Ангелы

I

А́нгелы (греч. ángelos — вестник)

в иудейской, христианской, мусульманской и в некоторых др. мифологиях существа, промежуточные между богом и людьми, посредники между ними. Ветхозаветные представления об ангелах, восходящие, видимо, к политеистическим верованиям, частично же — к ассиро-вавилонским мифологическим образам, были восприняты Новым заветом и стали одним из основных элементов христианской мифологии. Согласно этой мифологии, А. бессмертны, могущественны, обладают знанием будущего (хотя и могущество, и знания их ограничены). И позднеиудейская и христианская мифологии содержат понятие «падшие А.», которые возглавляются дьяволом, или сатаной, и толкают людей на грехи. В позднеиудейской религии была разработана дифференциация А., получившая развитие в христианской мифологии; были выделены херувимы, серафимы, 4 князя А. (архангелы). В христианской мифологии пользовались наибольшим почитанием архангелы: Михаил — вождь небесной рати, Гавриил — вестник бога (согласно евангелиям, объявивший Марии о грядущем рождении Христа), Рафаил — целитель и Уриил — А. раскаяния. Архангелам приписывалась функция представления людей на суд божий. Один из основоположников христианской мистики, византийский богослов Псевдо-Дионисий Ареопагит (4 в.) по аналогии с делением византийских придворных чинов на 9 рангов разработал иерархию А. — 9 хоров («чинов») А. Высшие разряды А., к которым были отнесены серафимы и херувимы, мыслились стоящими в непосредственной близости к богу, низшие — к человеку. Христианское искусство первоначально изображало А. в человеческом облике, с конца 4 в., когда утвердилось представление о бестелесности А., их стали изображать крылатыми. В мифологии ислама 4 архангела (мукар-рабун): Джибрил, Микаил, вестник страшного суда Исрефил и архангел смерти Азраил.

А. П. Каждан, М. И. Занд.

II

А́нгелы

династия византийских императоров (1185 — 1204). А. пришли к власти после свержения Андроника I Комнина (См. Комнины). Правили в сложной внутренней и внешней политической обстановке и не смогли преодолеть сепаратизм провинций. Опирались на чиновную знать, своекорыстие и продажность которой достигли при них своего апогея. Увеличили налоги. Ненависть населения Константинополя к крестоносцам, которых поддерживали последние А., привела к низложению династии 28 января 1204.

Представители династии А.: Исаак II (правил в 1185—95); Алексей III (брат Исаака II) (1195—1203), сверг и ослепил брата, лишён власти крестоносцами; Исаак II (вторично) и его сын Алексей IV (1203—1204).

А. П. Каждан.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Ангелы — (греч. — «вестники») — бесплотные духовные существа, наделенные разумом и свободной волей, сотворенные Богом для того, чтобы служить Богу, совершая вечный и радостный праздник небесной Литургии, ведя войну с врагами Бога, неся Его волю стихиям и людям. Словарь по культурологии
  2. АНГЕЛЫ — (греч. Άγγελοι, «вестники», перевод еврейск. malâck) в иудаистической, христианской и мусульманской мифологиях бесплотные существа, назначение которых — служить единому богу, воюя с его врагами, воздавая ему честь, неся его волю стихиям и людям. Мифологическая энциклопедия
  3. АНГЕЛЫ — (Aggeloi) — династия визант. императоров (1185-1204), выходцы из крупной землевладельч. знати. Пришли к власти после свержения Андроника I Комнина. Советская историческая энциклопедия
  4. АНГЕЛЫ — АНГЕЛЫ — династия византийских императоров в 1185-1204, основатель Исаак II; в 1204-1318 династия правителей Эпирского государства. АНГЕЛЫ (от греч. angelos — вестник) — в иудейской, христианской, мусульманской мифологиях бесплотные существа, посредники между богом и людьми. Большой энциклопедический словарь
  5. Ангелы — Об ангелах в русской литературе известно несколько апокрифов, записанных между прочим в древних палеях. В некоторых частностях апокрифы эти отличаются от греческих, в особенности же в том месте, где говорится о падении ангелов. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  6. Ангелы — (Мал'ахим) Посланцы Господа, исполнители Его воли на небе и на земле; бестелесные существа; обитель их — небо. Они спускаются иногда на землю, чтобы раскрыть людям, что произойдет в будущем, или чтобы выполнить поручение Всевышнего. Энциклопедия иудаизма