:16), Который свидет-вует, что был послан в мир Отцом не для того, чтобы судить М., а чтобы спасти его (ст. 17): «Верующий в Него не судится» (ст. 18). Спаситель явился в извращ. людьми М., чтобы стать светом, озаряющим им обратный путь к Богу (Ин 1:9 и след.; 3:19 и след.; 8:12; 9:5; 12:46). Сын Божий происходит «не от мира сего», поэтому только Он мог принести жертву за грехи этого М., т.е. за грехи людей (Ин 2:2);

в) в соотв. с этим строится и отношение учеников Иисуса к М.: они тоже не из этого М., или «не от мира сего», потому что их призвал Христос (Ин 15:19; 17:14,16). Конечно, они еще пребывают в М. (ст. 11), но поскольку Иисус посвятил Себя за них, чтобы и они были освящены истиной (ст. 19), то Он может и послать их в М. (ст. 18), и одноврем. просить Отца, чтобы Он сохранил их от зла в М. (ст. 15). Так, ученики Иисуса пребывают в уверенности, что они также посланы Им в М., как Сын послан в М. Своим Отцом (ст. 18; 1Ин 4:17). Те, кто от Бога, победили М., ибо Тот, Кто в них, «больше того, кто в мире» (1Ин 4:4).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МИР — МИР – многозначное понятие научно-философского дискурса; наиболее близкими к нему являются понятия бытия, существующего и существования, природы, целого, Вселенной, космоса. Новая философская энциклопедия
  2. мир — 1) -а, мн. миры, м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. — Звезды, даже самые маленькие, — все это миры! Как ничтожен человек в сравнении со вселенной!... Малый академический словарь
  3. МИР — 1. МИР I — англ. world; нем. Welt. 1. Вселенная, а также часть ее, планета и, в частности, земной шар, свет. 2. Люди, население земного шара. 3. Объединенное по к.-л. признакам человеческое общество, человеческая среда (напр., античный мир). Социологический словарь
  4. МИР — Наименование в России 13 — нач. 20 вв. сел. общины. Крест. М. существовали как на черных, т. е. гос. землях, так и на дворцовых, боярских и монастырских. С развитием в 16 в. поместной системы крест. М. в центр. р-нах Рус. Советская историческая энциклопедия
  5. мир — 1. мир/¹ (Вселенная). 2. мир/² (согласие). Морфемно-орфографический словарь
  6. мир — Тишина, спокойствие. Краткий церковнославянский словарь
  7. Мир — I международный, отношения между народами и государствами, основывающиеся на проведении внешней политики ненасильственными средствами и соблюдении принятых на себя (и закрепляемых обычно в договорах) обязательств... Большая советская энциклопедия
  8. мир — орф. мир, -а, мн. -ы, -ов; но: проспект Мира, площадь Мира (в некоторых городах) Орфографический словарь Лопатина
  9. мир — Древнерусское – миръ. Старославянское – миръ. Общеславянское – mirъ. Слово «мир» является славянским по происхождению. В русском языке встречается с XI в. Основой возникновения слова послужил общеиндоевропейский корень со значением «кроткий», «милый». Этимологический словарь Семёнова
  10. Мир — (Шалом) Люди обязаны любить М. и стремиться к М., ибо вся Вселенная зиждется на М., и не нашел Господь иного источника блага для Израиля, кроме М. И того, кто любит М. и стремится к М., приветствует М. и обеспечивает... Энциклопедия иудаизма
  11. МИР — Слово, образованное путем изменения арабского слова эмир. Это слово имело значения "военачальник, повелитель, глава государства, начальник; господин". Антрополексема. Словарь татарских мужских имён
  12. мир — На миру и смерть красна (пословица) — не страшно умереть на людях, в кругу своих. Пустить по миру (разг.) — разорить, заставить нищенствовать. ► Враги пустили его по миру. Пойти по миру (разг.) — обеднев, начать побираться. Фразеологический словарь Волковой
  13. мир — • безграничный ~ Словарь русской идиоматики
  14. мир — I покой; перемирие прот. != война, ссора см. >> дружба, согласие, спокойствие, тишина см. также -> заключить мир II см. также -> свет, вселенная, космос, земля, шар земной; подлунная, подсолнечная, поднебесная; юдоль (= долина) земная... Словарь синонимов Абрамова
  15. мир — Поскольку в русском языке этим словом обозначаются два различных понятия: а) покой, гармония, благополучие; и б) общество людей, характер этого общества; в некоторых местах может возникнуть затруднение в понимании, какое из них имеется в виду. Библейский словарь Вихлянцева
  16. мир — (иноск.) — среда Ср. Я знал одной лишь думы власть, Одну — но пламенную страсть: Она, как червь во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. Фразеологический словарь Михельсона
  17. мир — [Вселенная] сущ., м., ??? (нет) чего? мира, чему? миру, (вижу) что? мир, чем? миром, о чём? о мире и в миру; мн. что? миры, (нет) чего? миров, чем? мирам, (вижу) что? миры, чем? мирами, о чём? о мирах 1. Мир — это всё, что существует на Земле и в космосе. Толковый словарь Дмитриева
  18. мир — Славянобалтийск. (ср. латышск. miers «мир», лит. mieras «мир, тишина»). Суф. производное (суф. -р-, ср. пир, жир и т. п.) от той же основы, что и милый. Этимологический словарь Шанского
  19. Мир — А, муж. Слав. редк. Отч.: Мирович, Мировна. Происхождение: (Употребление нариц. сущ. мир в качестве личного имени.) Словарь личных имен
  20. мир — Отсутствие войны, вражды, согласие; соглашение о прекращении военных действий. О характере, последствиях; об оценке мира. Бескровный, бесславный, благодатный (устар. поэт), благодетельный (устар.), благополучный (устар. Словарь эпитетов русского языка
  21. мир — ВОЙНА — МИР Я непоколебимо верю, что наука и мир восторжествуют над невежеством и войной, что народы сойдутся друг с другом не для разрушения, а для созидания. Кони. Пирогов и школа жизни. Словарь антонимов русского языка
  22. мир — I. (в значении покой, противоп. войне) • Благоденственный (Мей). II. (в значении пространство) • Безбрежный (Бальмонт). • Бескрайный (Зайцев). • Беспечный (Балтрушайтис). • Грешный (Фофанов). • Дольний (Бальмонт). • Дольный (Баратынский). Словарь литературных эпитетов
  23. мир — МИР 1. МИР, -а; мн. миры, -ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Далёкие звёздные миры. Изучать марсианский мир. Толковый словарь Кузнецова
  24. мир — 1. МИР1, а, мн. ы, ов, м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная область Вселенной, планета. Звёздные миры. 3. ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Толковый словарь Ожегова
  25. мир — Название сельской, а также городской (посадской) общины в России в XIII — начале XX вв. члены м . собирались на сход для раскладки и сбора податей, перераспределения пустующих общинных земель. Большой юридический словарь
  26. мир — МИР, мира, мн. миры, ·муж. 1. только ед. Вселенная в ее совокупности; система мироздания, как целое. Теории о происхождении мира. Миф о сотворении мира. Птоломеева система мира. Коперникова система мира. Толковый словарь Ушакова
  27. мир — Общеславянское слово. Родственные находим в литовском (mieras – "мир, тишина"), латышском (miers – "мир"). Этимологический словарь Крылова
  28. Мир — (κόσμος, mundus, Welt) в собственно философском смысле — связная совокупность множественного бытия в отличие от единого начала бытия (отсюда противоположение: Бог и М.). Далее, название... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  29. мир — Род. п. -а, укр. мир "весь мир, народ, спокойствие, согласие", др.-русск., ст.-слав. миръ εἰρήνη, κόσμος (и то и др. в Остром., Супр.), болг. мир(ъ́т) "мир, спокойствие, свет", сербохорв. ми̑р, род. п. ми́ра "мир, покой", словен. mȋr – то же, чеш. Этимологический словарь Макса Фасмера
  30. МИР — МИР — название крестьянской общины в России 13 — нач. 20 вв. "МИР" — орбитальная станция для полета по околоземной орбите. Создана в СССР на базе конструкции станции "Салют", выведена на орбиту 20.2.1986. Большой энциклопедический словарь
  31. мир — мир I м. 1. Вселенная в её совокупности; система мироздания как целое. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. 3. Земной шар, Земля со всем существующим на ней. || Совокупность людей, населяющих Землю, а также организаций, стран и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  32. мир — 1. МИР (мiръ) м. вселенная; вещество в пространстве и сила во времени (Хомяков). || Одна из земель вселенной; особ. || наша земля, земной шар, свет; || все люди, весь свет, род человеческий; || община, общество крестьян; || сходка. В последнем знач. Толковый словарь Даля