идеал

ИДЕАЛ (от греч. i5ea, лат. idealis — понятие, образ, представление) — в широком смысле образец, прообраз, высшая цель стремлений, совершенное воплощение чего-либо, представление о высшем совершенстве в каком-либо отношении. Смысл понятия И. восходит к платоновской «идее» как обозначения умопостигаемых прообразов вещей, образующих подлинный и невидимый мир в противоположность миру видимому и неподлинному. Терминологическое отграничение И. от идеи введено И. Кантом и наиболее отчетливо проведено им в «Критике чистого разума» посредством понятия «идеал чистого разума». В И. соединены чувственная и сверхчувственная грани идеи, образ идеи и выраженное ею понятие. Идеальный — это и образцовый, совершенный, и в то же время не реальный, существующий лишь как идея, имеющий идеальное бытие. Таким образом, в И. соединяются два понятия — суть предмета, или его идея, и его наилучшее, совершенное состояние. Критическая и позитивная устремленности И. составляют его двойственную природу. В своей критической ипостаси он выступает как критерий оценки данного феномена в сопоставлении с его идеей, или первообразом; ГИ.. «дают необходимое мерило разуму, который нуждается в понятии того, что в своем роде совершенно, чтобы по нему оценивать и измерять степень и недостатки несовершенного» (Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 502). Позитивно же он выполняет функции императива, утверждения должного. Обращение к И. происходит на уровне рефлексии как единства критического, аналитического и проективного отношения к действительности. И. не является пустой абстракцией, но он также не является и эмпирическим фактом. Поэтому бессмысленны попытки его обоснования или опровержения на основании эмпирических данных. Одинаково ошибочны как представление наличной действительности в качестве И., когда происходит абсолютизация относительного (позитивизм), так и понимание И. как эмпирического факта, когда И. выступает в качестве актуально преследуемой цели (утопизм). Формируя целевую проекцию человеческой деятельности, И. являются условием опыта. И. как безусловно ценная, разделяемая всеми цель, как «общепризнанное невозможное», являясь недостижимым по определению, служит основанием действий и критерием их оценки, указывает путь постоянного приближения к совершенству, определяя интенциональность человеческой деятельности и необходимость постоянных усилий по продвижению в данном направлении. Осуществление И. мыслимо только в идее, но возможность приближения к нему бесконечна. Десять библейских заповедей, клятва Гиппократа, категорический императив Канта — все это до сих пор остается только И., но они задают ориентиры, без которых существование и развитие общества было бы невозможно. Присутствие И. создает существенную напряженность между нормативным и реальным, между тем, что следовало бы сделать, и тем, что фактически сделано, дающую импульс развитию. И. составляют важнейшую часть сферы символического поля культуры, являются его смысловым ядром. Кант помещал идеалы в «царство человеческих целей». Такие цели подобны горизонту: их никогда нельзя достичь, но к ним можно постоянно продвигаться. Отличительными характеристиками И. являются наделенность смыслом и самоценность, абсолютная значимость и нормативность. «Справедливость, истина, моральность, красота ценны сами по себе, а не в той мере, в какой они полезны для жизни» (Ортега-и-Гассет X. Что такое философия. М., 1991. С. 20—21). И. фиксируют познавательные, эстетические, нравственные ориентиры, задающие целостность и осмысленность человеческой деятельности. Они играют важную роль в процессе познания, особенно на его теоретическом уровне; с ними связаны и на них основаны такие понятия и методы, как идеализация, идеальный объект, идеальный тип, парадигма, аттрактор и др. Все они являются разными способами теоретического воспроизведения некоторого И., представляют собой несуществующие и неосуществимые в действительности объекты, служащие тем не менее средствами построения научных теорий, которые сами, в свою очередь, служат идеальной моделью определенной области действительности. Одним из важных элементов научного познания является И. научности, определяющий познавательную цель научной деятельности, способ организации научного знания, критерии оценки научной деятельности. Регулятивные И. науки образуют аксиологический фундамент познания и зависят от ценностных установок, доминирующих в культуре данной эпохи. В философии и методологии науки идет постоянный поиск того И. науки, который мог бы удовлетворить потребность человека в достоверном знании. В И. науки в обобщенном виде выражены как доминирующие в обществе представления о цели и ценности науки, так и общие для научного сообщества когнитивные ценности, такие как истинность, рациональность, доказательность, принципы единства и простоты научной теории и т.д. Истина находится на вершине иерархии познавательных ценностей, определяя высшую цель и определяющую ценность познания, а неукоснительное стремление к ней составляет высшую моральную обязанность ученого.

ЕЛ. Черткова

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Идеал — I Идеа́л (франц. idéal, от греч. idéa — идея, первообраз) идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природы сообразно... Большая советская энциклопедия
  2. ИДЕАЛ — ИДЕАЛ (фр. idéal, лат. idealis, от греч. ἰδέα – вид, образ, идея) – 1) в общеупотребительном смысле: (а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления... Новая философская энциклопедия
  3. идеал — • Возвышенный (Потапенко). • Высокий (Льдов). • Заветный (Жадовская). • Лучезарный (Майков). • Немеркнущий (Ратгауз). • Светлый (Жуковский, Чюмина). • Святой (Надсон). • Чистый (Плещеев). Словарь литературных эпитетов
  4. Идеал — Идеал. [...] в период расцвета своей работы над национально-реалистическим стилем Пушкин решительно противопоставляет «высокопарным мечтаньям» своей весны, теории возвышенного предмета «прозаические бредни» реализма, поэзию живой жизни. Историко-этимологический словарь
  5. Идеал — (франц. idеal, от греч. idеa — идея, первообраз) 1. в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершённое состояние к.-л. Педагогический терминологический словарь
  6. Идеал — (греч. idea – идея, понятие, представление) совершенство; совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей; высшая цель деятельности. Словарь по культурологии
  7. идеал — Совершенство, верх, образец, мечта, несбыточное желание см. >> образец, цель Словарь синонимов Абрамова
  8. идеал — орф. идеал, -а Орфографический словарь Лопатина
  9. ИДЕАЛ — ИДЕАЛ (от лат. idealis — идеальный) — англ. ideal; нем. Ideal. Представление о совершенстве, к-рое, будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и деятельности человека, обществ, класса. И. носят истор. Социологический словарь
  10. Идеал — Специального рода подобъект в иек-рой алгебраич. структуре. Понятие И. возникло первоначально в теории колец. Название И. ведет свое происхождение от идеальных чисел. Математическая энциклопедия
  11. ИДЕАЛ — ИДЕАЛ (греч. idea — образец, норма) — идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. В мировоззрении людей регулирующая функция... Новейший философский словарь
  12. идеал — Немецкое – Ideal. Латинское – idea (видеть, созерцать). Слово проникло в русский язык из немецкого в начале XVIII в. Интересно, что в России первоначально появилось прилагательное «идеальный»... Этимологический словарь Семёнова
  13. идеал — ИДЕАЛ а, м. idéal m. 1. Высшая, руководящая деятельностью общества или личности цель, которой стремятся достичь; предел чьих-л. стремлений, желаний. БАС-1. Другого идеалы мучат, Как женщину на сносях пучат, — Родится мышь — и чуть живет! 1817. Долг. Словарь галлицизмов русского языка
  14. идеал — идеал м. 1. То, что составляет высшую — обычно практически недостижимую — цель деятельности или устремлений. 2. Совершенное воплощение чего-либо. Толковый словарь Ефремовой
  15. Идеал — Представление высшего совершенства в каком-нибудь отношении. В этом широком смысле слово И. применяется одинаково и к отвлеченным и конкретным предметам: И. добра, И. женской красоты, И. государства, И. гражданина и т. д. В этом общем смысле... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  16. идеал — -а, м. 1. Высшая цель, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью. Возвышенные идеалы. □ Какие идеалы могут волновать души этих людей? Салтыков-Щедрин, Письма к тетеньке. Малый академический словарь
  17. идеал — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? идеала, чему? идеалу, (вижу) что? идеал, чем? идеалом, о чём? об идеале; мн. что? идеалы, (нет) чего? идеалов, чему? идеалам, (вижу) что? идеалы, чем? идеалами, о чём? об идеалах... Толковый словарь Дмитриева
  18. идеал — Заимств. в конце XVIII в. из франц. яз., где idéal < лат. idealis, суф. производного от idea (см. идея). Этимологический словарь Шанского
  19. идеал — ИДЕАЛ -а; м. [франц. idéal] 1. Высшая цель, к которой стремятся люди; то, что составляет высший смысл их деятельности, духовных устремлений. Жизненный и. Возвышенные, гуманистические идеалы. Либеральный идеал организации общества. 2. чего или с опр. Толковый словарь Кузнецова
  20. идеал — Иде/а́л/. Морфемно-орфографический словарь
  21. идеал — Идеала, м. [от греч. idea – идея] (книжн.). Высшая, трудно достижимая степень совершенства в чем-н., мыслимый предел стремлений, желаний. Идеал красоты. Идеал человека. В идеале не то, что в действительности. Большой словарь иностранных слов
  22. ИДЕАЛ — ИДЕАЛ (франц. ideal) — образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. Большой энциклопедический словарь
  23. идеал — ИДЕ’АЛ, идеала, ·муж. (от ·греч. idea — идея) (·книж. ). Высшая, трудно достижимая степень совершенства в чем-нибудь, мыслимый предел стремлений, желаний. Идеал красоты. Идеал человека. В идеале не то, что в действительности. Толковый словарь Ушакова
  24. идеал — См. идея Толковый словарь Даля
  25. идеал — ИДЕАЛ, а, м. 1. То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Высокие гуманистические идеалы. 2. чего и чей. Совершенное воплощение чего-н. И. доброты. Этот человек мой и. 3. Наилучший вид, элитный образец чего-н. (спец.). Толковый словарь Ожегова
  26. идеал — (иноск.) — предмет мечты, представляемый образцом совершенства и вообще — желательный Идеалист — наклонный к мечтанию о более или менее несбыточном Ср. Я останусь до конца верна... чему? — идеалу, что ли? Да, идеалу... Фразеологический словарь Михельсона