Храм

I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

В Библии Х. (лат. templum, «помещение, посвящ. божеству») — это святилище Господа в см. Иерусалиме. Евр. слово хехал означает прежде всего «роскошный шатер» или «великолепное здание», при этом подразумевается дворец вост. властителя; иногда слово хехал используется в этом значении и по отношению к Иерусалимскому Х. (Ис 6:1; Мал 3:1). В греч. языке для обозначения Х. употребляются слова гиерон («святилище»; Мф 4:5; 21:12; Мк 14:49) или наос («храм»; Лк 1:9). Иногда о нем говорится как о «святом храме» (Авв 2:20), многокр. — как о «доме Господнем» (3Цар 8:10) или как о «доме Божием» (2Пар 5:14).

II. ХРАМ СОЛОМОНА

1) МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ.

Соломон построил Х. на горе Мориа (2Пар 3:1) или Сион (Пс 64:2; 134:21), на том месте, к-рое было указано Давиду Господом (2Цар 24:18). Это место — плоская часть возвышенности, назв. в Иер 21:13 «скалой равнины», — единственная относит. ровная площадка в Иерусалиме. Ныне она носит название Харам-эш-Шериф — «возвышенное святилище». Совр. размеры площадки — 500 х 300 м, но первонач. она была меньше. Ее центр. часть представляет собой ровное возвышение, приподнятое на несколько метров над остальной плоскостью; на нем стоит «святая скала» — скальный блок дл. 17,4 м, шир. 13,2 м и выс. 1,8 м. Вероятно, здесь находился жертвенник всесожжения Х. Соломона. Т.о., исследователи получают точку отсчета при определении положения Х. на Храмовой горе;

2) СТРОИТЕЛЬСТВО.

Давид пожелал построить дом Господу (2Цар 7), но смог лишь заготовить для возведения Х. дорогостоящий строит. материал и подготовить чертежи (1Пар 28:11 — 29:8). Строит-во же Х. Господь поручил его наследнику (1Пар 28:3,6). Соломон заручился помощью финик. строителей и мастеров по обработке металла (3Цар 5:1 и след.; 7:13 и след.). Строит. лес доставлялся по морю (3Цар 5:9); ка-менные блоки обтесывались с такой точностью, что на месте их достаточно было ставить, не подгоняя, один к другому (3Цар 6:7). Строит-во продолжалось семь лет, со 2-го месяца 4-го года (967 г. до Р. Х.; 3Цар 6:1) до 8-го месяца 11-го года царствования Соломона (961 г. до Р. Х.; ст. 38). Освящение Х. в 7-м месяце (3Цар 8:2), согл. нашему совр. календарю, относится к след. году (960 г. до Р. Х). Как и при освящении скинии (см. Скиния) (Исх 40:34 и след.), при освящении Х. явилась слава Божья и наполнила здание (3Цар 8:10 и след.);

3) АРХИТЕКТУРА И ИНТЕРЬЕР:

а) Х. Соломона не был очень большим сооружением: 60 локтей (см. Единицы длины, площади, объема и веса, I,1) в дл., 20 локтей в шир. и 30 в выс. (3Цар 6:2), т.е. 31,5 х 10,5 х 15,75 м. Он был всего лишь вдвое больше скинии (см. Скиния), но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед Х. находился притвор шир., как и Х., в 20 локтей и 10 локтей в глубину (ст. 3). Х. огибала трехъярусная пристройка. Нижний ярус пристройки был шир. в 5 локтей, средний в 6, а верхний в 7 локтей (ст. 5,6). Входом в Х. служила боковая дверь, а внутри его наверх вели круглые лестницы (ст. 8). На каждом ярусе располагался ряд боковых помещений, где хранились храмовая утварь, сокровища и запасы (см. Сокровищница, хранилище). Выше этой пристройки, имевшей выс. в 5 локтей (ст. 10), в стенах Х. были сделаны решетчатые окна, служившие, вероятно, прежде всего для вентиляции (ст. 4). Крыша была плоской, «обшитой кедровыми досками» (ст. 9), т.е., вероятно, на поперечные балки были уложены продольные доски. Все сооружение с пристройками занимало площадь размером 52 х 27 м. Стены Х. возводились из натур. камня (ст. 7), а внутри обшивались кедровыми досками (ст. 15); пол был настлан из кипарисовых досок (ст. 15), помещение Святого Святых также было обшито кедровыми досками (ст. 16). Здание Х. состояло из трех помещений: притвора, Святого и Святого Святых. Вход в Святое закрывала двустворчатая дверь из кипарисового дерева, каждая створка к-рой также состояла из двух половинок, так что дверь могла складываться (ст. 33,34). Святое и Святое Святых разделяла стена из кедровых досок (ст. 16), в к-рой была сделана дверь из масличного дерева; здесь же помещалась завеса, подобная завесе скинии (2Пар 3:14). Стены, двери и ворота Х. были украшены резными изображениями херувимов (см. Херувимы), пальм и цветов, драг. камнями (3Цар 6:29; 2Пар 3:6) и отделаны золотом, пол был покрыт золотыми листами (3Цар 6:21,30). В своем великолепии Х. должен был стать видимым отображением невидимой славы Божьей;

б) перед святилищем находились два двора, обнесенные стенами (3Цар 6:36; 7:12). Внутр., или «верхний», двор (Иер 36:10) был предназначен для священников (2Пар 4:9) и, вероятно, располагался выше, чем второй. При жертвоприношениях доступ сюда, вероятно, имели и израил. мужчины, в то время как внешний, или большой, двор всегда был открыт для народа;

в) на внутр. дворе находились медный жертвенник всесожжения (2Пар 4:1; см. Жертвенник всесожжения), возм., жертвенник скинии (см. 1Пар 21:29; 3Цар 8:4), литое из меди см. Море (3Цар 7:23-26) и десять передвижных подстав с умывальницами (ст. 27-39; см. Умывальник, умывальница) и, наконец, справа и слева вход Х. украшали два медных столба (ст. 15-22; см. Воаз, 2 см. Иахин, 4);

г) в Святом помещался см. Жертвенник курения, называемый также «золотым жертвенником» (3Цар 7:48); десять золотых семисвечных светильников — по пять на каждой продольной стороне (ст. 49); десять столов для хлебов предложения — по пять на каждой стороне (2Пар 4:8), причем хлебы предложения, вероятно, размещались только на одном столе (3Цар 7:48);

д) в Святом Святых находился см. Ковчег завета, над к-рым возвышались два позолоченых херувима (см. Херувимы), вырезанных из масличного дерева (выс. по 10 локтей). Их лица были обращены к Святому, одно крыло каждого из них сходилось в середине с крылом другого, вторым крылом каждый из херувимов касался стены (3Цар 6:23-28; 2Пар 3:10-13).

III. ИСТОРИЯ ХРАМА

Х., по архитектуре и убранству, предметам обстановки и порядку богослужения во многом копировавший скинию, до смерти Соломона оставался центр. святилищем народа Израиля (3Цар 8:14). Затем Иеровоам I соорудил для Северного царства святилища в Вефиле и Дане (3Цар 12:26-29). Х. же разделил участь Иудейского царства: его сокровища были разграблены (3Цар 14:26; 4Цар 14:14) или в силу политич. необходимости розданы иноземным царям (4Цар 12:18; 16:8; 18:16). Периоды, когда Х. осквернялся идолослужением (4Цар 16:14,17; 21:7; 2Пар 24:7), сменялись периодами восстановления порядка, заповед. Господом (4Цар 12; 22:3-7; 2Пар 29), и наоборот. В конечном итоге привычные в устах израильтян ссылки на Х. потеряли всякий смысл, поскольку их дела полностью противоречили Божьим требованиям (Иер 7:4 и след.). Суд Божий над Иудейским царством завершился тем, что Х., просуществовавший почти 380 лет, в августе 586 г. до Р. Х. был разрушен халдеями (см. Халдеи) (Вавилоном) (4Цар 25:8,9). см. Скиния (IV).

IV. ХРАМ ЗОРОВАВЕЛЯ

По возвращении евреев из плена перс. царь Кир издал указ о восстановлении Х. (Езд 1:2-4), и вернувшиеся вместе с Зоровавелем (см. Зоровавель) израильтяне начали строит. работы (Езд 3:7 и след.). Прежде всего был восстановлен жертвенник (ст. 3). Однако из-за многочисл. трудностей дело вскоре застопорилось (Езд 4). Строит-во было продолжено лишь в 520 г. до Р. Х., а в 515 г. до Р. Х. состоялось освящение восстановл. Х. (Езд 6). О том, как выглядел этот Х., известно лишь следующее. Его выс. и шир. составляли по 60 локтей (ст. 3), т.е. по своим размерам он был больше, чем разрушенный. Важно отметить, что ковчега завета — знамения присутствия Господа — в новом Х. уже не было (Святое Святых было совершенно пустым). В Библии нигде не сказано, что при освящении этого Х. слава Господа наполнила его. В период войн Маккавеев (см. Маккавеи) Х. был разграблен и осквернен Антиохом Эпифаном (1Мак 1:20 и след.,44 и след.,54 и след.; 2 Мак 6:2,5). Однако Иуда Маккавей распорядился восстановить его. Х. был заново укреплен и освящен (165 г. до Р. Х.; 1Мак 4:36-61). С тех пор праздник обновления Х. (Ин 10:22) стал отмечаться ежегодно. Когда в 63 г. до Р. Х. Иерусалим был завоеван римлянами, их начальник Помпей, войдя в Святое Святых, оставил храмовые сокровища нетронутыми.

V. ХРАМ ИРОДА ВЕЛИКОГО

Чтобы завоевать расположение иудеев, Ирод Великий начал полную перестройку Х., стремясь придать ему небывалое великолепие. Х. по частям сносили и возводили заново, сохраняя его прежние площади, но увеличивая высоту, при этом ежедневные службы не прерывались. В новом сооружении дворы располагались один над другим террасообразно, а над всем этим возвышалось здание Х. Сам Х. и его дворы были обнесены мощной стеной (ее основание сохранилось до наших дней в «стене плача»). С зап. стороны находились главные входные ворота, через к-рые посетители сначала попадали во внешний двор, называемый также «двором язычников», — большую площадь, по периметру окруж. колоннами. На вост. стороне находился «портик Соломона» (см. Притвор Соломонов) (Ин 10:23; Деян 3:11; 5:12), на юж. — «царский портик»; в одном из этих портиков 12-летний Иисус сидел среди учителей (Лк 2:46). На северо-востоке комплекс Х. венчала мощная крепость, называемая Барис. Во времена Маккавеев она была обновлена, а при Ироде Великом укреплена и переименована в Антонию (Деян 21:34). От Храмовой площади к крепости вели ступени (ст. 35,40). Посреди двора язычников на возвышении располагался собственно коплекс Х., обнесенный низкой стеной. Здесь, на колоннах, помещались доски с надписями, запрещавшими неиудеям, под страхом смертной казни, проходить дальше (ср. Деян 21:28). Лестница из двенадцати ступеней вела наверх, и посетители могли попасть внутрь через девять ворот, четыре из к-рых выходили на север, четыре — на юг и одни на восток. Эти последние, «Красные ворота», были самыми великолепными (Деян 3:2,10 — в Синод. пер. — «двери»). Через них можно было пройти во «двор женщин». Круговая лестница из 15 ступеней вела дальше, во «двор израильтян», куда женщинам доступа не было. Возм., на этой лестнице Анна и Симеон встретили Иисуса и Его родителей (Лк 2:25-38). Двор израильтян был отделен земляной насыпью от «двора священников», где были жертвенник всесожжения и медное море. От жертвенника к притвору Х. вели двенадцать ступеней. С этой лестницы священники благословляли народ (Лк 1:22). К притвору примыкали Святое и Святое Святых. Между ними висела завеса, к-рая в момент смерти Иисуса разорвалась надвое (Мф 27:51). В 70 г. по Р. Х., всего через несколько лет после завершения строит-ва, Х. был разрушен рим. завоевателями. Захватчики проникли в здание через крепость Антонию в тот момент, когда сами израильтяне подожгли портики Х. Один из римлян, бросив горящую головню в сев. пристройку, поджег сооружение. Пламя быстро охватило здание, и Х. рухнул. Храмовые сокровища погибли. От некогда величественного сооружения остались лишь развалины, ставшие для народа Израилева знамением Божьего суда. После второго иуд. восстания имп. Адриан распорядился построить на месте иуд. Х. храм Юпитера Капитолийского (136 г. по Р. Х.). Евреям теперь было запрещено входить в город. Сегодня на храмовой террасе Харам-эш-Шериф стоит мечеть Омара, построенная арабами в 637 г., после захвата ими Иерусалима.

VI. ХРАМЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИЕРУСАЛИМА

Кроме Иерусалимского, в разное время было построено еще три Х. для поклонения Господу:

1) Х. самарян (см. Самаряне) на горе Гаризим. Точных сведений о его создании не сохранилось; он был разрушен во времена Маккавеев;

2) из текста папируса с о-ва Элефантины на Ниле стало известно, что здесь, еще до завоевания Египта персами (в 525 г. до Р. Х.), в иуд. воен. колонии существовал Х., к-рый был разрушен в 410 г. до Р. Х. и, вероятно, позднее не восстанавливался. Проходившие там богослужения имели нек-рые отклонения от порядка, принятого в Иерусалимском храме;

3) в Леонтополе (Нижний Египет) также был иуд. Х. По преданию, его построил в 170 г. до Р. Х. по образцу Иерусалимского Х. бежавший из Иерусалима первосвященник Ония; в 73 г. по Р. Х. римляне положили конец этому последнему месту иуд. богослужений.

VII. ХРАМ ИЕЗЕКИИЛЯ

После разрушения Соломонова Х. Иезекиилю (см. Иезекииль) в 573 г. до Р. Х. было видение о новом Х., в к-рый вернется слава Божья (Иез 43:1-7), покинувшая прежний Х. (Иез 10:19; 11:23). У комментаторов Библии возникают сомнения, можно ли видеть исполнение этого обетования в Х., построенном евреями после плена. Чаще всего это видение Иезекииля относят к многочисл. пророчествам о восстановлении Израиля, к-рые ждут своего свершения в конце времен.

VIII. ХРАМ БОЖИЙ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

В новозаветные времена на место ветхозаветного Х. (ср. Деян 7:48-50) приходит см. Церковь, собрание, община, Тело Христово (Ин 2:19-21), живой и святой Х. Господень (Еф 2:19-22; 1Пет 2:5). см. Строительство, строить см. Скиния (VI) см. Идол, идолослужение (III).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Храм — Культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Типы Х. и история их развития обусловлены, кроме культовых требований, также общим развитием архитектуры и строительной техники у различных народов в разных странах. Большая советская энциклопедия
  2. храм — -а, м. 1. Здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Буддийский храм. □ Над вершинами леса, на фоне темно-зеленой хвои и голубого небосклона, ярко выделяются купола храмов, сияя золотистыми крестами. Новиков-Прибой, Судьба. Малый академический словарь
  3. храм — орф. храм, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. храм — Храм/. Морфемно-орфографический словарь
  5. Храм — (Бейт hа-Микдаш) Пишет Рамбам*: "Общепринята традиция, что Давид и Шломо построили алтарь [в разное время] на том месте, на котором Авраам построил жертвенник и на нем связал своего сына, Ицхака. Энциклопедия иудаизма
  6. Храм — Храм, церковь – здание, предназначенное для богослужений. Иногда "храмом" может называться и часть гражданского здания, используемая для богослужений. Католическая энциклопедия
  7. храм — Молельня, моленная, богомольня, мольбище, святилище (церковь, собор, часовня, кирка, костел, синагога, мечеть, капище, требище, кумирня, дацан, бурханище, кереметь, пагода) Божий дом см. >> здание Словарь синонимов Абрамова
  8. Храм — • Templum называется всякое отрезанное, т. е. отделенное и очерченное место (одного корня с τέμνω, τέμενος), особенно же a) пространство, которое авгур своим посохом (lituus) обводит по небу и земле для того... Словарь классических древностей
  9. храм — Центральное и единственное место поклонения израильского народа своему Богу, дом имени Господа (3Цар.5:5), построенный по завещанию и чертежам Давида его сыном Соломоном в Иерусалиме на горе Мориа (2Пар. Библейский словарь Вихлянцева
  10. Храм — Культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги... Художественная энциклопедия
  11. храм — (науки) — иноск. (в приподнятом слоге): здание, служащее для высших целей, где поклоняются, посвящают себя чему (храм молитвы, храм знания) Ср. Они ни сами в храм знания не входят и желающим войти в него возбраняют. Лесков. Захудалый род. 2, 14. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  12. храм — сущ., м., употр. часто (нет) чего? храма, чему? храму, (вижу) что? храм, чем? храмом, о чём? о храме; мн. что? храмы, (нет) чего? храмов, чему? храмам, (вижу) что? храмы, чем? храмами, о чём? о храмах... Толковый словарь Дмитриева
  13. храм — Заимств. из ст.-сл. яз. См. хоромы. Общеслав. *chormъ > храмъ с появлением неполногласия. Исходно — «дом вообще», затем — «церковь». Этимологический словарь Шанского
  14. Храм — Культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги... Архитектурный словарь
  15. храм — • Блещущий (Козлов). • Богомольный (Брюсов). • Заветный (П. Соловьева). • Золотоглавый (Козлов). • Кроткий (Фофанов). • Сумрачный (Лермонтов). • Торжественный (Мей). Словарь литературных эпитетов
  16. храм — ХРАМ, а, м. 1. Здание для богослужения, церковь. Древнерусские храмы. Буддийский х. 2. перен. Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.). Х. науки. • Дорога к храму (высок.) путь к вере, к Богу. | прил. храмный, ая, ое (к 1 знач. Толковый словарь Ожегова
  17. храм — ХРАМ, храма, ·муж. (·книж. ). 1. Здание для богослужения, церковь (церк.). 2. перен., чего. Место, предназначенное для занятий чем-нибудь (·ритор. ). Храм науки. Храм искусства. Толковый словарь Ушакова
  18. храм — ХРАМ -а; м. 1. Здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Древнерусские храмы. Храмы Московского Кремля. Буддийский х. Х. богини Дианы. Дорога к храму (о возвращении к религиозным духовным ценностям). 2. кого-чего. Высок. Толковый словарь Кузнецова
  19. храм — Это слово родственно существительному хоромы и восходит к общеславянскому chormъ. Этимологический словарь Крылова
  20. храм — ХРАМ м. стар. хоромы, жилой дом, храмина ж. Вшедше в храмину, Матф. || Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь. Веи... стоящии во храме Господни, Псалтирь. Толковый словарь Даля
  21. ХРАМ — ХРАМ — культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм. Большой энциклопедический словарь
  22. храм — храм I м. 1. Специальное здание, предназначенное для отправления религиозного культа, богослужения; церковь. 2. перен. Место, предназначенное для занятий чем-либо и внушающее благоговение. II м. Сфера высоких духовных ценностей. Толковый словарь Ефремовой
  23. храм — Род. п.-а. Заимств. из цслав., ст.-слав. храмъ, при исконнорусск. хоромъ (см. хоро́мы). •• [Махек продолжает отстаивать свое сближение слав. слова с хетт. karimmi "храм"; см. "Sрrасhе", 4, 1958, стр. 74. – Т.] Этимологический словарь Макса Фасмера