Ангелы

(Мал'ахим)

Посланцы Господа, исполнители Его воли на небе и на земле; бестелесные существа; обитель их — небо. Они спускаются иногда на землю, чтобы раскрыть людям, что произойдет в будущем, или чтобы выполнить поручение Всевышнего. А. принимают иногда человеческий облик. Они способны парить в воздухе и оставаться невидимыми. А. — существа высшей духовности.

Моисей увидел А. в пламени горящего куста; Бил'ам (Валаам) * увидел А., стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке; Иегошуа* — в облике воина, Гид'он* — в облике человека, и только после его ухода открылось Гид'ону, что он видел А.

Пророк Даниэль первым дал А. имена и звания, например: "Михаэль, великий начальник Твоего народа" (Дан. XII, 1).

Согласно Талмуду*, А. сотворены были прежде людей. "Когда решил Святой, благословен Он, сотворить человека, стали А. собираться группами. Некоторые из них сказали: "Пусть сотворит", а другие говорили: "Не должен сотворить" (Хаг. XV).

Еврейская традиция неоднократно подчеркивает, что А. не подобны Господу. "Обитель Господа — на седьмом небе, приближены к нему праведники, а вслед за ними — А. И даже Израиль ближе Господу, чем А. Его. [...] А. прислуживают не только Господу, но и праведникам" (Сан. LIX). А. не испытывают злобы, в них нет злого начала.

Имена А. Кроме имен Гавриэль и Михаэль, приведенных в книге Даниэля, в Талмуде приведены имена многих других А.: Рафаэль, Уриэль, Разиэль и другие.

Согласно Агаде*, Михаэль, Гавриэль и Рафаэль — три ангела, которые пришли к Аврааму*. Гавриэль был послан также спасти из огненной печи Хананию, Мишаэла и Азарью*. И на него же возлагает Господь обязанность карать грешников. Гавриэль уничтожает Сдом (Содом) и поражает лагерь Санхерива*. Согласно Каббале, Гавриэль является начальником "мощи" и "закона", а Михаэль — начальником "величия" и "милости".

По мнению Рамбама*, А. бестелесны, а когда воплощаются — не обладают постоянной формой. Господь создает их, они повинуются Ему и выполняют Его приказы. Сказанное в книге Бытия (III, 24): "...и острие меча вращающегося" — Рамбам комментирует так: "Вращающийся, ибо вращаются и меняются в свойствах: иногда они — мужчины, иногда — женщины, то — духи, а то — ангелы" (Море Невухим).

Источник: Энциклопедия иудаизма на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Ангелы — (греч. — «вестники») — бесплотные духовные существа, наделенные разумом и свободной волей, сотворенные Богом для того, чтобы служить Богу, совершая вечный и радостный праздник небесной Литургии, ведя войну с врагами Бога, неся Его волю стихиям и людям. Словарь по культурологии
  2. АНГЕЛЫ — (греч. Άγγελοι, «вестники», перевод еврейск. malâck) в иудаистической, христианской и мусульманской мифологиях бесплотные существа, назначение которых — служить единому богу, воюя с его врагами, воздавая ему честь, неся его волю стихиям и людям. Мифологическая энциклопедия
  3. АНГЕЛЫ — (Aggeloi) — династия визант. императоров (1185-1204), выходцы из крупной землевладельч. знати. Пришли к власти после свержения Андроника I Комнина. Советская историческая энциклопедия
  4. АНГЕЛЫ — АНГЕЛЫ — династия византийских императоров в 1185-1204, основатель Исаак II; в 1204-1318 династия правителей Эпирского государства. АНГЕЛЫ (от греч. angelos — вестник) — в иудейской, христианской, мусульманской мифологиях бесплотные существа, посредники между богом и людьми. Большой энциклопедический словарь
  5. Ангелы — I А́нгелы (греч. ángelos — вестник) в иудейской, христианской, мусульманской и в некоторых др. мифологиях существа, промежуточные между богом и людьми, посредники между ними. Большая советская энциклопедия
  6. Ангелы — Об ангелах в русской литературе известно несколько апокрифов, записанных между прочим в древних палеях. В некоторых частностях апокрифы эти отличаются от греческих, в особенности же в том месте, где говорится о падении ангелов. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона