Роль

☼ стереотипное поведение, ожидаемое от человека, занимающего опр. позицию (или статус) в социальной структуре, в тех или иных типовых ситуациях взаимодействия. Понятие “Р.” широко используется в социологии, социальной психологии, антропологии и психиатрии. Обычно человек играет множество социальных Р.: тем больше, чем в большем количестве взаимодействий, отношений, групп, типов деятельности он участвует. Иногда нек-рые из исполняемых индивидом Р. могут быть несовместимы и противоречить друг другу. Усвоение человеком социальных Р. имеет функцию размещения индивида в социальном пространстве (социальной структуре), закрепления за индивидом социального статуса. Принятие и воспроизводство социальных Р. происходит в процессе социализации индивида, имеет следствием воспроизводство социальной (ролевой) структуры. Дж. Болдуин и Дж.Г. Мид объясняли процесс принятия Р. склонностью ребенка к имитации: исследования, проведенные в 40-х гг. Н. Камероном, Т. Сарбином, X. Гафом, подтвердили наличие у ребенка способности к принятию Р. В ходе принятия и интеграции новых Р. в процессе социализации у ребенка складывается “Я-концепция”; здесь большое значение имеет механизм идентификации, благодаря к-рому индивид отождествляет себя с теми или иными Р. Овладение социальными Р. происходит гл. обр. бессознательно. С понятием “Р.” тесно связаны другие понятия: “ролевые ожидания”, “ролевая напряженность”, “комплекс ролей”, “ролевые требования” и т.п.

Понятие “Р.” впервые получило систематич. применение в 20-е гг. в социальной психологии Дж.Г. Мида, а также в работах других представителей Чикагской школы социальной психологии (Р. Парк и др.). Мид подчеркивал важность принятия Р. “другого” и “обобщенного другого” для формирования человеческого Я, сознания и об-ва. В 30-40-е гг. понятие “Р.” стало активно использоваться в социальных науках, началась разработка разл. теорий Р. Фрейд описал усвоение ролей в теории инфантильных идентификаций и Эдипова комплекса. Дж. Морено создал концепцию “психодрамы” и использовал ролевые игры и ролевое обучение в психотерапевтич. целях. Т. Сарбин (1943) описал гипнотич. поведение как разыгрывание Р. Х. Маурер (1935) связал личностную и социальную дезорганизацию с неудачным разрешением ролевого конфликта, когда индивид вынужден разыгрывать несовместимые друг с другом Р. Н. Камерон (1947) описал поведение людей с психич. нарушениями как ошибочное разыгрывание Р. и как следствие неспособности принять социально заданные роли. В 1936 Р. Линтон дал определение роли, признанное классическим: Р. — “динамич. аспект статуса”. Если статус понимался Линтоном как позиция в социальной структуре, с к-рой связаны опр. права и обязанности, то Р. интерпретировалась как разыгрывание статуса в поведении, соответствующем “ролевым ожиданиям”, связанным с данным статусом. Между статусом и Р. устанавливалось однозначное соответствие. Линтоновская трактовка понятия Р. была принята функционалистской социологией и социальной антропологией и получила здесь дальнейшее развитие. Р. Мёртон (1949) ввел категории “комплекса ролей” (комплекс ролевых ожиданий, связанных с данным статусом) и “ролевого конфликта” (предъявление к индивиду несовместимых ролевых требований или ролевых ожиданий). Функционалистское понимание Р. было подвергнуто критике как статичное, предполагающее пассивное принятие индивидом извне заданных социальной структурой ролей. Альтернативные, динамич. концепции Р. разрабатывались в интеракционизме (Р. Тёрнер, Э. Гоффман), феноменологич. социологии (А. Шюц), этнометодологии (см. Этнометодология). Здесь подчеркивалось активное участие индивидов и групп в создании ролей в процессе социального взаимодействия, а статич. понимание роли признавалось неадекватным. Большое влияние на антропологию оказала концепция статуса и Р., разработанная Э. Гоффманом: он ввел в 1961 понятие “ролевой дистанции”, обозначающее психологич. дистанцирование индивида от тех Р., к-рые он вынужден разыгрывать перед людьми, несмотря на то, что они противоречат его Я-концепции. Здесь подчеркивается с “социально-драматургич.” позиций внешний, сценич., “театральный” характер разыгрывания Р., отражающий недостаток личностной вовлеченности индивида в исполнение навязываемых ему социальных Р. Исследование Гоффмана о психиатрич. больницах и тоталитарных организациях (1961), в к-ром было прослежено влияние группового давления на принятие ролей и сформулирована “теория ярлыков”, оказало заметное влияние на нек-рые направления исследований в социологии и психиатрии.

Лит.: Cameron N.A. The Psychology of Behaviour Disorders: A Biosocial Interpretation. Boston etc., 1947; Sociometry and the Science of Man. N.Y., 1956; Moreno J.L. Who shall survive? Found, of Sociometry, Group Psychotherapy and Sociodrama. Beacon; N.Y., 1978.

В. Г. Николаев.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Роль — (франц. rôle) 1) литературный персонаж в драме (киносценарии) и соответственный сценический (кинематографический) образ, воплощённый актёром в спектакле (фильме, радиопьесе). Р. бывают комедийные, трагедийные, драматические, трагикомические и т. Большая советская энциклопедия
  2. роль — 1) -и, род. мн. -ей, ж. 1. Художественный образ, воплощаемый актером на сцене, в кинофильме и т. п. Главная роль. Эпизодическая роль. Комедийная роль. Распределение ролей. □ Она по-прежнему оставалась актрисой на ролях трагических героинь. Малый академический словарь
  3. РОЛЬ — РОЛЬ — англ. role; нем. Rolle. Степень участия, мера влияния, значение ч.-л. Социологический словарь
  4. роль — 1. роль/¹ (комедийная). 2. роль/² (сверток). Морфемно-орфографический словарь
  5. роль — орф. роль1, -и, мн. -и, -ей (в пьесе, на сцене и т. п.) роль2, -я и рол, -а (сверток цилиндрической формы) Орфографический словарь Лопатина
  6. роль — Играть роль (без определения) — перен. иметь заметное влияние, оказывать воздействие. ► Он играет там роль. В его удаче сыграли роль, по-видимому, огромные способности. Играть роль кого-чего или какую 1) оказывать какое- н. воздействие, влиять каким-н. Фразеологический словарь Волковой
  7. роль — I. РОЛЬ I и, ж. РОЛЯ и, ж. rôle <�лат. rotulus бумажный свиток для актеров. 1. Художественный образ, воплощаемый актером (на сцене, в кинофильме и т. п.). БАС-1. Действующее лице, представляемое актером в какой-л. Словарь галлицизмов русского языка
  8. роль — • большая ~ • великая ~ • выдающаяся ~ • высокая ~ • громадная ~ • значительная ~ • колоссальная ~ • крупная ~ • немалая ~ • немаловажная ~ • огромная ~ • существенная ~ Словарь русской идиоматики
  9. роль — см. >> занятие см. также -> входить в свою роль, играть выдающуюся роль, играть главную роль, играть первую роль Словарь синонимов Абрамова
  10. роль — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? роли, чему? роли, (вижу) что? роль, чем? ролью, о чём? о роли; мн. что? роли, (нет) чего? ролей, чему? ролям, (вижу) что? роли, чем? ролями, о чём? о ролях... Толковый словарь Дмитриева
  11. роль — Заимств. в начале XIX в. из франц. яз., где rôle «роль» < «список» восходит к лат. rotulus «свиток с записью роли актера». Этимологический словарь Шанского
  12. роль — 1. РОЛЬ1, и, мн. и, ей, ж. 1. Художественный образ, созданный драматургом в пьесе, сценарии и воплощаемый в сценической игре актёром. Трагические, комические роли. Р. Гамлета. Играть (исполнять) р. Хлестакова. Играть р. благодетеля. Главная... Толковый словарь Ожегова
  13. роль — РОЛЬ, роли, мн. и ролей, ·жен. (·франц. role, ·первонач. свиток, список). 1. Персонаж драматического произведения, изображаемый на сцене актером. Играть роль кого-нибудь. Главная роль. Маленькая роль. Артист дебютировал в роли Хлестакова. Толковый словарь Ушакова
  14. роль — РОЛЬ 1. РОЛЬ, -и; мн. род. -ей, дат. -лям; ж. [франц. rôle] 1. Художественный образ, воплощаемый актёром на сцене, в кинофильме и т.п. Главная р. Эпизодическая р. Распределение ролей. Трагическая, комическая, драматическая р. Играть р. главного героя. Толковый словарь Кузнецова
  15. роль — 1. РОЛЬ, роля ж. франц. лицо, личность, представляемая лицедеем, актером, самые речи его, или все, что к сему относится. Он играет роли стариков. Он плохо вытвердил роль. || Вообще, значенье человека в свете, в отношениях к обществу, к делам разного рода. Толковый словарь Даля
  16. роль — Роли, мн. роли, ж. [фр. role, первонач. свиток, список]. 1. В спектакле, фильме – образ, воплощаемый актёром. 2. Весь текст, принадлежащий одному из действующих лиц пьесы, киносценария. 3. Значение, род и степень участия в каком-н. деле, предприятии, событии. 4. Судовая роль – список экипажа судна. Большой словарь иностранных слов
  17. РОЛЬ — РОЛЬ (франц. role) ,1) литературный образ, созданный драматургом в пьесе (киносценарии) — и соответственный сценический (кинематографический) образ, воплощенный актером в спектакле (фильме). 2) Совокупность текста, произносимого актером. Большой энциклопедический словарь
  18. роль — роль I ж. 1. Художественный образ, создаваемый актёром (на сцене, в кинофильме и т.п.). || Совокупный текст одного действующего лица в пьесе. 2. перен. Неестественная, наигранная манера поведения. Толковый словарь Ефремовой
  19. роль — I I ж., род. п. -и, также ро́ля "роль" (Пушкин). Последнее – через нем. Rolle – то же, напротив, роль – непосредственно из франц. rôlе "роль, список" от лат. rotulus "бумажный свиток (для актеров)"; см. Гамильшег, ЕW 770; Клюге-Гётце 485; Преобр. II, 212. Этимологический словарь Макса Фасмера