Суд

(Бет-Дин)

Термином "суд" (бет-дин) пользуется Талмуд: 1) для гражданского С, существовавшего с древнейших времен; 2) для обозначения института, имевшего как судебные, так и законодательные прерогативы; 3) этот термин с добавлением степени "Великий" служит синонимом термина "Великий Синедрион", то есть высший законодательный орган, бывший в определенный период израильской истории высшим органом государственной власти. О Синедрионе сказано выше в специальной статье. Здесь же остановимся на первых двух значениях термина "суд".

Моше Рабейну судил народ и разрешал его проблемы с утра до вечера. По совету своего тестя Итро он избрал судьями людей способных, богобоязненных, честных и ненавидящих корысть, и только важные дела приносили ему самому (Исх. XVIII, 21-22). Во Второзаконии сказано (XVI, 18-20; XVII, 8-11): "Судей и урядников поставь себе во всех вратах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, для колен твоих, чтобы судили они народ С. праведным. Не криви С, не лицеприятствуй и не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрых и извращает слова праведных. К правде, к правде стремись... Если непостижимым будет для тебя дело для разбора между кровью и кровью, между тяжбой и тяжбой и между ушибом и ушибом, по делам спорным во вратах твоих, то встань и взойди на место, которое изберет Господь, Бог твой... И поступи по слову [левитов и С], которое они скажут тебе с того места, которое изберет Господь, и точно исполняй все, как они укажут тебе. По наставлению, которое они укажут тебе, и по суждению, которое изрекут тебе, поступи; не отступай от сказанного тебе ни вправо, ни влево". А в "Сифрей", отдел "Судьи", сказано: Почему назначают С. в каждом городе? Ибо сказано: "Судьи во всех вратах твоих". А почему назначают С. для каждого колена? Ибо сказано: "И судей для всех колен твоих".

В начале периода царства, в условиях примитивного государственного аппарата, судьями были сами цари или их сыновья. Нет в Библии никакого указания на существование центрального С. в Иерусалиме в период царства. Напротив, С, совершенный над пророком Ирмеягу (Иер. XXVI), является свидетельством того, что в этот период не было судебной инстанции, и С. творил весь народ.

Касательно периода Второго Храма имеются подробные указания на существование центральных и местных С. Известно, что кроме С. трех, заседавшего по понедельникам и четвергам для разрешения гражданских исков, существовал в каждом городе, где проживало не менее ста двадцати жителей, С. двадцати трех, компетентный в уголовном и религиозном праве. Такие С. существовали и за пределами Израиля в еврейских общинах, но их права были ограничены: они не были компетентны решать уголовные дела, налагать штрафы и т. д. Во главе С. стоял человек, сведущий в Торе, он именовался "Отличным (муфла) в С". Если возникали сомнения, которые местный С. двадцати трех не мог разрешить, судьи обращались за советом в иерусалимский С. В Иерусалиме, кроме Синедриона в составе семидесяти одного мудреца и малых С, заседали два С. двадцати трех. Один из них находился у входа на Храмовую гору, а второй — у входа в Храм. Если же и эти С. не могли вынести приговор, дело передавалось Великому Синедриону, решение которого было окончательным и обязывающим всех. Так как С. у входа на Храмовую гору исполнял две обязанности -С. и законодательного органа, во главе его стояли двое: "наси" — когда обсуждались вопросы птахи, и "ав бет-дин", председательствовавший в обычных судебных разбирательствах. Вопросы, возбуждавшие разногласия, разрешали большинством голосов, поэтому число членов С. всегда было нечетным. На С, заседавший у входа на Храмовую гору, а по другой версии -в "Лишкат ra-газит"*, кроме обязанностей судебной и законодательной, была возложена еще одна — мидраш*. По праздникам и субботам, когда нет судебных заседаний, собирались судьи в "Лишкат hа-газит" для толкования галахи, и всякая птаха, утвержденная большинством, считалась принятым законом.

Был установлен порядок выбора судей в местные С. и в С. Иерусалима. Судьи в местные С. избирались Верховным С. в Иерусалиме из местных жителей, известных своей ученостью, честностью и уважаемых земляками. Лучшие из местных судей избирались в С, за седавший у входа на Храмовую гору, а лучшие из них, в свою очередь, — в Великий Синедрион.

Не исключено, что такой порядок был принят еще до царствования Хасмонеев, и вся государственная власть была сосредоточена в руках Синедриона. Даже после того, как Ирод отменил Великий Синедрион и истребил почти всех его членов, он не затронул Верховный С. у входа на Храмовую гору, ибо народ не мог оставаться без религиозных руководителей. Во главе этого С. стояли члены семьи Бетейра, а затем на пост наси был избран Гилель. По талмудической традиции, "Гилель и его потомки стояли во главе С. при Храме в течение ста лет" (Шаб. 1.). И известно, что р. Гамлиэль I, внук Гилеля, был наси С, который заседал у входа на Храмовую гору.

После разрушения Второго Храма и отмены Великого Синедриона прерогативы последнего отошли к С. в Явне, кроме уголовных дел. Во главе С. в Явне стоял р. Иоханан бен Закай, стремившийся превратить этот С. в Верховный над всеми С. в стране и сделать его центром комментирования Торы и толкования Галахи. С этой точки зрения эта судебная палата была продолжением Великого Синедриона, и так как она, кроме прочего, занималась толкованием Галахи, ее называли "Виноградником Явне". "И виноградником называли ее, ибо ряды учеников мудрецов были в ней, как ряды в винограднике" (ТИ). Предполагается, что Иоханан бен Заккай возглавлял "Виноградник Явне" в течение десяти лет. Затем председательство перешло к одному из потомков Гилеля, р. Гамлиэлю II. Под руководством Гамлиэля II С. в Явне сплотил как в религиозном, так и в национальном отношении евреев рассеяния и евреев, оставшихся жить в Стране Израиля. Продолжая традиции С, заседавшего у входа на Храмовую гору, принял на себя С. в Явне обязанности освящения месяца*. В древности освящали месяц на основании свидетельства людей, утверждавших, что они видели серп "новой" луны, а не на основе вычислений. Освящение месяца было прерогативой наси С. в Явне, и так как даты всех праздников зависят от освящения месяца, вся еврейская диаспора находилась в зависимости от С. в Явне. Во время восстания Бар Кохбы деятельность С. временно прекратилась, и он перебрался в г. Уша, но затем возобновил свои заседания. Наибольшего влияния достиг С. в каденцию р. Иегуды hа-Наси, но после него это влияние ослабло, а со временем сошло на нет. Причинами тому были преследования евреев в Израиле со стороны христиан-византийцев и, в еще большей мере, усиление могущества и влияния еврейства Вавилона и ешив, возникших в Суре и Пумбедите.

Решения С. названы обычно по имени наси, который их публиковал, но наси никогда не принимал решений единолично, не советуясь с остальными членами С.

Со временем центральные С. прекратили свою деятельность, и сохранились только местные С. По утверждению хазал, С. существовали уже в древнейшую эпоху. В Талмуде упомянуты "Давид и его С", "Соломон и его С." и даже "Сим (Шем) и его С".

После завершения Талмуда во главе С. стоял гаон, а затем — раввин. Поэтому принято у евреев-ашкеназим именовать городского раввина "главой суда". С. эти занимались главным образом гражданскими и семейными делами. Очень распространен среди евреев был "третейский С". Каждая сторона выбирала своего судью, а они выбирали нейтрального арбитра. Община платила судьям из своей кассы, и все относились к ним с большим почетом и уважением.

Источник: Энциклопедия иудаизма на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Суд — Специальный орган государства, в компетенцию которого входит осуществление правосудия в интересах господствующего класса (при социализме — в интересах всего народа). Свои функции... Большая советская энциклопедия
  2. суд — -а, м. 1. Мнение, суждение; оценка. Суд образованной публики и суд литературный признали «Искусителя» самым слабым сочинением Загоскина. С. Аксаков, Биография М. Н. Загоскина. Малый академический словарь
  3. СУД — Орган гос-ва, осуществляющий в интересах господств. класса (в социалистич. гос-ве в интересах всего народа) разрешение в процессуальном порядке уголовных и гражд. дел. Понятие С. охватывает в широком смысле всю суд. Советская историческая энциклопедия
  4. суд — орф. суд, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. суд — Суд/. Морфемно-орфографический словарь
  6. суд — : в суд, в суде и на суд, на суде. 1. в суд, в суде (помещение, в котором находится судебный орган). Некоторые писцы не имели квартир и неизменно проживали в суде (Короленко). 2. на суд, на суде (заседание судебного органа). Управление в русском языке
  7. суд — Суд да дело (разг.) — о судебном рассмотрении какого-н. дела, тяжбы, а также вообще о всяком длительном рассмотрении, обсуждении чего-н., о проволочке. ► И начнётся у них, сударь, суд да дело и несть конца мучениям. А. Островский. Фразеологический словарь Волковой
  8. суд — СУД См. Сода. Словарь галлицизмов русского языка
  9. Суд — I. ПОНЯТИЕ 1) в ВЗ право С. принадлежит Богу. Вершить С. означает прежде всего «устанавливать или восстанавливать справедливость». Так, праведники могут ожидать справедливости именно от С. Божьего (Пс 57:12; Иер 17:10). Библейская энциклопедия Брокгауза
  10. СУД — (понятие, виды) орган, на который возложено осуществление одной из ветвей государственной власти — судебной власти. От законодательных (представительных) и исполнительных органов... Словарь по конституционному праву
  11. суд — Рассуждение, вывод; суждение, оценка, критика; судопроизводство, разбирательство; судилище, коллегия, ареопаг, сенат, синклит, синедрион, камера, палата, присутствие, совет, судебное (присутственное) место Услышишь суд глупца Суд идет!... Словарь синонимов Абрамова
  12. суд — Это не только разбирательство тяжб (Втор.19:17), но рассмотрение всяких спорных вопросов, законодательство в широком смысле, направление всей жизни израильского народа (Втор.1:15 -16; Втор.16:18). Судить — значило управлять, руководить (Зах.3:7). Библейский словарь Вихлянцева
  13. суд — сущ., м., употр. очень часто (нет) чего? суда, чему? суду, (вижу) что? суд, чем? судом, о чём? о суде; мн. что? суды, (нет) чего? судов, чему? судам, (вижу) что? суды, чем? судами, о чём? о судах... Толковый словарь Дмитриева
  14. суд — Общеслав. По происхождению *sǫdъ рассматривается как сращение двух слов: предлога *som (> су, см. с, со) и сущ. *dhos «дело» (от *dhe > dě > де в дело, деть и т. п.). Ср. подобное слову суд лит. samdà «договор, наем». Суд буквально — «сделанное вместе». Этимологический словарь Шанского
  15. суд — Специальный орган государства, осуществляющий правосудие и выполняющий свои функции в форме разрешения уголовных дел, гражданских, трудовых и иных споров, административных и других правонарушений в установленном законом порядке. Большой бухгалтерский словарь
  16. суд — Беспощадный, беспристрастный, Божий, быстрый, лицеприятный (устар.), милостивый, небесный, нелицеприятный, неотвратимый, неподкупный, неправедный, непреклонный, праведный, правый, пристрастный, самочинный, священный, скорый, справедливый, страшный... Словарь эпитетов русского языка
  17. СУД — Усуд (рус. Суд, сербохорв. Усуд), родственно рус. «суд», «судьба», из слав. *sъ+dé-, ср. литов. samda, «наем», др.-инд. sam-dhâ-), в славянской мифологии существо, управляющее судьбой. Мифологическая энциклопедия
  18. суд — СУД -а; м. 1. Государственный орган, разбирающий гражданские споры и уголовные дела; помещение, в котором находится такой орган. Гражданский с. Уголовный с. Подать в с. на кого-л. Приговор суда. Судья районного суда. Народный... Толковый словарь Кузнецова
  19. суд — СУД, а, м. 1. Государственный орган, ведающий разрешением гражданских (между отдельными лицами, учреждениями) споров и рассмотрением уголовных дел. С. присяжных. Верховный с. 2. с определением. Толковый словарь Ожегова
  20. суд — Орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке. Большой юридический словарь
  21. суд — Орган государства, охраняющий от всяких посягательств личные, государственные и общественные интересы путем осуществления правосудия, применения мер государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок. Финансовый словарь терминов
  22. суд — СУД, суда, ·муж. 1. только ед. Мнение, суждение, заключение (·книж. ). Отдать на суд кому-чему-нибудь или чей-нибудь (дать возможность кому-чему-нибудь высказать свое отношение). «Я вижу тебя бледнолицую и на суд твой себя отдаю.» Некрасов. Толковый словарь Ушакова
  23. суд — СУД, судьба, судья и пр. см. судить. Также см.: 1. суда 2. судить Толковый словарь Даля
  24. СУД — СУД — орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и др. дела на основании действующего законодательства и в соответствии с установленными процессуальными правилами (см. также Судебная власть). Большой энциклопедический словарь
  25. суд — суд м. 1. Государственный орган, ведающий разрешением гражданских споров и уголовных дел. || Помещение для судебных заседаний. 2. Общественный орган, избираемый из членов какого-либо коллектива для разбирательства дел... Толковый словарь Ефремовой
  26. суд — I I, род. п. -а́, укр. суд, блр. суд, род. п. -а́, др.-русск. судъ (РП, Карский, РП 90 и др.), ст.-слав. сѫдъ κρίσις, κρῖμα (Остром., Клоц., Супр.), болг. съдъ́т (Младенов 627), сербохорв. су̑д, род. п. су́да, чак. су́д, род. п. суда̏, словен. Этимологический словарь Макса Фасмера