КОНЦЕПТУАЛИЗМ

КОНЦЕПТУАЛИЗМ – одно из направлений философской мысли (наряду с реализмом и номинализмом), связанное с решением проблемы универсалий. Сторонники этого направления полагали, что общее существует в вещах (in rebus) и обнаруживается в речевых актах. Это направление определяет средневековый характер мышления, тесно связанного с идеей воплощения Слова и тем самым обеспечивающего понимание вещей и их связей. Направление получило название от термина «концепт» (от лат. conсeptus – схватывание). Его теоретическое обоснование дано в «Диалектике» Абеляра [АБЕЛЯР]и имело дальнейшую разработку в ряде философских школ и учений 12 в., хотя идеи концептуализма разворачивались с момента появления христианства и особенно в пору возникновения спора об универсалиях, прежде всего у Ансельма Кентерберийского [АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ]. Концептуализм представлял собой осмысление взаимоинтенциональных актов диалогической речи, направленной на схватывание множественных смыслов вещей. Предполагалось, что в речи есть неопределимые элементы, которые будут схвачены или интуитивно, или постигнуты в результате обговаривания. Акцент делался не на понятие, имеющее объективный, обще- и однозначный характер, а на выявление смыслов, что позволяло считать концепт речью самой вещи. Это выявление смыслов является не одноактным, а многоактным процессом, превосходящим пределы его наличного выражения в словах естественного языка. Определения при этом приобретали характер статуса [СТАТУС], поскольку в силу того, что в основании вещи лежат неопределенные признаки, они становились эквивокативно выраженными. Это и сделало проблему универсалий столь значимой в эпоху Средневековья. Речевое обсуждение смыслов веши получило у сторонников Абеляра (к примеру, у Иоанна из Солсбери) название диктизма.

Начиная с 14 в. концептуализм исчезает в качестве магистрального движения мысли, и ему на смену приходит идея однозначности бытия, номинализма.

С появлением науки начинают размываться границы между концептуализмом и номинализмом, поскольку идея речи, включающая волевые установки говорящего и индивидуальные интонационно-звуковые комбинации, отличенная Абеляром от идеи языка, существующего помимо воли говорящих и выражающего всеобщие значения, начинает подминаться последней. Колебания между этими идеями еще заметны в 17 в. Так, Г.В.Лейбницполагал, что семантические неопределенности могут быть обнаружены путем систематических попыток истолковать как можно большее количество слов, чтобы методом проб и ошибок можно было эмпирически выявить фундаментальные концепты. Согласно Дж.Локку [ЛОКК],«значение слов совершенно произвольно», «слова обозначают только собственные идеи отдельных людей, притом в силу совершенно произвольного присоединения [слов к идеям]», «общее и всеобщее – это создания разума», они «не относятся к действительному существованию вещей, а изобретены и созданы разумом для его собственного употребления и касаются только знаков – слов или идей» (Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. – Соч. в 3-х т., т. I. M., 1985, с. 465, 471). Эти чисто номиналистические идеи базируются, однако, на представлении «зависимости наших слов от обыкновенных чувственных вещей», к которым названия вещей относятся как к своему первоначалу (там же, с. 460). Концепт здесь является основанием понятия. В дальнейшем, однако, концепт и понятия отождествляются, что нашло отражение во многих словарях и энциклопедиях. Представленный И.Кантом [КАНТ]троякий синтез «схватывания представлений как модификаций души в созерцании, воспроизведения их в воображении и узнавания их в понятии», «ведущего к трем субъективным источникам знания, делающего возможным самый рассудок и через него весь опыт как эмпирический продукт рассудка» (Кант И. Из первого издания «Критики чистого разума». – Соч. в 6 т., т. 3. М., 1964, с. 700), оказался непонятым ни современниками, ни последующими поколениями философов (вплоть до М.Хайдеггера [ХАЙДЕГГЕР]).

Идеи концептуализма и концепта возвращаются в 20 в. как реакция на научный номинализм в русской религиозно-мистической философии в связи с проблемами философии Всеединства (концептуалистом считал себя Н.А.Бердяев [БЕРДЯЕВ]), диалогической философии, связанной с идеей произведения (М.М.Бахтин [БАХТИН М.М.], В.С.Библер) и во французском постмодернизме [ПОСТМОДЕРНИЗМ](Ж.Делёз [ДЕЛЕЗ], Ф.Гваттари). Современная логика все больше и больше втягивается контекст риторики и теории аргументации, соответственно однозначность результатов логических актов лишается своего абсолютного характера, укореняясь в многозначных речевых актах. В связи с открытиями Ф.Соссюра в языкознании, в результате чего вновь была переоткрыта оппозиция речь/язык, идеи концептуализма становятся весьма значимыми в структуралистских и лингвистических теориях. Предметом анализа А.Вежбицкой, строящей на этом фундаменте модель универсального Естественного Семантического Метаязыка, являются те самые неопределимые элементы, или концепты, которые она называет «универсальными семантическими примитивами» (Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М, 1996, с. 326). Концептуализм – направление в искусстве и литературе 2-й пол. 20 в. (художники И.Кабаков, Э.Булатов, В.Пивоваров, М.Шемякин, поэты Л.Рубинштейн, Т.Кибиров, прозаик В.Сорокин и др.); в его основе – выражение семантики возможных миров, смысловая множественность вещей, возвращающая знак в звук. Это эстетическая реакция на социалистический реализм.

Литература:

1. Попов П.С., Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от Античности до эпохи Возрождения. М., 1974;

2. Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Петра Абеляра. М., 1994;

3. Она же. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995;

4. Руднев В.П. Словарь культуры 20 в. М., 1997;

5. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М., 1999;

6. Prantl C. Geschichte der Logik im Abendlande. Bd. I–IV. B., 1855–1879.

С.С.Неретина

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. концептуализм — Концепт/у/ал/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  2. Концептуализм — (от лат. сопсерtus — мысль, понятие) термин, используемый для обозначения философских направлений, занимающих промежуточное положение между средневековым Реализмом и Номинализмом в решении проблемы универсалий. Исторически... Большая советская энциклопедия
  3. концептуализм — орф. концептуализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. концептуализм — КОНЦЕПТУАЛИЗМ а, м. conceptualisme m. <, н.-лат. conceptualismus <�лат. conceptum мысль, представление. Близкое к номинализму направление в средневековой схоластической философии, отрицавшее реальное существование общего... Словарь галлицизмов русского языка
  5. концептуализм — КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. concipio — схватываю, собираю, понимаю) — философское направление, оформившееся в Средневековье. Оно предполагает существование общего, или универсалии, в вещи (in re). Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  6. концептуализм — КОНЦЕПТУАЛИЗМ -а; м. [лат. conceptus — понятие, мысль, представление] 1. Средневековое философское учение, отрицавшее существование общих понятий в действительности, реальности, но признававшее их существование в сознании, мышлении. Толковый словарь Кузнецова
  7. концептуализм — [< лат. conceptus мысль, представление] – направление в средневековой философии; виднейший представитель – Абеляр; согласно концептуализму общие понятия не существуют сами по себе, отдельно от единичных вещей (как утверждал схоластический “реализм”... Большой словарь иностранных слов
  8. концептуализм — КОНЦЕПТУАЛ’ИЗМ, концептуализма, мн. нет, ·муж. (филос.). Средневековая философская теория, признававшая в человеческом уме наличие концептов, ·в·противоп. номинализму, отрицавшему их существование. Толковый словарь Ушакова
  9. концептуализм — концептуализм I м. Направление схоластической философии эпохи Средневековья, отрицавшее реальное существование общих понятий независимо от единичных вещей, но признававшее существование в уме концептов концепт II как особых форм познаия реальности. II... Толковый словарь Ефремовой
  10. КОНЦЕПТУАЛИЗМ — КОНЦЕПТУАЛИЗМ — направление средневековой схоластической философии. См. Номинализм, Универсалии. Большой энциклопедический словарь
  11. Концептуализм — (концептуальное искусство) ☼ последнее по времени возникновения (60-80-е гг.) крупное движение Авангарда. Один из его основателей Дж. Кошут в своей программной статье “Искусство после философии” (1969) назвал К. “постфилос. Словарь по культурологии
  12. КОНЦЕПТУАЛИЗМ — КОНЦЕПТУАЛИЗМ (лат. conceptus — понятие) — умеренное направление средневековой традиции номинализма, занимающее в вопросе об универсалиях позицию трактовки последних в качестве содержащихся в человеческом сознании имен (nomma) соответствующих объектов... Новейший философский словарь