ИНДРИИ

ИНДРИИ (санскр. indriya – сила, могущество) – общеиндийский термин, обозначающий внементальные способности индивида, нередко смешиваемые в текстах с соответствующими органами как локализациями этих способностей. В буддизме 5 способностей восприятия – зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная – вместе с мыслительной (манас [МАНАС]) образуют группу 6 индрий, которая вместе с соотвествующими объектами дает 12 аятан и вместе с ними и шестью «сознаниями» – 18 дхату. По «Дхаммасангани» каждая из индрий происходит из 4 материальных элементов (бхуты), «реагирует» на них и является «базой» чувств и желаний (II.3.1). В ряде абхидхармических текстов индрии включаются в группу 22 витально-психическо-ментальных способностей. Индрии определяются как преходящие, «зависимо возникающие», приносящие страдание и непричастные «я» (поняв это, обретают мир). В санкхье в индрии включаются также моторные способности – артикуляция, манипуляция, передвижение, испражнение и размножение, образующие с индриями восприятия группу 10 индрий. Манас имеет здесь более сложный, чем у буддистов, статус: признается, что у него «природа» обеих групп индрий, но вместе с тем он включается в более высокую иерархию «внутреннего инструментария» (антахкарана [АНТАХКАРАНА]). По «Санкхья-карике» он вместе с 10 индриями происходит от аханкары (ст. 25). Эта позиция оспаривается в ньяйе и вайшешике, где обсуждается вопрос, происходят ли все индрии восприятия от одного только материального элемента земли или каждая от соответствующей ее объектам стихии: слух от пространства, осязание от ветра, зрение от огня, вкус от воды, обоняние от земли. Найяики отстаивали идею, что индрия зрения, несмотря на свое «земляное» происхождение, контактирует со своими объектами через некий ненаблюдаемый, но постулируемый зрительный луч. «Конституция» индрий определяется кармой, и они являются инструментами бытийно отличного от них Атмана (Ньяя-сутры III.39). Найяики обсуждали также проблему: нельзя ли считать, что реально индрия всего одна в различных модификациях?

В.К.Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me