БИБЛИЯ

БИБЛИЯ (греч. biblia — книги) — собрание разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений (были созданы на протяжении 13 в. до н.э. — 11 в. н.э.), которые провозглашаются иудаизмом и христианством священными и лежат в основе их догматики и богослужения. Б. состоит из Ветхого Завета, признаваемого Священным Писанием иудеями и христианами, а также Нового Завета, признаваемого богодухновенным только христианами. Ветхий Завет был написан на древнееврейском и арамейском языках, Новый — на древнегреческом. Ветхозаветная часть (иудейский канон) традиционно разделен на три отдела. 1. Тора (»Закон»), или «Пятикнижие Моисея», включающие в себя книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие; 2. Пророки, куда входят исторические книги: Иисуса Навина, Судей, 1-2 книги Самуила, 1-2 книги Царей, а также проповеди пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля и двенадцати «малых» пророков. 3. Писания, которые включают Псалмы, Притчи Соломона, книгу Иова, Песнь песней, книгу Руфь, плач Иеремии, книги Екклесиаста, Есфири, Даниила, Ездры, Неемии, 1-2 книги Хроник. Новозаветная часть (христианский канон), создание которого приписывается ближайшим последователям Иисуса Христа или их ученикам, содержит, во-первых, исторические книги: четыре Евангелия и Деяния апостолов, во-вторых, «книги учительные» — Послания апостолов и, в-третьих, пророческую книгу — Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Мировоззрение Б. в своей исторической дифференциации прошло ряд этапов, поворотными пунктами которых послужили четырее мировоззренческих принципа. Исходным мировоззренческим принципом явилась идея родоплеменного Бога, «Бога Авраама, Бога Исаака, Бога Иакова», который «вывел Израиль из земли Египетской». О такой родоплеменной значимости Бога говорил Иеф-фай в обращении к царю Аммонитскому: «Не владеешь ли ты тем, что дал тебе Хамос, бог твой? И мы владеем всем тем, что дал нам в наследие Господь, Бог наш» (Суд 11, 24). Второй мировоззренческий принцип восходит к иудейским пророкам. По их мнению, Бог пребывает вне постижения и достигаемости и являет себя только в исторических событиях. Пророки, повествуя о грядущей истории, становятся тем самым Его вестниками. Явление Бога в истории они называли «днем суда», или «днем Господа». «И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день» (Ис 2, 17.). Субъектом истории выступает народ, поэтому Бог обращется через пророков не к конкретному человеку, а к народу в целом. Ключевая идея, развиваемая в пророчествах, — коллективная ответственность, «верность» народа своему Богу. Основная же «метафизическая» оппозиция — языческие народы и святой народ. Все пророчества имеют политический и социальный аспект. Так, пророчества Исайи могут поняты только исходя из исторической ситуации войны с Ассирией (Ассуром): почему так говорит Господь, «народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом, и трость свою поднимет на тебя, как Египет. Еще немного, очень немного, и ярость Моя обратится на истребление их» (Ис 10, 24-25). Третий мировоззренческий принцип возник из потребности найти опору уже в индивидуальном жизненном пути человека, а не только в контексте его связи с народом. Эта тема, главным образом, отражена в книгах Иова и Екклесиаста. Наличие в мире зла — основная проблема, волнующая на этом этапе. «...Он губит и непорочного и виновного. Если этого поражает Он бичом вдруг, то пытке невинных посмеивается» (Иов 9, 22-23). Четвертый мировоззренческий принцип связан со становлением новозаветной эпохи. Бог, в лице Иисуса Христа обращается уже не к «народу», а к каждому человеку, при этом Он общается даже с мытарями и блудницами. «Я пришел признавать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9, 13). Развивается тема индивидуальной ответственности, поэтому основной «метафизической» оппозицией выступает оппозиция человек — дьявол. Если в ветхозаветную эпоху под «ближним» понимали только соплеменника и единоверца, то теперь — это любой человек: «...нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3, 11). Ветхозаветные пророческие символы (»зверь с семью головами и десятью рогами», «Вавилон» и т.д.) в христианской версии (Апокалипсис) обретают новый смысл, оказавшись погруженными в измерение личной судьбы и индивидуальной ответственности. В контексте современных тенденций модернизации Б. подвергается демифологизации (протестантская теология), экзистенциализации (католическая), символико-аллегори-ческому прочтению. (см. АДЖОРНАМЕНТО, ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ).

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. БИБЛИЯ — (греч. ta biblia, букв. — книги) — собрание "священных" книг иудейской и христ. религий; лит. памятник, к-рый включает искусственно объединенные разнообразные по содержанию и форме сказания, легенды, мифы, законы и др. произв. 12 в. до н. э. — 2 в. н. Советская историческая энциклопедия
  2. Библия — Появилось в русском языке в конце XVв., а восходит к греческому, где это слово означает "лыко папируса", по названию сирийского порта Библ, откуда в Грецию ввозился папирус, использовавшийся для письма. Этимологический словарь Крылова
  3. библия — БИБЛИЯ -и; ж. [греч. biblia — книги] [с прописной буквы] Свод священных книг иудейской и христианской религий, состоящий из Ветхого Завета (признаваемого каждым из этих вероучений) и Нового Завета (признаваемого только христианством). Детская... Толковый словарь Кузнецова
  4. Библия — орф. Библия, -и (собрание священных книг иудейской и христианской религий) и библия, -и (перен.: главная книга для кого-н.) Орфографический словарь Лопатина
  5. библия — -и, ж. Книга, содержащая мифы и догматы еврейской и христианской религий. [греч. βιβλία, мн. от βιβλίον — книга] Малый академический словарь
  6. Библия — сущ., ж., употр. сравн. часто Библией является свод священных книг, на которых основывается иудейское и христианское вероучения. Библия состоит из книг Ветхого Завета и книг Нового Завета. Ежедневное чтение Библии. | Цитировать Библию. Толковый словарь Дмитриева
  7. Библия — См. Священное Писание. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  8. Библия — (от греч. biblía, буквально — книги) сборник разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений (8 в. до н. э. — 2 в. н. э.), который лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и христианства, признаётся ими священным. Большая советская энциклопедия
  9. Библия — Библия (с греч. τά βιβιλία — книги) называется в христианской церкви собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Св. Духа чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Это название в самых свящ. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  10. библия — БИБЛИЯ ж. Слово Божие в полноте своей, Святое Писание ветхого и нового заветов; иногда отделяют последний, и собственно Библией называют один ветхий завет. Библейный, библейский, относящийся к Библии. Библейник... Толковый словарь Даля
  11. библия — Заимств. в XV в. из лат. яз., где biblia < греч. biblia «книги» (Нового и Ветхого завета) — форма мн. числа от biblion «книга». Книга (тогда рукописная) получила свое название по г. Библос (около Бейрута), откуда в Грецию преимущественно поставляли папирус. Этимологический словарь Шанского
  12. библия — Библии, ж. [греч. мн. biblia – книги] (церк. лит.). 1. Книги священного писания у евреев.|| То же, как часть священного писания у христиан, Ветхий Завет. 2. Свод всех книг священного писания у христиан, включая Ветхий и Новый Завет. Большой словарь иностранных слов
  13. библия — 1. библия ж. разг. Главная для кого-либо книга. 2. Библия ж. Собрание книг Священного Писания, содержащее мифы и догматы иудейской и христианской религий и состоящее из Ветхого и Нового Завета. Толковый словарь Ефремовой
  14. БИБЛИЯ — БИБЛИЯ (от греч. biblia, букв. — книги) — собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Большой энциклопедический словарь
  15. библия — би́блия впервые в 1499 г.; см. Срезн. III, Доп. 14. Из лат. biblia от греч. βιβλίον : βίβλος, βύβλος "лыко папируса" – по названию сирийского порта Библ, откуда греки ввозили папирус; см. Клюге-Гётце 54. Этимологический словарь Макса Фасмера
  16. библия — Б’ИБЛИЯ, библии, ·жен. (·греч. мн. biblia — книги) (церк. лит.). 1. Книги ·т.н. священного писания у евреев. | То же, как часть священного писания у христиан, ·т.н. Ветхий Завет. 2. Свод всех книг ·т.н. священного писания у христиан, включая Ветхий и Новый Завет (·редк. ). Толковый словарь Ушакова
  17. Библия — Библия. Слово «библия» происходит от греч. слова библос — «книги». Б. — это собрание 66 отдельных книг. О толковании Б. см. Священное Писание. I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ 1) СОСТАВ ВЗ. В наст. время ВЗ представляет собой совокупность 39 сочинений различных лит. Библейская энциклопедия Брокгауза
  18. Библия — БИБЛИЯ (греч. τα βιβλια — книги) — название собрания произведений религиозной литературы, признаваемого в христианской и иудейской религиях священным (название τα βιβλια заимствовано из вступления к книге Премудрости Иисуса сына Сираха... Литературная энциклопедия
  19. БИБЛИЯ — БИБЛИЯ (от греч. βίβλια – «книги») – совокупность текстов различных эпох и авторов, принимаемая всеми христианскими вероисповеданиями как Священное Писание. Новая философская энциклопедия
  20. Библия — Б’иблия — Священное Писание, откровение слова Божия, изложенное на том или ином языке. Книги Священного Писания писались сорока двумя различными авторами, руководимыми Духом Святым... Библейский словарь Вихлянцева
  21. библия — Би́бли/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  22. библия — Игральные карты Словарь воровского жаргона
  23. Библия — (греч. biblia, мн. ч. от biblion книга) – свод книг, составляющих Священное писание; библия состоит из двух частей – Ветхого завета, представляющего священные книги христианской и иудейской религии, и Нового завета... Словарь по культурологии
  24. библия — БИБЛИЯ, и, ж. (Б прописное). Канонизированное собрание священных книг иудейской и христианской религий. Дохристианская часть Библии (Ветхий Завет). Христианская часть Библии (Новый Завет). | прил. библейский, ая, ое. Библейские сказания. Библейское лицо (перен.: иконописное). Толковый словарь Ожегова