храм

Центральное и единственное место поклонения израильского народа своему Богу, дом имени Господа (3Цар.5:5), построенный по завещанию и чертежам Давида его сыном Соломоном в Иерусалиме на горе Мориа (2Пар.3:1), затем возобновленный Зоровавелем и перестроенный Иродом (см. ниже). Храм заменил скинию (см.), когда израильский народ после сорокалетнего хождения по пустыням обосновался на Ханаанской земле.

Храмом в Писании называется и скиния, явившаяся его прообразом (1Цар.1:9 ; 1Цар.3:3 ; Пс.5:8 ; Пс.26:4 ; Пс.137:2), а также дела и сами тела отдельных верующих (1Кор.3:16 -17; 1Кор.6:19) и Сам Господь Бог и Агнец Его (Отк.21:22 ; в этом же смысле нужно понимать и другие упоминания храма в книге Откровение).

В отношении Иерусалимского храма этим словом называется как только одна средняя часть здания (3Цар.6:5 ,17,22; 2Пар.3:13) и все здание целиком (3Цар.6:10 и др.), так и весь комплекс построек вместе со всеми дворами и портиками. Ибо, когда говорится, что Господь учил в храме (Лук.19:45 ,47), то имеются в виду только дворы (·возм., только внешний), ибо, не будучи из колена Левиина и священником, Спаситель определенно не входил во внутренний двор и в само здание храма (также см. Лук.2:27 ,37; Лук.18:10 ; Деян.3:1 ; Деян.5:20 ,25; Деян.21:26 -30; Деян.22:17 ; Деян.24:18 ; Деян.26:21). В связи с этим следует заметить, что все изображения храма, похожие на православные церкви или католические соборы, в которых стоят молящиеся, совершенно неверные, ибо внутрь здания (по размерам очень небольшого и темного — см. ниже) никто кроме священников не имел права входить. Все молились на одном из внешних дворов.

Храм во многих местах называется также домом Божиим и домом Господним.

1. Храм Соломона.

Первый храм, построенный в Иерусалиме, был очень красив и богат. На земле не было другого такого прекрасного сооружения. Он был по сравнению с другими местами поклонения различным божествам как солнце по сравнению с мелкими звездами. Глядя на второй храм во время его сооружения, старики, видевшие первый храм, плакали (Езд.3:12).

На храм было израсходовано (по 1Пар.22:14 ; 1Пар.29:4 ,7): 3888,03 т золота, 36612 т серебра, много больше 648 т меди и более 3600 т железа (см. 3Цар.7:47 ; 1Пар.22:14 ; железо). Цена только этих материалов (не считая драгоценных камней — см. 1Пар.29:1 ,8, и др. материалов) и по древним и по современным оценкам неслыханно велика. Для сравнения можем напомнить, что плата солдата и поденного рабочего в 1 ·в. равнялась примерно 1 кг серебра в год (см. деньги). (см. тж Соломон)

Конструктивные детали первого храма (центрального здания) описаны в ·3Цар.6; 3Цар.7:15 -51; 2Пар.3:1 -5.1 . Он был длиною 35 м, шириною 10 м и состоял из трех частей: притвора — глубиной 5 м, средней части — глубиной 20 м и дальней части (Святого-святых, давира) — глубиной и высотой 10 м. Высота средней части была равна 15 м. Такой же высоты, по-видимому, был и притвор (по 2Пар.3:4 — 60 м).

Высота двух медных колонн, поддерживавших верхнюю часть притвора, была равна 9 м (3Цар.7:15 ; 4Цар.25:17 ; Иер.52:21) или 17,5 м (2Пар.3:15 , но, ·возм., здесь указана длина двух колонн). Если последняя цифра точнее предыдущей, то притвор был выше средней части здания храма и общий вид его был ступенчатый. Диаметр колонн равнялся двум метрам.

С трех сторон храм охватывала пристройка в три этажа общей высотой 7,5 м. Слева от входа в храм (с южной стороны) на второй этаж этой пристройки вела круглая лестница.

Каменные стены храма внутри и снаружи были выложены досками (3Цар.6:9 ,15).

На верху средней части были сделаны несквозные (декоративные) окна (3Цар.6:4).

Храм внутри освещался только собственными светильниками. Через входную дверь в него могли проникать только лучи восходящего солнца. Давир за завесой как и в скинии был всегда темным.

Перед Святым-святых (самым дальним отделением) был установлен постоянный курильный жертвенник (3Цар.6:22). Все поверхности стен, потолка и пола храма были сплошь выложены золотом. Также был выложен золотом и притвор (и его верхняя часть — «горницы») (2Пар.3:4 ,9). Толщина этого покрытия в давире была 0,2 мм (2,9 г золота на см2) (2Пар.3:8). Храм внутри и снаружи украшали резные изображения (3Цар.6:29) и драгоценные камни (2Пар.3:6).

Непосредственно к храму прилегал «священнический двор», а вокруг него был «большой двор» (2Пар.4:9), который был обнесен стеной. Внутренний двор, по-видимому, не был обнесен стеной, но был выше внешнего (3Цар.6:36 ; Иер.36:10).

В Библии упоминаются следующие ворота (см.) в ограде храма или в сопряженных с ним городских стенах, положение которых в большинстве случаев теперь определить невозможно:

верхние (·возм., выходящие на север) (4Цар.15:35 ; 2Пар.23:20 ; 2Пар.27:3 ; Иер.20:2 ; Иез.9:2) (в 4Цар.11:6 названы Сур, а во 2Пар.23:5 — Иесод),

внутренние (Иез.8:3 ,14) (·возм., предыдущие),

восточные (Неем.3:29 ; Иез.8:16 ; Иез.10:19 ; Иез.11:1 ; Иез.43:1 ; Иез.46:1) (в 1Пар.9:18 названы царские, а в Иер.17:19 — сынов народа),

Гаммифкад (Неем.3:31),

жертвенника (Иез.8:5),

новые (Иер.26:10 ; Иер.36:10) (·возм., верхние),

северные (Иер.8:14) (·возм., верхние),

третий вход (Иер.38:14),

Шаллехет (1Пар.26:16).

Перед входом в храм был установлен жертвенник всесожжений высотой 5 м и 10 x 10 м в плане (2Пар.4:1).

Храм строился 7,5 лет (3Цар.6:1 ,38) и был освящен около 962 ·г. ·до-РХ.

Этот великолепный храм уже при сыне Соломона был ограблен египетским царем Сусакимом (3Цар.14:26), а остальные его сокровища царь Аса сам отдал сирийцам (3Цар.15:18). Позже храм был восстановлен, но израильский царь Иоас снова его почти полностью ограбил (4Цар.14:14). Затем его очистил иудейский царь Ахаз (4Цар.16:8), а за ним — Езекия (4Цар.18:15 -16). Манассия окончательно осквернил храм (4Цар.21:5 ,7,11). И вот пришел суд. Навуходоносор при первом своем приходе забрал все имевшиеся тогда сокровища храма (4Цар.24:13), а при втором (в 586 ·г. ·до-РХ) — полностью разрушил его и сжег (4Цар.25:9). После этого, как видно из Иер.41:5 богослужение, по-видимому, было на некоторое время учреждено в Массифе (см. Массифа,в).

2. Храм Зоровавеля.

В 536 ·г. ·до-РХ персидский царь Кир разрешил евреям, плененным Навуходоносором, вернуться в Иудею и восстановить свой храм (Езд.1:1 -3). Зоровавель, возглавивший вышедших из плена, по возвращении в Иерусалим восстановил жертвенник (Езд.3:2), а затем приступил и к восстановлению храма (Езд.3:8). Однако, работы эти вскоре остановились (Езд.4:21), но, ·возм., не полностью (Езд.5:16). Они возобновились только при Дарии Гистаспе (см. Персия) в 520 ·г. ·до-РХ и были завершены через четыре года, то есть в 516 ·г. ·до-РХ (Езд.6:15).

По повелению Кира храм мог быть размерами 30 м высоты и 30 м в ширину (по-видимому, в любом направлении) (Езд.6:3), но не известно, каким он был построен на самом деле. Известно только, что он выглядел весьма незначительным по сравнению с первым храмом (Агг.2:3). В Мишне — одной из частей Талмуда сказано, что, поскольку ковчега не было в этом храме, в нем не было и Самого Бога.

Но через пророка Аггея было предсказано, что слава этого храма будет больше славы первого (Агг.2:9). И действительно, несмотря на то, что он был осквернен Антиохом Епифаном в 167 ·г. ·до-РХ (см. обновления праздник), а затем почти полностью перестроен Иродом (см. ниже), в этом храме (Иерусалимском храме) проповедовал и учил Господь Иисус Христос.

После освобождения из вавилонского плена много евреев осело также в Египте, где они в царствование Птоломея VII (181-146 ·гг. ·до-РХ) построили себе храм по образцу Соломонова в городе Леонтополе, который существовал не менее трех столетий и в котором регулярно проводились богослужения.

3. Храм Ирода.

Ирод Великий (см. Ирод,а) на восемнадцатом году своего правления (то есть в 20 ·г. ·до-РХ) начал перестройку храма. Многочисленные и довольно подробные сведения об этом имеются у И.Флавия, в Талмуде и других источниках.

Поскольку евреи не согласились целиком снести храм Зоровавеля, чтобы построить новый, задуманный Иродом, он удалялся частями и заменялся новым. Строительство это не было полностью закончено ко времени Христа (Иоан.2:20), но завершилось только в 64 ·г., всего за шесть лет до полного разрушения храма.

По конструкции и внешнему виду храм был великолепен (Мар.13:1). Его дворы были устроены террасами и здание храма стояло на самой верхней из них. Оно было построено на новом фундаменте из огромных белых мраморных плит. Его высота достигала 50 м, примерно такими же были и боковые размеры (с пристройками). Здание храма внутри и снаружи было выложено золотом и драгоценными камнями. Но Святое-Святых как и во втором храме было пусто. Зато над входом в храм была укреплена огромная виноградная лоза из чистого золота с кистями в человеческий рост. Храм окружали несколько дворов: священников, израильтян, женщин и язычников. Этот последний окружали великолепные портики (колоннады). Самый прекрасный из портиков — царский (на юге) состоял из пяти рядов колонн и был длиной 250 м. Восточный (или Соломонов) портик возвышался над глубокой Кедронской долиной и их угол, по-видимому, назван в Мат.4:5 «крыло храма».

Главными из ворот, которые вели во двор женщин, были восточные или Никаноровы ворота. Они были покрыты медью и потому иногда назывались Красные (Деян.3:2 ,10).

Все дворы разделялись стенами. Между двором язычников и другими дворами была особо высокая стена, за которую фанатичные евреи под страхом смертной казни никого из не евреев не пускали (Деян.21:27 -29, ·срн. Еф.2:14).

Поскольку храм со всеми его дворами занимал значительное пространство, равное нынешней площади Харам, через него, сокращая путь, люди иногда проходили из одной части города в другую. Это строго запрещалось. Не разрешалось также что-нибудь проносить через храм (Мар.11:16), ходить в грязной обуви.

Этот величественный, но без Бога и превращенный в вертеп разбойников (Мат.21:13) храм как и предсказал Господь (Лук.13:2) при взятии Иерусалима Титом был разрушен и сожжен, а его богатства вывезены в Рим. На его месте вскоре был построен храм Юпитеру, а в 691 ·г. — мусульманское святилище, сохранившееся доныне и известное как мечеть Омара. (см. Иерусалим)

4. Храм Иезекииля.

В ·Иез.40 — 43 описаны детали храма, который был показан пророку в видении в земле халдейской на двадцать пятом году пленения иудеев.

Этот храм — величественное и стройное сооружение, со множеством вспомогательных помещений, размещенных в строгом порядке, не воплотился ни во втором, ни в третьем храме.

По-видимому, он и не является предвидением какого-то реального храма, ибо Господь упразднил всякое храмовое служение (Иоан.4:21 -24). Апостол Иоанн также не видел на небе храма (Отк.21:22). Но, поскольку сказано, что в этом храме Господь Бог будет жить вовеки (Иез.43:7), он, по-видимому, является образом богопочитания еврейского народа на земле.

Источник: Полный и подробный словарь к русской канонической Библии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Храм — Культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Типы Х. и история их развития обусловлены, кроме культовых требований, также общим развитием архитектуры и строительной техники у различных народов в разных странах. Большая советская энциклопедия
  2. храм — -а, м. 1. Здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Буддийский храм. □ Над вершинами леса, на фоне темно-зеленой хвои и голубого небосклона, ярко выделяются купола храмов, сияя золотистыми крестами. Новиков-Прибой, Судьба. Малый академический словарь
  3. храм — орф. храм, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. храм — Храм/. Морфемно-орфографический словарь
  5. Храм — (Бейт hа-Микдаш) Пишет Рамбам*: "Общепринята традиция, что Давид и Шломо построили алтарь [в разное время] на том месте, на котором Авраам построил жертвенник и на нем связал своего сына, Ицхака. Энциклопедия иудаизма
  6. Храм — I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА В Библии Х. (лат. templum, «помещение, посвящ. божеству») — это святилище Господа в см. Иерусалиме. Евр. слово хехал означает прежде всего «роскошный шатер» или «великолепное здание», при этом подразумевается дворец вост. Библейская энциклопедия Брокгауза
  7. Храм — Храм, церковь – здание, предназначенное для богослужений. Иногда "храмом" может называться и часть гражданского здания, используемая для богослужений. Католическая энциклопедия
  8. храм — Молельня, моленная, богомольня, мольбище, святилище (церковь, собор, часовня, кирка, костел, синагога, мечеть, капище, требище, кумирня, дацан, бурханище, кереметь, пагода) Божий дом см. >> здание Словарь синонимов Абрамова
  9. Храм — • Templum называется всякое отрезанное, т. е. отделенное и очерченное место (одного корня с τέμνω, τέμενος), особенно же a) пространство, которое авгур своим посохом (lituus) обводит по небу и земле для того... Словарь классических древностей
  10. Храм — Культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги... Художественная энциклопедия
  11. храм — (науки) — иноск. (в приподнятом слоге): здание, служащее для высших целей, где поклоняются, посвящают себя чему (храм молитвы, храм знания) Ср. Они ни сами в храм знания не входят и желающим войти в него возбраняют. Лесков. Захудалый род. 2, 14. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  12. храм — сущ., м., употр. часто (нет) чего? храма, чему? храму, (вижу) что? храм, чем? храмом, о чём? о храме; мн. что? храмы, (нет) чего? храмов, чему? храмам, (вижу) что? храмы, чем? храмами, о чём? о храмах... Толковый словарь Дмитриева
  13. храм — Заимств. из ст.-сл. яз. См. хоромы. Общеслав. *chormъ > храмъ с появлением неполногласия. Исходно — «дом вообще», затем — «церковь». Этимологический словарь Шанского
  14. Храм — Культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги... Архитектурный словарь
  15. храм — • Блещущий (Козлов). • Богомольный (Брюсов). • Заветный (П. Соловьева). • Золотоглавый (Козлов). • Кроткий (Фофанов). • Сумрачный (Лермонтов). • Торжественный (Мей). Словарь литературных эпитетов
  16. храм — ХРАМ, а, м. 1. Здание для богослужения, церковь. Древнерусские храмы. Буддийский х. 2. перен. Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.). Х. науки. • Дорога к храму (высок.) путь к вере, к Богу. | прил. храмный, ая, ое (к 1 знач. Толковый словарь Ожегова
  17. храм — ХРАМ, храма, ·муж. (·книж. ). 1. Здание для богослужения, церковь (церк.). 2. перен., чего. Место, предназначенное для занятий чем-нибудь (·ритор. ). Храм науки. Храм искусства. Толковый словарь Ушакова
  18. храм — ХРАМ -а; м. 1. Здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Древнерусские храмы. Храмы Московского Кремля. Буддийский х. Х. богини Дианы. Дорога к храму (о возвращении к религиозным духовным ценностям). 2. кого-чего. Высок. Толковый словарь Кузнецова
  19. храм — Это слово родственно существительному хоромы и восходит к общеславянскому chormъ. Этимологический словарь Крылова
  20. храм — ХРАМ м. стар. хоромы, жилой дом, храмина ж. Вшедше в храмину, Матф. || Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь. Веи... стоящии во храме Господни, Псалтирь. Толковый словарь Даля
  21. ХРАМ — ХРАМ — культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм. Большой энциклопедический словарь
  22. храм — храм I м. 1. Специальное здание, предназначенное для отправления религиозного культа, богослужения; церковь. 2. перен. Место, предназначенное для занятий чем-либо и внушающее благоговение. II м. Сфера высоких духовных ценностей. Толковый словарь Ефремовой
  23. храм — Род. п.-а. Заимств. из цслав., ст.-слав. храмъ, при исконнорусск. хоромъ (см. хоро́мы). •• [Махек продолжает отстаивать свое сближение слав. слова с хетт. karimmi "храм"; см. "Sрrасhе", 4, 1958, стр. 74. – Т.] Этимологический словарь Макса Фасмера