ИСАВ

(еврейск. 'çúaw, «волосатый»)

в ветхозаветном предании сын Исаака и Ревекки, старший брат-близнец Иакова. Имя И. объясняется тем, что И. вышел из чрева матери «весь как кожа косматый». Соперничество И. (второе имя Едом) с Иаковом началось еще во чреве матери, продолжалось на протяжении дальнейшей жизни братьев и отразилось в позднейшей судьбе Едома (идумеев) — племени потомков И., враждовавших с Израилем — потомками Иакова. Предзнаменованием будущего соперничества между братьями-близнецами, характерного для архаического близнечного мифа, было и то, что при их рождении Иаков (чье имя осмысляется, в частности, по созвучию с евр. 'âqçb, «пята») схватил за пяту своего брата И. Отношения между И. и Иаковом строятся на противопоставлениях: охотник И. («человек, искусный в звероловстве, человек полей») — пастух Иаков («человек кроткий, живущий в шатрах»); любимец отца (И.) — любимец матери (Иаков); старший брат (И.) — младший; неудачливый — удачливый; простак, заботящийся о простых жизненных удовольствиях, — хитрец, строящий планы на будущее. Голодный И. продает свое право первородства брату за чечевичную похлебку. Параллель для этого мотива (Быт. 25, 29-34) обнаружена в клинописных табличках 1-й половины 2-го тыс. до н. э. из Нузи, где описывается продажа одним братом другому за бесценок унаследованной им рощи плодовых деревьев. По наущению матери Иаков перед слепым отцом выдает себя за И. и получает от того благословение. Когда И., вернувшийся с полей, приходит к отцу и обман раскрывается, благословение, обманом полученное Иаковом, не может быть взято обратно; исполненный ненависти к Иакову, И. грозит убить его, после чего Иаков отправляется в Месопотамию. Однако после возвращения Иакова братья примиряются (Быт. 33).В отличие от других мотивов предания об И., обнаруживающих мифологический или литературный характер, исторические черты могли отразиться в рассказе о женах И. После того как И. женился на двух женщинах хеттского племени, чем огорчил своих родителей (Быт. 26, 34-35), он берет себе в жены «сверх других своих жен» дочь Измаила Махалафу (28, 9) и селится на горе Сеир (36, 8; в ветхозаветной традиции гора Сеир связывается с хурритами). Лит.: Мaag V., Jcob — Esau — Edom, «Theologische Zeitschrift», 1957, v. 13, 8. 418- 429; Pieters A., Notes on Genesis, L., 1913.

В. В. Иванов.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Исав — Исав (евр. Эсав, «волосатый»), сын Исаака и Ревекки, старший из близнецов, брат Иакова. И. был охотником, любимцем отца, мать же отдавала предпочтение Иакову (Быт 25:21-28). Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. Исав — (волосатый, косматый): Быт 25:25; иначе Эдом (красный; 36:1) — родоначальник Идумеев, сын Исаака и Ревекки и брат Иакова. Важнейшие события в жизни Исава так тесно связаны с событиями жизни Иакова, что они представляются почти тождественными (см. Иаков). Библейская энциклопедия архим. Никифора
  3. Исав — Ис’ав (волосатый) — сын Исаака и Ревекки, старший брат Иакова (Быт.25:24 -26), продавший ему свое первородство (Быт.25:33). В связи с этим ему было дано имя Едом (красный) по цвету той похлебки, за которую он его уступил (Быт.25:30). Библейский словарь Вихлянцева
  4. Исав — Старший из сыновей-близнецов патриарха Исаака (Быт. XXV, 24). Природа одарила этих близнецов совершенно противоположными характерами:... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона