ИСААК

(еврейск. jishaq, из jîtzhâq-'el, «бог да воссмеётся», в значении «да взглянет милостиво»)

в преданиях иудаизма сын Авраама и Сарры, наследник «завета» Авраама с Яхве; отец Иакова и через него прародитель двенадцати колен израилевых (см. ДВЕНАДЦАТЬ СЫНОВЕЙ ИАКОВА). Согласно ветхозаветному повествованию, Авраам дожил до 99 лет, не имея иного сына, кроме Измаила от Агари, рабыни Сарры; однако Яхве в видении торжественно обещает Аврааму чудо рождения И. от 100-летнего отца и 90-летней матери (Быт. 17, 16-21); услышав это обещание, Сарра «внутренне рассмеялась» [18, 12-13; народная этимология (Быт. 21, 6) истолковывает имя И. как воспоминание об этом]. Невозможность по законам природы зачатия И. (а значит, и появления «избранного народа», который должен от него произойти) подчеркивается позднейшими иудаистическими легендами; так, в талмудическом трактате Шаббат 156а приводится версия, согласно которой даже астрологический гороскоп Авраама показал отсутствие у него законного сына от Сарры (на эту версию ссылались, обосновывая положение, по которому астрологические прогнозы не имеют силы для верующего в Яхве). С другой стороны, этот сюжет выявляет общую парадигматическую схему рождения от бесплодной матери или от престарелых родителей, встречающуюся и в Ветхом завете (история рождения Самуила, 1 Царств 1), но занимающую особенно важное место в христианских преданиях (рождение девы Марии от Иоакима и Анны, рождение Иоанна Крестителя от Захарии и Елисаветы). Согласно ряду послеветхозаветных версий, И. родился в месяце нисане (соответствует марту-апрелю, поре праздника еврейской пасхи), в полдень (солярная черта). На восьмой день И. был обрезан; по случаю отлучения И. от груди Авраам устроил большой пир (Быт. 21, 4 и 8). Агадические легенды добавляют, что на нем были посрамлены злые языки, оспаривавшие чудесное материнство престарелой Сарры и утверждавшие, будто И.- либо усыновленный подкидыш, либо сын Агари: Сарра накормила своей грудью всех младенцев, бывших с матерями на многолюдном пиршестве. После этого оставалось усомниться только в отцовстве Авраама; но тогда бог придал И. необычайное, чудесное сходство с отцом, доходившее до неразличимости, и для сомнений не осталось места (этот популярный сюжет повторяется в целом ряде мидрашистских текстов, а также в вавилонском Талмуде, трактат Сангедрин 1076). Затем библейское повествование сообщает, что Измаил как-то «насмехался» над И., после чего Агарь и Измаил были изгнаны по настоянию Сарры, подтвержденному словом Яхве (Быт. 21, 9-14). Испытывая Авраама, Яхве приказывает ему принести И. в жертву на горе в «земле Мориа». По поздней версии, дублирующей вступительный эпизод истории Иова, испытание Авраама было спровоцировано обвинительным выступлением сатаны, оспаривавшего его благочестие (трактат Сангедрин 896 и др.). Толкователи сообщают также об искусительных речах, которыми сатана пытался склонить И. к возмущению против своей жертвенной участи; однако И. остался безропотным и, боясь малодушия, сам попросил отца связать его по рукам и ногам (Берешит рабба 56). Когда связанный И. уже лежит на жертвеннике, а над ним занесен нож отца, явление ангела Яхве останавливает жертвоприношение, а в жертву идет баран, запутавшийся рогами в ветвях поблизости от жертвенника (Быт. 22, 9-13). Смысл эпизода имеет много аспектов: это одновременно и воспоминание о временах человеческих жертвоприношений, и фиксация момента их принципиальной отмены, и требование готовности принести в жертву свою собственную волю.Далее повествуется, что в 37-летнем возрасте И. приходится пережить смерть матери, а еще через три года Авраам посылает своего домоправителя Елеазара в Месопотамию, в край своих родичей, за невестой для И. Эпическое сватовство оказывается благополучным, и Елеазар возвращается с Ревеккой, внучатной племянницей Авраама (Быт. 24, 2-67). Брак долго остается бесплодным; наконец, после молитв И. рождаются близнецы Исав и Иаков, начавшие распрю уже во чреве матери. Во время голода И. переселяется в Герар, где из страха перед опасностью для жизни из-за возможных посягательств царя Авимелеха на Ревекку выдает ее за свою сестру (26, 7), точно так, как Авраам делал это с Саррой. Благословение Яхве приносит посевам и стадам И. необычайное плодородие, так что его возросшее богатство внушает филистимлянам Герара зависть; они его изгоняют, но затем, признав над ним покровительство божества, заключают с ним союз. Под старость И. слепнет; между тем его предпочтение принадлежит Исаву, как предпочтение Ревекки — Иакову. И. посылает Исава на охоту, обещая по вкушении добытой им дичи торжественно благословить его (делая тем самым наследником обетований Яхве Аврааму); но Ревекка подсылает к незрячему И. Иакова, который обманом получает благословение И.; обиженный Исав угрожает тотчас после смерти И. убить брата, так что И. отсылает Иакова в Месопотамию, дав ему новое благословение. Прожив 180 лет, И. дожил до возвращения Иакова с Лией, Рахилью и детьми из Месопотамии и похоронен обоими сыновьями (35, 29) в пещере Махпела.В западноевропейском искусстве И. чаще всего изображается в ситуации принесения в жертву (см. в ст. АВРААМ).Лит.: Jepsen J., Zur Überlieferungsgeschichte der Vätergestalten, «Wissenschaftliche Zeitschrift...», 1953/54, Н. 2/3. С. С. Аверинцев.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Исаак — Исаак (евр. Йицхак), «Он смеется» или «смех»). В Быт 17:19 Бог дал такое имя сыну см. Авраама и Сарры (см. Сарра) еще до его появления на свет, поскольку Авраам смеялся, не поверив в Божье обетование о рождении сына. Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. Исаак — (Isaac, Izac, Ysach, Yzac, Гейнрих, Arrigo Tedesco, Arrhigus, Гейнрих-Немец) — контрапунктист конца XV и начала XVI стол. Он писал светские и духовные пьесы. Большая часть рукописных произведений И. хранится в Мюнхенской придворной и Государственной библиотеках. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  3. Исаак — Исаак Исаак — патриарх (католикос) Армении, жил около середины XII века. Воспитанный в духе армянской церкви, Исаак убедился в правоте православия и написал два слова ("Logoi steliteuticoi" (греч.)) против заблуждений армян; впервые их издал по парижской рукописи Fr. Combefis, в 1648 г. Большая биографическая энциклопедия
  4. Исаак — (смех; Быт 21:1-7) — дитя обетования, сын Авраама и Сарры, родился, когда первому было 100, а второй 90 лет от роду. Спустя восемь дней по рождении он был обрезан, а через три года после того отнят от груди. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  5. Исаак — Иса’ак (который будет смеяться, он смеется) — сын Авраама и Сарры, сын обетования Божия (Быт.17:19), родившийся, когда Аврааму было 100, а Сарре — 90 лет (Быт.17:17 ; Быт.21:1 -5), в Вирсавии (Быт.21:14 ,31). Это имя (см. Библейский словарь Вихлянцева
  6. ИСААК — Библейский персонаж, один из мифич. предков евр. народа. Первоначально, вероятно, считался "богом-предком" одного из израильских племен. Согласно преданию, бог потребовал от отца И. — Авраама принести И. в жертву, однако в последнюю минуту... Советская историческая энциклопедия
  7. Исаак — А, муж.; разг. Исак, -а. Отч.: Исаакович, Исааковна. Происхождение: (Др.-евр. имя Iisaq — он будет смеяться.) Именины: (см. Исаакий) Словарь личных имен
  8. Исаак — орф. Исаак, муж. имя (Исаакович, Исааковна) Орфографический словарь Лопатина
  9. Исаак — Согласно библейским мифам, сын Авраама и Сарры, отец Иакова и Исава (родоначальника народа идумеев). По велению Яхве Авраам должен был принести И. ему в жертву, но был остановлен ангелом. В модифицированном виде предания об И. нашли отражение в Коране. Большая советская энциклопедия
  10. ИСААК — ИСААК — в библейской мифологии сын Авраама и Сарры, отец Исава и Иакова. Большой энциклопедический словарь
  11. Исаак — (евр. yishaq, ishaq'el, «Бог да воссмеется», в значении «да взглянет милостиво»), в преданиях иудаизма сын Авраама и Сарры, наследник «завета» Авраама с Господом; отец Иакова и через него прародитель двенадцати колен Израилевых. Словарь по культурологии