ИНТУИЦИЯ

ИНТУИЦИЯ (позднелат. intuitio — созерцание). В истории философии можно выделить следующие основные трактовки И.: 1) И. как интеллигибельное явление, внечувст-венное восприятие особой (не тождественной эмпирической) действительности (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Николай Кузанский); 2) И. как высший вид интеллектуального познания, достижения нового знания непосредственным, не опирающимся на доказательство усмотрением ума (Декарт, Спиноза, Лейбниц); 3) И. как непосредственное чувственное восприятие мира (Кант); 4) И. как мистическая целостность проникновения в глубины индивидуального сознания, постижение сущности «Я», воли, жизни, экзистенции и т.п. (Фихте, Шеллинг, Бергсон, Гуссерль, Лосский, представители экзистенциализма, неотомизма, реализма, прагматизма). Современные исследователи проблемы И., независимо от их мировоззренческой ориентации, едины в том, что И. возможна на основе бессознательного и может получить рациональное объяснение в рамках теории бессознательного. И. понимается в широком и узком смысле слова. В широком смысле И. — связующее звено между бессознательным и сознанием, тот момент во взаимодействии субъекта и объекта, который, хотя сам и не осознается, приводит к переходу тех или иных элементов из области бессознательного психического в область сознания. В таком понимании И. — не дар, присущий отдельным индивидам. Она свойственна каждому человеку, но в зависимости от индивидуального опыта, знаний, интересов, потребностей, целей, которые ставит перед собой человек, задач, которые он решает, и условий, в которых находится, проявляется по-разному. У одних И. проявляется при решении повседневных бытовых вопросов, у других она приводит к оригинальным решениям, изобретением, открытиям. В последнем случае налицо творческая И. (или И. в узком смысле слова). Творческая И. — такой момент во взаимодействии субъекта и объекта, который, будучи неосознаваем, приводит к качественно новому, не имевшему места ранее и не вытекающему непосредственно из внешних воздействий в данный момент знанию. Это направляемая осознаваемой субъектом познавательной задачей активность бессознательного. В истории философии имеет место разделение И. на чувственную и рациональную. Однако такое разделение чисто условно. И. представляет собой единый, целостный процесс, в котором выделяются два уровня. Первый, чувственный уровень — это такой момент во взаимодействии субъекта и объекта, когда субъект осознает наличие у себя определенного эмоционального состояния без ярко выраженного предметного содержания данного состояния. Второй уровень — интеллектуальный. Он возникает на основе первого, являясь его продолжением. Если первый уровень И. — своего рода предчувствие, то интеллектуальный уровень приводит к объективации субъективного, появлению в области субъективной реальности четкого предметного содержания сознания. Интеллектуальный уровень И. не имеет самостоятельного, внечувственного уровня, существования, в то время как последний может проявляться и сам по себе. Это объясняется тем, что эмоция как первичная форма субъективного, предшествует субъективному в форме восприятий и понятий. Следовательно, чувственный уровень И., как момент во взаимодействии субъекта и объекта, предшествует интеллектуальному уровню. В зависимости от объективных и субъективных факторов И. в познавательном процессе может быть представлена в разной мере. Наиболее ярко и мощно она проявляется, когда перед субъектом возникает актуальная познавательная задача, решение которой требует от него глубоких знаний, большого опыта, огромного напряжения духовных и физических сил. Особую трудность представляет для субъекта поиск необходимых средств и приемов объективизации. Проблема может быть решена на уровне бессознательного, но объективировать (вербализовать) полученный результат субъект не в состоянии. Объективация такого результата и есть творческая И. Она срабатывает чаще всего в экстремальных условиях, когда с большим напряжением длительное время работают чувственность, интеллект, воля человека. Творческая И. — высшая форма И., высший вид ее. На содержание объективации накладывает отпечаток характер конкретной познавательной и практической деятельности индивида. По своей сути И. — общественный продукт, так как она предполагает ов-ладевание средствами и приемами объективации. В силу этого можно выделить и так называемую профессиональную И., под которой понимается И., вызванная решением чисто профессиональных задач и связанная с использованием специфических, присущих данному виду деятельности приемов и средств объективации. Необходимо различать также художественную и научную И. Такие области человеческой деятельности, как литература и искусство, с одной стороны, и наука — с другой, характеризуются специфическими, по некоторым компонентам качественно различными средствами и приемами объективации. С позиций понимания И. как момента связи бессознательного и сознания, перехода первого во второе, постановка вопроса об истинности И. не имеет смысла, так как он сводится к проблеме истины как таковой. И. может быть сопряжена как с адекватной, так и с не адекватной объективацией. Наше беспокойство может быть напрасным, радость — преждевременой, предчувствие — ложным. Точно так же предметное содержание сознания может представлять собой не образ объективной реальности, а субъективную конструкцию, которая лишь в малой степени соответствует объективной взаимосвязи предметов и явлений внешнего мира. Поэтому истинность любого знания должна быть подвергнута логическому обоснованию и практической проверке. И. — не нечто, противоположное интеллекту. Они — взаимосвязанные стороны единого, целостного познавательного процесса. Не может быть сугубо интуитивного или сугубо интеллектуального познания, оно всегда есть единство того и другого. Интеллект в «снятом» виде содержит И., которая, в свою очередь, возможна лишь в том случае, если ей предшествует и за ней следует интеллект. И. играет важную роль в предвидении. В этой связи следует различать предчувствие и предвидение. Предчувствие базируется на чувственной И., предвидение — на интеллектуальной. Чем тоньше психофизиологическая организация личности, чем устойчивее ее интересы, больше опыт и знания, чем актуальнее задачи, которые необходимо ей решать, тем адекватнее предчувствие и интуитивное предвидение данной личности.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Интуиция — ИНТУИЦИЯ — см. Творческий процесс. Литературная энциклопедия
  2. ИНТУИЦИЯ — ИНТУИЦИЯ (лат. intuitio – созерцание, непосредственное восприятие, пристальное всматривание) – в широком (обыденном) понимании способность прямого, ничем не опосредованного постижения истины. Новая философская энциклопедия
  3. интуиция — -и, ж. 1. Безотчетное, стихийное, непосредственное чувство, основанное на предшествующем опыте и подсказывающее правильное понимание; чутье. В художественной литературе фантазия, выдумка, интуиция также играют решающую роль. М. Горький, [О сказках]. Малый академический словарь
  4. ИНТУИЦИЯ — ИНТУИЦИЯ — англ. intuition; нем. Intuition. 1. Способность непосредственного постижения истины без обоснования с помощью доказательств, без предварительного логического рассуждения, основанная на предшествующем опыте. 2. Чутье, проницательность. Социологический словарь
  5. интуиция — Интуи́ц/и/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  6. Интуиция — (позднелат. intuitio, от лат. intueor — пристально смотрю) способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. В истории философии понятие И. включало разное содержание. Большая советская энциклопедия
  7. интуиция — орф. интуиция, -и Орфографический словарь Лопатина
  8. Интуиция — (лат. intueri – пристально, внимательно смотреть). Способность непосредственно, как бы "внезапно", не прибегая к развернутому логическому умозаключению, постигать истину; внутреннее "озарение", просветление мысли. В действительности... Толковый словарь психиатрических терминов
  9. интуиция — ИНТУИЦИЯ и, ж. intuition f. <, лат. intuitio созерцание. 1. В идеалистической философии — "непосредственное" постижение истины без помощи опыта и логических заключений. БАС-1. Метафизика .. Словарь галлицизмов русского языка
  10. Интуиция — (от лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) знание, возникающее без осознания путей и условий его получения. И. трактуется и как специфическая способность (например, художественная или научная... Педагогический терминологический словарь
  11. Интуиция — ИНТУИЦИЯ — один из путей человеческого познания, отличаемый от другого — логического, рационалистического, дискурсивного пути. Последний способ познания и мышления представляет собой деятельность рассудка, подчиненную закону «достаточного основания»... Словарь литературных терминов
  12. интуиция — ИНТУИЦИЯ (от лат. intueor, intuitus — пристально смотрю) — форма знания, получаемого разумом непосредственно, без логического доказательства или анализа; открытие или изобретение, происходящее благодаря озарению... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  13. ИНТУИЦИЯ — (англ. intuition от лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — мыслительный процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для... Большой психологический словарь
  14. Интуиция — (лат. intueor, intuitussum пристально смотреть, обращать внимание) непосредственное познание действительности, сопровождаемое внутренним ощущением очевидности и основанное на предшествующем опыте и знаниях. Медицинская энциклопедия
  15. интуиция — ИНТУИЦИЯ -и; ж. [от лат. intuitiō — созерцание, размышление]. 1. Безотчётное неосознанное чувство, подсказывающее правильное поведение, понимание чего-л.; чутьё. Сила интуиции. Полагаться на интуицию. 2. Филос. Толковый словарь Кузнецова
  16. интуиция — ИНТУИЦИЯ, и, ж. 1. Чутьё, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-н. Богатая и. Человек большой интуиции. 2. Непосредственное, без обоснования доказательствами постижение истины (спец.). | прил. интуитивный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  17. интуиция — Интуиции, ж. [латин. intuitio – созерцание] (книжн.). 1. Непосредственное познание, восприятие действительности (филос.). Чувственная интуиция. Интеллектуальная интуиция. Художественная интуиция. Большой словарь иностранных слов
  18. интуиция — ИНТУ’ИЦИЯ, итуиции, ·жен. (·лат. intuitio — созерцание) (·книж. ). 1. Непосредственное познание, восприятие действительности (филос.). Чувственная интуиция. Интеллектуальная интуиция. Художественная интуиция. Толковый словарь Ушакова
  19. интуиция — интуиция ж. 1. Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обоснования с помощью доказательств (в философии). 2. Неосознанное чувство, позволяющее постигать суть чего-либо и подсказывающее правильное поведение или решение; знание без понимания. Толковый словарь Ефремовой
  20. ИНТУИЦИЯ — ИНТУИЦИЯ (ср.-век. лат. intuitio, от intueor — пристально смотрю) — постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства... Большой энциклопедический словарь
  21. Интуиция — (от лат. intuere — глядеть) — непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно доброго или прекрасного. Противополагается рефлексии. Отрицать... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона