Храм

(Бейт hа-Микдаш)

Пишет Рамбам*: "Общепринята традиция, что Давид и Шломо построили алтарь [в разное время] на том месте, на котором Авраам построил жертвенник и на нем связал своего сына, Ицхака. На том же месте построил Hoax алтарь, когда вышел из ковчега, и там же стоял жертвенник, на котором приносили жертвы Каин и Гэвель(Авель), и там же принес жертву Адам, первый человек, и там же он был создан" (Рамбам, "Бейт hа-бхира", II).

Царь Давид был воителем и пролил много крови, поэтому ему не было позволено строить Храм. Право это получил сын его Шломо (Соломон).

Стены Храма были построены из цельных камней, которых не коснулось железо, и покрыты кедровым деревом, а пол — кипарисовым. Главное здание Храма было длиною — с востока на запад — в .0 локтей, шириной — в 20 локтей и высотой — в 30 локтей. Вход в Храм находился на восточной его стороне, и там же — "коридор Храма". С севера, запада и юга главное здание было окружено трехэтажным, более низким строением, вход в которое был с юга. В этом здании находились разные залы: для священников, для хранения посуды и даров, которые народ приносил в Храм, и прочее. Главное здание состояло из двух неравных частей: восточная часть, "Дом", длиной в сорок локтей; стены его были украшены резным, узорчатым деревом; и "внутренний дом" — с запада, стены которого были покрыты чистым золотом. Толстая стена, не доходившая до потолка, делила Храм надвое. Во "внутреннем доме" находился Двир — полутемный зал в форме куба в 20 локтей с каждой стороны. Двир считался Святою Святых Храма, ибо в нем пребывала Шехина*. Стены и потолок Двира были позолочены, а две его двери из масличного дерева — покрыты золочеными плетеными украшениями. В Двире поставил Шломо двух херувимов из масличного дерева, десяти локтей высотой каждый. Крылья херувимов были раскрыты и касались с одной стороны друг друга, а с другой — стен Двира. Херувимы должны были укрывать ковчег завета. Когда ковчег был внесен в Двир, шесты его были видны только изнутри, но не со стороны входа. Перед входом в Двир стоял малый жертвенник, сделанный из кедра и покрытый позолотой. Большой жертвенник, на котором приносили жертвы, был из меди и стоял во дворе Храма.

Постройка Храма царя Шломо длилась семь лет и завершилась на одиннадцатый год его царствования.

Царь Шломо повелел отлить для нужд Храма металлические столбы и сосуды. В зале Храма стояли два медных столба восемнадцати локтей высотой и двенадцати локтей в обхвате. Они были пустыми внутри и увенчаны медными украшениями в форме гранатовой грозди и венчиков роз. Эти столбы, названные "Яхин" и "Боаз", были поставлены по обе стороны входа в зал. По художественным достоинствам их превосходило только "медное море" — огромная ваза, покрытая двумя рядами дутых украшений и напоминающая видом венчик лилии. "Море" стояло на двенадцати волах, отлитых из меди, по три с каждой стороны. Шломо установил "море" в юго-восточной части Храма, между стеной Храма и жертвенником. Чтобы провести воду к "морю", отлили десять квадратных желобов с колесами, и над каждым из них помещалась медная раковина. Кроме того, мастер Хирам изготовил, по заказу Шломо, сосуды из полированной меди для жертвоприношений и отлил золотые украшения Храма. Перед Двиром с севера и юга стояли по пять золотых светильников. Все принадлежности светильников были из золота, а стол, на котором лежал "святой хлеб", — позолочен.

Согласно традиции, с постройкой Первого Храма шатер собрания (скиния) был сокрыт в его подземелье (Сота IX).

Храм служил местом, куда народ стекался для жертвоприношения, молитв и благодарения, в особенности в дни праздников. Право совершать службу в Храме принадлежало священникам-коганим, потомкам Агарона; им помогали левиты*. Пение хора левитов в Храме сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. В царствование Иошиягу Храм стал единственным священным местом для евреев, а все прочие жертвенники были упразднены. Однако величие Первого Храма было недолгим. Он стоял 410 лет. Вавилонский царь Невухаднецар, покоривший Иудею в VI в. до н. э., разрушил Храм и увез в Вавилон все храмовое золото, серебро и медь.

Второй Храм был выстроен евреями, вернувшимися из вавилонского плена. Строительство Храма длилось четыре с половиной года и было закончено на шестом году царствования Дария. Среди бывших пленников нашлись старики, которые помнили величие Первого Храма, разрушенного семьдесят лет назад. Они плакали при виде нового Храма, который уступал прежнему размерами и великолепием. Пророк Хагай обещал, что дух Господа будет пребывать в Храме, который "величием превзойдет прежний Храм". Это пророчество сбылось лишь впоследствии.

Постройка Ирода

На восемнадцатом году своего царствования Ирод обратился к народу и объявил, что Второй Храм меньше Храма Шломо, и поэтому он, Ирод, задумал отстроить его заново и возвеличить. Дабы устранить опасения, что царь разрушит Храм и не построит нового, Ирод велел прежде заготовить материалы для постройки и обучить тысячу священников строительным работам, дабы не ступили недостойные на святое место. Ирод укрепил основание Храма и построил на нем новое здание из мрамора. Работа была совершена быстро, и вместе с тем не было перерыва в обычном богослужении. В Талмуде* сказано, что во время работы не шли дожди, которые могли бы задержать строительство. Через полтора года вместо бывшего Храма высилось новое величественное здание. Этот Храм стал символом красоты, и говорили: "Тот, кто не видел здания Ирода, не видел никогда красивого здания".

Второй Храм пал, как и Первый Храм, в день Девятого Ава*. Его разрушили римские легионеры Тита Флавия. Храмовая утварь, уцелевшая от пожара, была разграблена римлянами. Часть утвари и храмовый светильник изображены на триумфальной арке Тита, построенной в Риме. От внешней стены, окружавшей Храмовую гору, осталась только Западная стена (Котел Маарави). Второй Храм стоял 420 лет.

Источник: Энциклопедия иудаизма на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. храм — Род. п.-а. Заимств. из цслав., ст.-слав. храмъ, при исконнорусск. хоромъ (см. хоро́мы). •• [Махек продолжает отстаивать свое сближение слав. слова с хетт. karimmi "храм"; см. "Sрrасhе", 4, 1958, стр. 74. – Т.] Этимологический словарь Макса Фасмера
  2. храм — ХРАМ, а, м. 1. Здание для богослужения, церковь. Древнерусские храмы. Буддийский х. 2. перен. Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.). Х. науки. • Дорога к храму (высок.) путь к вере, к Богу. | прил. храмный, ая, ое (к 1 знач. Толковый словарь Ожегова
  3. храм — Центральное и единственное место поклонения израильского народа своему Богу, дом имени Господа (3Цар.5:5), построенный по завещанию и чертежам Давида его сыном Соломоном в Иерусалиме на горе Мориа (2Пар. Библейский словарь Вихлянцева
  4. храм — храм I м. 1. Специальное здание, предназначенное для отправления религиозного культа, богослужения; церковь. 2. перен. Место, предназначенное для занятий чем-либо и внушающее благоговение. II м. Сфера высоких духовных ценностей. Толковый словарь Ефремовой
  5. Храм — Культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги... Архитектурный словарь
  6. Храм — • Templum называется всякое отрезанное, т. е. отделенное и очерченное место (одного корня с τέμνω, τέμενος), особенно же a) пространство, которое авгур своим посохом (lituus) обводит по небу и земле для того... Словарь классических древностей
  7. Храм — I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА В Библии Х. (лат. templum, «помещение, посвящ. божеству») — это святилище Господа в см. Иерусалиме. Евр. слово хехал означает прежде всего «роскошный шатер» или «великолепное здание», при этом подразумевается дворец вост. Библейская энциклопедия Брокгауза
  8. храм — • Блещущий (Козлов). • Богомольный (Брюсов). • Заветный (П. Соловьева). • Золотоглавый (Козлов). • Кроткий (Фофанов). • Сумрачный (Лермонтов). • Торжественный (Мей). Словарь литературных эпитетов
  9. храм — ХРАМ, храма, ·муж. (·книж. ). 1. Здание для богослужения, церковь (церк.). 2. перен., чего. Место, предназначенное для занятий чем-нибудь (·ритор. ). Храм науки. Храм искусства. Толковый словарь Ушакова
  10. ХРАМ — ХРАМ — культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм. Большой энциклопедический словарь
  11. храм — ХРАМ -а; м. 1. Здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Древнерусские храмы. Храмы Московского Кремля. Буддийский х. Х. богини Дианы. Дорога к храму (о возвращении к религиозным духовным ценностям). 2. кого-чего. Высок. Толковый словарь Кузнецова
  12. храм — (науки) — иноск. (в приподнятом слоге): здание, служащее для высших целей, где поклоняются, посвящают себя чему (храм молитвы, храм знания) Ср. Они ни сами в храм знания не входят и желающим войти в него возбраняют. Лесков. Захудалый род. 2, 14. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  13. Храм — Культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Типы Х. и история их развития обусловлены, кроме культовых требований, также общим развитием архитектуры и строительной техники у различных народов в разных странах. Большая советская энциклопедия
  14. храм — -а, м. 1. Здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Буддийский храм. □ Над вершинами леса, на фоне темно-зеленой хвои и голубого небосклона, ярко выделяются купола храмов, сияя золотистыми крестами. Новиков-Прибой, Судьба. Малый академический словарь
  15. храм — сущ., м., употр. часто (нет) чего? храма, чему? храму, (вижу) что? храм, чем? храмом, о чём? о храме; мн. что? храмы, (нет) чего? храмов, чему? храмам, (вижу) что? храмы, чем? храмами, о чём? о храмах... Толковый словарь Дмитриева
  16. Храм — Храм, церковь – здание, предназначенное для богослужений. Иногда "храмом" может называться и часть гражданского здания, используемая для богослужений. Католическая энциклопедия
  17. Храм — Культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги... Художественная энциклопедия
  18. храм — Молельня, моленная, богомольня, мольбище, святилище (церковь, собор, часовня, кирка, костел, синагога, мечеть, капище, требище, кумирня, дацан, бурханище, кереметь, пагода) Божий дом см. >> здание Словарь синонимов Абрамова
  19. храм — орф. храм, -а Орфографический словарь Лопатина
  20. храм — Это слово родственно существительному хоромы и восходит к общеславянскому chormъ. Этимологический словарь Крылова
  21. храм — Храм/. Морфемно-орфографический словарь
  22. храм — ХРАМ м. стар. хоромы, жилой дом, храмина ж. Вшедше в храмину, Матф. || Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь. Веи... стоящии во храме Господни, Псалтирь. Толковый словарь Даля
  23. храм — Заимств. из ст.-сл. яз. См. хоромы. Общеслав. *chormъ > храмъ с появлением неполногласия. Исходно — «дом вообще», затем — «церковь». Этимологический словарь Шанского