МАНДАНА МИШРА

МАНДАНА МИШРА (санскр. Mandana Mišra) (7–8 вв.) – мимансак, ведантист, представитель лингвофилософии. Согласно традиции, был учеником Кумарила Бхатты [КУМАРИЛА БХАТТА], но, будучи побежден в диспуте Шанкарой [ШАНКАРА], стал последователем адвайта-веданты [АДВАЙТА-ВЕДАНТА]и якобы принял имя Сурешвара.

Мандана Мишра является автором трех работ по мимансе – «Мимансанукраманика», «Бхаванавивека» и «Видхививека», одной работы по лингвофилософии – «Спхоттасиддхи», трактата по эпистемологии – «Вибхрамавивека» и первого в истории адвайта-веданты прозаического трактата – «Брахмасиддхи». В трактате «Брахмасиддхи» Мандана Мишра выдвигает и разрабатывает ряд концепций: авидья [АВИДЬЯ]как то, что не может быть определено как реально существующее или не существующее; джива [ДЖИВА]как локус неведения; определенная роль ритуалов в достижении Брахмана; необходимость медитации для достижения освобождения. Мандана Мишра стоит у истоков доктрины, получившей впоследствии название «концепции Манданы», согласно которой, помимо одной положительной сущности – Брахмана, реально существуют еще две отрицательные – небытие феноменального мира и уничтожение неведения.

Все вышеперечисленные концепции являются неприемлемыми для Шанкары и его последователя Сурешвары. Это заставляет предположить, что отождествление Манданы и Сурешвары является, скорее всего, ошибочным. Сомнения вызывает также датировка жизни Мандана Мишры. Если принять, что он жил раньше Шанкары, тогда именно ему принадлежит решающая роль в создании некоторых основных положений адвайта-веданты. Если же это не так, то его влияние на развитие адвайта-веданты все равно велико: через Вачаспати Мишру [ВАЧАСПАТИ МИШРА], написавшего комментарий на «Брахмасиддхи», Мандана Мишра является основателем целого направления в адвайта-веданте – школы бхамати.

Сочинения:

1. Brahmasiddhi by Acarya Mandanamišra with Commentary by Šankhapani. Madras, 1937.

E.В.Слинько

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me