ДВАЙТА-АДВАЙТА

ДВАЙТА-АДВАЙТА (санскр. dvaitādvaita — двойственность-и-недвойственность) — религиозно-философская школа в рамках веданты [ВЕДАНТА], вариант поздней бхеда-абхеды [БХЕДА-АБХЕДА]. Основателем двайта-адвайты считается Нимбарка (11 в.), сформулировавший ее основные идеи в Комментарии на «Брахма-сутры». Сам Нимбарка был правоверным кришнаитом, однако школа двайта-адвайты еще не обрела явной теистической окраски, свойственной средневековой веданте; в чисто философском отношении двайта-адвайта как бы занимает промежуточное положение между виши-шта-адвайтой Рамануджи [РАМАНУДЖА] и двайтой Мадхвы [МАДХВА]. С точки зрения двайта-адвайты высший Брахман [БРАХМАН], с одной стороны, отличен от мира и душ (поскольку он является верховным и независимым управителем, между тем как все в мире целиком зависит от его соизволения); однако, с другой стороны, Брахман тождествен миру, поскольку только он и сообщает этому миру подлинную реальность. Согласно Нимбарке, аспект тождества (абхеда) проявляется в постоянной взаимосвязи мира и Брахмана, аспект же их различия (бхеда) состоит в том, что мир и души обладают собственными свойствами, отделяющими их от вечной и чистой сущности. В отличие от радикальных вариантов веданты (напр., от едвайта-ведантыШанкары), в двайта-адвайте говорится о реальной трансформации Брахмана во все многообразие вселенной (это происходит, по мысли Нимбарки, благодаря божественной силе— шакти [ШАКТИ] —персонифицированной в возлюбленной бога Кришны — Радхи). Возможность приблизиться к Брахману открывается лишь на пути любви, или сопричастности Богу (бхакти), через осознание адептом своей полной зависимости от Кришны.

Н.В.Исаева

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me