АБСОЛЮТ

АБСОЛЮТ (лат. absolutus — безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный) — вечная неизменная первооснова мира, первоначало всего Сущего, которое мыслится единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и противостоит всякому относительному и обусловленному Бытию. Термин А. впервые был применен в конце 18 в. М.Мендельсоном и Ф.Якоби, которые использовали его для обозначения категории «Бога, или Природы» в философии Спинозы; введен в широкое употребление Шеллингом (1800). Синонимы: Абсолютный Дух, Абсолютная идея, Беспредельность, Абсолютный Разум, Мудрость, Абсолютное Сознание и Абсолютное Бытие. А. в религиях — Божество; в философиях — Абсолютная идея или Материя; в искусстве — Красота; в науке — истинное знание; в жизни человека — достижение идеального Совершенства. В религиях понятие Бога тождественно с понятием А.: христианство- Бог Отец и Христос; мусульманство — Аллах; индуизм — Брахман; буддизм — Ади-Будда; даосизм — Дао и т.п. Понятие А. было распространено в различных версиях и в философских системах: у Пифагора это Единица; у Платона — Единое или Благо; у Конфуция — Поднебесная; у Аристотеля — «Перводвигатель»; у Шанкары — Брахман; у Фихте — Абсолютное «Я»; у Гегеля — Абсолютная идея. Ведущее значение категория А. приобрела у Брэдли и сторонников абсолютного идеализма, отождествляемая с идеей всеобщей гармонии или мирового целого, которое заключает в себе субъект и объект в нерасчлененной форме и познается «непосредственно опытом». В учении Агни Йоги А. тождественен понятию Беспредельности. В религиозно-философских мистических учениях (неоплатонизм, йога, суфизм, исихазм) А. представляется Непостижимым, Неизреченным, Неведомым. Для Плотина и Шанкары А. не есть нечто данное как объект, А. постигается непосредственным контактом, который является более высоким, чем познание и опыт. Шанкара выступает против любой попытки постигнуть А. В тот самый момент, когда мыслится об А., он становится частью мирового опыта, что невозможно. Но А. — реален и присутствует. Он — неощутим, но Он есть. Определенный А. — это воплощенный Бог, Ишвара (ср. Кришна, Иисус Христос). А. — неизрекаем. В неисчерпаемости, незавершенности и беспредельности самой категории А. и его синонимов — одна из гарантий постоянного развития философии. (см. также: АБСОЛЮТНОЕ и ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ).

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. абсолют — -а, м. В идеалистической философии: вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух, идея); в религии — божество. --- философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное --- развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон... Малый академический словарь
  2. Абсолют — 1) А. регулярного топологического пространства X — пространство аХ, обладающее тем свойством, что оно совершенно и неприводимо отображается на X, а всякий совершенный неприводимый прообраз пространства аХ гомеомор-фен пространству аХ. Математическая энциклопедия
  3. АБСОЛЮТ — АБСОЛЮТ (от лат. absolutus — безусловный, неограниченный) — англ. absolute; нем. Absolut. В идеалистической философии и религии безусловное совершенное начало бытия, свободное от к.-л. отношений и условий. Социологический словарь
  4. АБСОЛЮТ — АБСОЛЮТ (от лат. absolutus – законченный, завершенный, полный; совершенный; независимый, самостоятельный; несвязанный, свободный; неограниченный, безусловный) – философский термин, обозначающий понятие самодостаточной, вечной... Новая философская энциклопедия
  5. Абсолют — (лат. absolutum — независимое, ничем не обусловленное) — филос. термин, означающий высшее, совершенное начало, имеющее источник своего существования в себе самом. Понятие А. как высшего начала имплицитно присутствует в филос. Католическая энциклопедия
  6. абсолют — Абсолю́т/. Морфемно-орфографический словарь
  7. абсолют — орф. абсолют, -а Орфографический словарь Лопатина
  8. абсолют — АБСОЛЮТ -а; м. [от лат. absolutus — самостоятельный, неограниченный]. Книжн. 1. В идеалистической философии: вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух, идея). 2. [с прописной буквы] В христианстве: Бог. Толковый словарь Кузнецова
  9. Абсолют — (лат. absolutus – безусловный) начало безусловное, независимое в своем существовании, свободное от каких-либо ограничений: синоним Божества. Словарь по культурологии
  10. абсолют — абсолют I м. 1. Некая абстракция, недостижимая в реальном мире. 2. Что-либо самодовлеющее, независимое от каких-либо условий или отношений. II м. Вечная, неизменная первооснова всего существующего — Бог, дух, идея и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  11. абсолют — АБСОЛ’ЮТ, абсолюта, ·муж. (от ·лат. absolutus — самостоятельный) (филос.). Первопричина, основное начало всего существующего. Толковый словарь Ушакова
  12. абсолют — Абсолюта, м. [от латин. absolutus – самостоятельный] (филос.). Первопричина, основное начало всего существующего. Большой словарь иностранных слов
  13. АБСОЛЮТ — АБСОЛЮТ (от лат. absolutus — безусловный, неограниченный) — в философии и религии — безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий (бог, абсолютная личность — в теизме, Единое — в неоплатонизме и т. п.). Большой энциклопедический словарь
  14. абсолют — АБСОЛЮТ, а, м. (книжн.). 1. В философии: вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух, идея, божество). 2. Нечто самодовлеющее, независимое от какихн. условий и отношений. Возвести что-н. в а. Толковый словарь Ожегова
  15. Абсолют — См. Абсолютный и Гегель. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона