ГУНЫ

ГУНЫ (санскр. gunִa) — одно из основополагающих понятий философии санкхьи [САНКХЬЯ], концентрирующее в себе своеобразие ее онтологии.

В древнейших версиях эпической санкхьи (Махабхарата XII. 212, 267) гунами называются и способности восприятия (индрии [ИНДРИИ]), и их объекты. У Панчашикхи эти гуны как реалии индивидуального существования обусловливают три рода ментальных состояний (ведана): саттву — радость, «приятность», наслаждение, счастье, спокойствие ума; раджас — неудовлетворенность, расстройство, печаль, алчность, беспокойство; тамас — неразличение истины, ослепление, небрежность, сонливость, инертность. В список гунн у Асита Дэвалы включаются также три способности познания и сами указанные состояния, причем отмечается, что гуны связаны с телом и «погибают» после его разрушения. Типологическая, а возможно и генетическая близость этих гун как реалий индивидуального психологического опыта и буддийских дхарм очевидна. В зрелой доклассической санкхье (поздние слои эпической «Мокшадхармы») гуны уже соотносятся с Первоматерией мира (Пракрити [ПРАКРИТИ]) и производными от нее космическими «сутями» (таттвы) и противопоставляются духовному началу (Атман [АТМАН]), задача которого и заключается в освобождении от обусловливаемых Гунами состояний, с которыми он себя ошибочно отождествляет. В «Бхагавадгите» (гл. XVII, XVIII) преобладает этическая интерпретация гун: нравственные и психологические различия людей объясняются преобладанием в их сознании саттвы, раджаса и тамаса.

В «Санкхья-карике» три гуны — саттва, раджас и тамас — проявляются в трех основных эмоциональных состояниях — радости, страдании и безразличии, которым на онтологическом уровне соответствуют модусы «освещения», «активности» и «препятствия». На уровне их внутренних бытийных взаимоотношений они непрерывно подавляют и в то же время опираются друг на друга, порождают и «спариваются» друг с другом (ст. 12). Объясняя возможность подобной «кооперации» взаимопротивоположных начал, Ишвара кришна сравнивает их с тремя «взаимоотрицающими» компонентами светильника (ст. 13). Если в доклассической санкхье гуны рассматривались как свойства Первоматерии, то теперь именно гуны оказываются ноуменами, существующими в двух модусах — проявленных начал бытия и их непроявленного первоначала (см. Вьякта-авьякта [ВЬЯКТА-АВЬЯКТА]). Гуны определяют остальные родовые характеристики проявленного и непроявленного — «отсутствие различения», объектность, всеобщность, бессознательность и способность к порождению чего-то другого, — оппозицию которым составляет другой ноумен, Пуруша (ст. 14). Взаимоотношения гун определяют эманацию начал мира из Первоматерии: преобладание саттвы обусловливает «проявление» мирового разума (буддхи [БУДДХИ]), ее же преобладание в аханкаре [АХАНКАРА]обусловливает «проявление» индрий, а преобладание в нем тамаса — танматр [ТАНМАТРЫ](ст. 25). Различными «пропорциями» в комбинации трех гун объясняется различие познавательных, перцептивных и моторных способностей индивида, их функций и объектов (ст. 27,36), множественность психоментальных диспозиций (ст. 46), статус будущего воплощения индивида: преобладание в его сознании саттвы обеспечивает ему рождение среди богов и демонов, раджаса — среди людей, тамаса — среди животных и растений (ст. 54).

Комментаторы «Санкхья-карики» иллюстрируют «пронизанность» гунами всего существования примером женщины, которая обязательно вызывает у разных людей одно из трех состояний — удовольствия, неприязни и безразличия. В комментарии Вьясы к «Йога-сутрам» (II.19) различаются четыре уровня манифестации гун: 16 «дифференцированных» элементов (5 махабхута +11 индрий), 6 «недифференцированных» (5 танматр + аханкара), «знак» (буддхи) и «не-знак» (Пракрити).

Учение санкхьи о гунах определило трактовку некоторых мировоззренческих моделей индуизма (в тримурти Вишну олицетворяет действие саттвы, Брахма — раджаса, Шива — тамаса) и многих мифологем и оказало заметное влияние на всю индуистскую ментальность.

В.К.Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. гуны — орф. гуны, гун филос.) Орфографический словарь Лопатина
  2. гуны — Г’УНЫ, ГУННЫ, гуннов, ед. гун, гунн, гунна, ·муж. 1. Тюркское племя, в 4 ·в. прошедшее через юг России в Зап. Европу и частью осевшее в нынешней Венгрии (·ист. ). 2. перен. Дикари, уничтожающие культурные ценности; варвары, вандалы (·книж. ). Толковый словарь Ушакова
  3. гуны — (Санскр.) Качества, свойства (см. "Тригуна"); нить; также веревка. Теософский словарь
  4. Гуны — В древне-индийской философии субстанции-силы, входящие в состав пракрити и направляющие ее развитие в определенном направлении. Учение о гунах получило особое развитие в Санкхье: пракрити состоит из трех гун — саттвы, лежащей в основе удовольствия и явл Краткий религиозный словарь
  5. ГУНЫ — ГУНЫ — понятие индийской философии, прежде всего санкхьи, где гуны — составные качества силы пракрити, действующие в космическом, индивидуально-психологическом и этическом планах: саттва (гармония, уравновешенность... Большой энциклопедический словарь