КОНЦЕПТ

КОНЦЕПТ (от лат. conceptus – собрание, восприятие, зачатие) – акт «схватывания» смыслов вещи (проблемы) в единстве речевого высказывания. Термин «концепт» введен в философию Абеляромв связи с анализом проблемы универсалий [УНИВЕРСАЛИИ], потребовавшим расщепления языка и речи. Принцип «схватывания» прослеживается с ранней патристики, поскольку он связан с идеей неопределимости вещи, превосходящей рамки понятия, модальным характером знания, при котором приоритетным оказывалось знание диалектическое (формой его организации был диспут), и комментарием, которого требовало все сотворенное, рассчитанное на понимание и выраженное в произведении. Акт понимания не мог разворачиваться в линейной последовательности рассуждения, единицей которого было предложение, он требовал полноты смыслового выражения в целостном процессе произнесения. Высказывание становится единицей речевого общения. Речь была охарактеризована как сущность, обладающая субъектностью, смыслоразделительной функцией и смысловым единством. Она стояла в тесной связи с идеями творения, воплощения Слова и интенции, присущей субъекту как его активное начало и полагавшей акт обозначения и его результат – значение внутри обозначаемого. Это – не диахронический процесс звуковой последовательности, а синхронический процесс выявления смыслов, требующий по меньшей мере двух участников речевого акта – говорящего и слушающего, вопрошающего и отвечающего, чтобы быть вместе и понятым и услышанным. Обращенность к «другому» (имманентный план бытия) предполагала одновременную обращенность к трансцендентному источнику слова – Богу, потому речь, произносимая при «Боге свидетеле», всегда предполагалась как жертвенная речь. Высказанная речь, по Абеляру, воспринимается как «концепт в душе слушателя» (Абеляр П. Диалектика. – В кн.: Он же. Теологические трактаты. М., 1995, с. 121). Концепт, в отличие от формы «схватывания» в понятии (intellectus), которое связано с формами рассудка, есть производное возвышенного духа (ума), который способен творчески воспроизводить, или собирать (соnсіреrе) смыслы и помыслы как универсальное, представляющее собой связь вещей и речей, и который включает в себя рассудок как свою часть. Концепт как высказывающая речь, т.о., не тождествен понятию.

Многие (в т.ч. современные) исследователи не заметили введения нового термина для обозначения смысла высказывания, потому в большинстве философских словарей и энциклопедий концепт отождествляется с понятием. Между тем концепт и понятие необходимо четко различать друг от друга.

Понятие есть объективное единство различных моментов предмета понятия, которое создано на основании правил рассудка или систематичности знаний. Оно неперсонально, непосредственно связано со знаковыми и значимыми структурами языка, выполняющего функции становления определенной мысли, независимо от общения. Это итог, ступени или моменты познания.

Концепт формируется речью (введением этого термина прежде единое Слово жестко разделилось на язык и речь). Речь осуществляется не в сфере грамматики (грамматика включена в нее как часть), а в пространстве души с ее ритмами, энергией, жестикуляцией, интонацией, бесконечными уточнениями, составляющими смысл комментаторства. Концепт предельно субъектен. Изменяя душу индивида, обдумывающего вещь, он при своем формировании предполагает другого субъекта (слушателя, читателя), актуализируя смыслы в ответах на его вопросы, что и рождает диспут. Обращенность к слушателю всегда предполагала одновременную обращенность к трансцендентному источнику речи – Богу. Память и воображение – неотторжимые свойства концепта, направленного, с одной стороны, на понимание здесь и теперь; с другой стороны – концепт синтезирует в себе три способности души и как акт памяти ориентирован в прошлое, как акт воображения – в будущее, как акт суждения – в настоящее.

Гильберт Порретанский [ГИЛЬБЕРТ ПОРРЕТАНСКИЙ]на основании идеи концепта образует понятие конкретного целого и вводит идею сингулярности (см. Средневековая западноевропейская философия [СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ]). У Фомы Аквинского концепт есть внутреннее постижение веши в уме, выраженное через знак, через единство идеального и материально-феноменального. Иоанн Дунc Скот определяет концепт как мыслимое сущее, которому присуща «этовость», понятая как внутренний принцип вещи.

Начиная с 14 в., с возникновением онтологического предположения об однозначности бытия (см. Эквивокация [ЭКВИВОКАЦИЯ]), идея концепта стала исчезать. В Новое время, характеризующееся научным способом познания, концепт полностью был замещен понятием как наиболее адекватным постижением истинности вещи, представленной как объект и не требующей обсуждения. Однако необходимость в нем постоянно давала о себе знать. На разнообразные формы «схватывания» обратил внимание Кант, затем Шеллинг, определяя их через фигуры творчества.

В 20 в. идеи концепта прослеживаются в персоналистских философиях, во главу угла ставящих идею произведения (М.М.Бахтин, В.С.Библер). В качестве термина концепт присутствует в постмодернистской философии. Ж.Делёз и Ф.Гваттари обратили внимание на то, что философы «недостаточно занимались природой концепта как философской реальности». Они сделали попытку выделить три этапа развития концепта: посткантианская энциклопедия концепта, связывающая его сотворение с чистой субъективностью; педагогика концепта, анализирующая условия творчества как факторы единичных моментов, и профессионально-коммерческая подготовка (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М., 1998, с. 22). Делёз и Гваттари, правда, не столько разъясняют различие между понятием и концептом (распространяя его на всякую философию – «от Платона до Бергсона»), сколько подчеркивают недостаточность понятия и вскрывают моменты, где понятие перерастает само себя. Средневековью в поэтапном делении развития концепта места не нашлось, между тем идею концепта вновь вызвала к жизни именно обращенность к идее творчества, которое «всегда единично, и концепт как собственно философское творение всегда есть нечто единичное», и к связанной с творчеством идее речи, представленной в «устойчивых сгустках смысла» и открытой Средневековьем. Эти два момента роднят понимание концепта в средневековой и постмодернистской философии. Однако сама речь (соответственно концепт) наполнена иным содержанием. В отличие от Средневековья, она ориентирована не на двуосмысленное собеседование (с Творцом и со слушателем-ответчиком), предполагающее трансцендентный и имманентный планы бытия, а только на имманентное с его «бесконечными переменностями». Речь рассматривается как игра ассоциаций и интерпретаций, уничтожающая любой текст (дело касается прежде всего священных текстов) и превращающая его в объект властных претензий. Концепт в постмодернистском понимании есть поле распространенных в пространстве суггестивных знаков. Поскольку в речи к тому же просматриваются объективно-языковые формы выражения, то терминологически концепт от понятия трудно отличим, становясь двусмысленным термином.

Литература:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1975;

2. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XXI век. М., 1991;

3. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995;

4. Она же. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Петра Абеляра. М., 1996;

5. Делёз Ж. Различие и повторение. СПб., 1998;

6. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М., 1998.

С.С.Неретина

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КОНЦЕПТ — КОНЦЕПТ. см. ПОНЯТИЕ. Социологический словарь
  2. концепт — Конце́пт/. Морфемно-орфографический словарь
  3. концепт — орф. концепт, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. концепт — Содержание понятия; мысль, представление. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. — 3-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 2003 Толковый переводоведческий словарь
  5. концепт — (лат. conceptus мысль, понятие) 1) Смысловое содержание понятия, объем которого есть предмет (денотат) этого понятия, напр. смысловое значение понятия "Венера" – древнеримская богиня любви. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  6. концепт — КОНЦЕПТ а, м. concept m., нем. Konzept <�лат. conceptio. Словарь галлицизмов русского языка
  7. концепт — КОНЦЕПТ (от лат. conceptus — схватка, замысел, зачатие) — единица речевого высказывания, логически смысловой компонент его семантической структуры; характеризует акт понимания и его результат, полученный в коммуникации... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  8. концепт — КОНЦЕПТ -а; м. [лат. conceptus — понятие, мысль, представление] 1. Лог.я. 2. Книжн. = Концепция (2 зн.). К. статьи, доклада, экономических реформ. ◁ Концептуальный (см.). Толковый словарь Кузнецова
  9. концепт — Концепта, м. [латин. conceptum] (филос.). Общее понятие, общее представление. Большой словарь иностранных слов
  10. концепт — КОНЦ’ЕПТ, концепта, ·муж. (·лат. conceptum) (филос.). Общее понятие, общее представление. Толковый словарь Ушакова
  11. концепт — концепт I м. Изначальная идея; замысел, проект. II м. Логическое понятие в некоторых научных направлениях. Толковый словарь Ефремовой
  12. КОНЦЕПТ — КОНЦЕПТ (от лат. conceptus — мысль, понятие) — 1) смысловое значение имени (знака) — т. е. содержание понятия, объем которого есть предмет (денотат) этого имени (напр., смысловое значение имени Луна — естественный спутник Земли). 2) Произведение концептуального искусства. Большой энциклопедический словарь
  13. КОНЦЕПТ — КОНЦЕПТ (лат. conceptus — понятие) — содержание понятия в отвлечении от языковой формы его выражения. К. актуализирует отраженную в понятии онтологическую его составляющую. Р. Карнап поместил... Новейший философский словарь