игра

ИГРА — способ бытия субъекта, объективирующийся через свободную, без принудительной мотивации, самонацеленную деятельность, осуществляемую в границах определенных правил или принципов. Характеризуется временностью, условностью, наличием субъекта, предмета и средств И. Предполагает сознательное «удвоение мира», при котором сама И. выступает бытием второго плана, существующим по принципу дополнительности в отношении к первичному бытию, отличается эмоциональной насыщенностью и наличием фантазийного компонента. Мотивационными основаниями И. выступают интерес и стремление к удовольствию. И. осуществляется в жизненном мире человека на трех уровнях — эмпирическом, экзистенциальном и коммуникативном, — предполагает наличие границ, определяющих ее качественное своеобразие и несводимость к иным культурным и жизненным феноменам. Она имеет место тогда, когда ее существование переживается, осмысливается, познается и признается субъектом как играемое событие, в чем и проявляется ее бытийная природа и подлинность. Игра противостоит рутинной трудовой деятельности, связана с праздниками, свободой от будней и получением удовольствия. Исследуется как упражняющая функция животных и человека (К. Гросс), феномен бытия (Э. Финк) и культуры (Й. Хейзинга, А. Лосев), универсальная целостность ( Г. Гадамер, М. Хайдеггер, Ж. Деррида), способ коммуникации (Э. Берн) и эстетизации (Ф. Шеллинг), лингвистическая реальность (языковые игры — Л. Витгенштейн), математический алгоритм (теория игр) и логический механизм (Л. Кэрролл), способ поведения ( Г. Спенсер) и образовательная технология.

Как способ и форма познания И. предполагает возможность использования ее потенциала для получения новых знаний, закрепления и передачи имеющихся. Субъективно-психологическим основанием развития игровых методов и форм познания, а также механизмом их осуществления является фантазия, представляющая собой важнейший канал создания игровой реальности. Фантазия разделяет мир на реальный и воображаемый и в то же время стимулируется этим разделением, создавая новые образы, проникая в новые области реальности, моделируя новые объекты познания. В основе этого процесса лежит природная способность человека к воображению, а также исторические особенности становления познавательной деятельности. Именно такую фантазийную природу имеет игровое сознание, представляя собой совокупность чувственных, волевых и интеллектуальных компонентов, определяющих человеческое действие как И., обладающую эмоциональной насыщенностью. Интерес является объективированным выражением того, что в игровое действие включены эмоции, благодаря чему И. приобретает особое значение в сфере образования, т.е. трансляции человеческих ценностей и знаний.

И. используется как один из наиболее эффективных способов обучения; существуют разнообразные и многочисленные игровые методики в виде «игры овладения» (Дж. Брунер), игровой терапии, дидактических, развивающих, ролевых, деловых И., тренингов и др. И. применяется как механизм эмоционального включения, «вживания» обучаемого в предмет и ситуацию, создания оптимального соотношения emocio и ratio, необходимых для успешного усвоения знаний, формирования умений и навыков. Эти особенности И. обусловливают привлекательность игровых методик, которые являются весьма эффективными в преподавании любых дисциплин. На педагогическую ценность И. обращали внимание многие философы. Платон призывал обучать детей с помощью И., о том же говорил И. Кант в своих заметках «О педагогике». Г.- Г. Гадамер видит в И. необходимый для герменевтики образец преодоления гносеологизма — субъектно-объектного подхода. Проблема сущности И. не может быть понята, утверждает он, если мы будем ожидать ответа от субъективной рефлексии играющего; речь должна идти о способе бытия И. как таковой. Она обладает своей собственной сущностью, независимой от сознания тех, кто играет: необходимо говорить о примате И. в отношении сознания играющего, и результат ее — это «радость познания». «Собственно субъект игры... — это не игрок, а сама игра» (Гадамер Г.-Истина и метод. М., 1988. С. 154). Гадамер делает вывод, что, с точки зрения онтологии, бытие произведения искусства, как и текста, — это И., которая осуществляется только при восприятии ее зрителем, читателем.

В современной когнитивной психологии И. рассматривается как средство, обеспечивающее моделирование и созревание элементарных подпрограмм, включаемых в дальнейшем в главные программы поведения, деятельности и познания (Дж. Брунер). Исследуются игровые корни всякой познавательной деятельности, познание рассматривается как разновидность игровой деятельности в общем контексте культуры как И. Обсуждается попытка определить игровое содержание современной науки как изолированной в рамках своего метода и понятий. Однако И. Хейзинга, поставивший этот вопрос, напоминает, что современная наука ищет контакты с реальностью, ее правила не являются незыблемыми, она «изобличается опытом во лжи и затем сама себя изменяет», чем существенно отличается от И.

На свойствах И. базируется ряд общих и специальных методов науки, наиболее распространенный метод игрового моделирования, применяемый в математике, экономике, в военных и других науках. Особый тип И. представлен в области экономики, теории управления, исследования операций и принятия решений, где разработана единая теория статических и динамических И., а также конечные и бесконечные антагонистические И., многошаговые И., бескоалиционные и кооперативные И. и др.

Л. Т. Ретюнских

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИГРА — ИГРА — разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. Новейший философский словарь
  2. Игра — I. ДЕТСКИЕ ИГРЫ Д. И. очень редко упоминаются в Библии. Одним из образов грядущего времени спасения является беззаботно играющий малыш около норы аспида (Ис 11:8), а также множество играющих отроков и отроковиц на улицах Иерусалима (Зах 8:5). Библейская энциклопедия Брокгауза
  3. игра — сущ., ж., употр. очень часто (нет) чего? игры, чему? игре, (вижу) что? игру, чем? игрой, о чём? об игре; мн. что? игры, (нет) чего? игр, чему? играм, (вижу) что? игры, чем? играми, о чём? об играх... Толковый словарь Дмитриева
  4. игра — Старославянское – игрь, играти. Существительное является общеславянским, образовавшимся на основе индоевропейского корня со значением «колебаться, двигаться». Исходное значение – «пение с пляской», современное значение – «развлекаться, забавляться». Этимологический словарь Семёнова
  5. игра — ИГРА I. Вид человеческой деятельности, возникший исторически, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых, а также взрослыми содержания профессиональной деятельности... Словарь спортивных терминов
  6. игра — О скрываемых (обычно неблаговидных) действиях, поступках. Бессовестная, большая, гадкая, грязная, двойная, двусмысленная, дипломатическая, дьявольская, змеиная, искусная, коварная, лживая, лицемерная, лукавая, недобросовестная, неискренняя, нечистая... Словарь эпитетов русского языка
  7. Игра — Форма свободного самовыражения человека, предполагающая реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Словарь по культурологии
  8. игра — игра́ игра́ть, диал. грать; укр. гра, iгра́, гра́ти, блр. граць, ст.-слав. игрь παίγνιον (Супр., Еuсh. Sin.), играти παίζειν (Супр.), болг. игра́, игра́я "играю", сербохорв. ѝгра "пляска, игра", ѝграти, и̏гра̑м "плясать, играть", словен. Этимологический словарь Макса Фасмера
  9. ИГРА — ИГРА — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др. Большой энциклопедический словарь
  10. Игра — I Игра́ вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. И. сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и др. Большая советская энциклопедия
  11. игра — ИГР’А, игры, мн. игры, ·жен. 1. только ед. Действие по гл. Играть. Дети думают только об игре, забывая об уроках. Игра положена в основу воспитания в детских домах. Игра в лапту. Игра в шахматы. Игра в тенис. Театральная игра. Игра в великодушие. Толковый словарь Ушакова
  12. игра — См. играть Толковый словарь Даля
  13. игра — Игр/а́. Морфемно-орфографический словарь
  14. Игра — Форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Педагогический терминологический словарь
  15. игра — Играть Раскрыть игру чью-то — обнаружить чьи- н. тайные намерения. ► Хватит обманывать, ваша игра раскрыта. Игра не стоит свеч [перевод фр. Фразеологический словарь Волковой
  16. игра — орф. игра, -ы, мн. игры, игр Орфографический словарь Лопатина
  17. ИГРА — ИГРА — англ. play /game; нем. Spiel. 1. Непринудительная, свободная деятельность (в противоположность утилитарно-практической); является формой самовыражения субъекта, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии... Социологический словарь
  18. игра — игра I ж. 1. Процесс действия по гл. играть I 1. 2. Результат такого действия; занятие для развлечения, отдыха, укрепления здоровья и т.п. || Какой-либо вид, способ такого занятия, основанный на определённых условиях, подчинённый определённым правилам. Толковый словарь Ефремовой
  19. игра — Видимо, восходит к греческому agos – "восхваление божества пением и пляской". Этимологический словарь Крылова
  20. игра — См. азартные игры. Большой юридический словарь
  21. игра — Игр’а — под этим словом в основном понимается игра на музыкальных инструментах, в которой евреи, по-видимому, были большие мастера. К игре же как к забаве и телесному упражнению, особенно любимыми греками, евреи относились с презрением. Библейский словарь Вихлянцева
  22. игра — Общеслав. Скорее всего, суф. производное (суф. -р-, ср. искра) от той же основы, что и др.-инд. yájati «чтить божество». Буквально — «пение с пляской» (в честь языческого божества), откуда — гонения христианской церкви на музыку и пляски как на «бесовские игрища». Этимологический словарь Шанского
  23. ИГРА — ИГРА – одна из главных и древнейших форм эстетической деятельности (см. Эстетика [ЭСТЕТИКА]), т.е. неутилитарной, совершаемой ради нее самой и доставляющей, как правило, ее участникам и зрителям эстетическое наслаждение, удовольствие, радость. Новая философская энциклопедия
  24. игра — ИГРА, ы, мн. игры, игр, играм, ж. 1. см. играть. 2. Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Шахматная и. Спортивные игры. Азартные игры. Опасная и. (перен.: о рискованном предприятии). 3. Комплект предметов для такого занятия. Толковый словарь Ожегова
  25. игра — -ы, мн. игры, игр, ж. 1. Действие по глаг. играть (в 1 знач.). || Деятельность, занятия детей. Представляя, что она рвет с дерева какие-то американские фрукты, Любочка сорвала на одном листке огромной величины червяка, с ужасом бросила его на землю ---. Малый академический словарь
  26. игра — ИГРА -ы; мн. игры, игр; ж. 1. к Играть (1, 3-6 зн.). И. детей прекратилась. Вмешаться в детскую игру. И. с ребёнком, собакой. И. на скрипке, на рояле. Виртуозная и. пианистки. Слушать игру духового оркестра. И. актёра в роли Отелло прекрасна. Толковый словарь Кузнецова
  27. игра — Забава, потеха, шалость, шутка; пьеса ср. !! шалость см. >> забава, шалость см. также -> игры Словарь синонимов Абрамова