Ад

Местопребывание и состояние умерших грешников. Слово «ад» (греч. άδης, Άιδης, от Άϊδης — Аид, позже — также «подземное царство»), вероятно, изначально означает «темный»; лат. infernus — «находящийся внизу» (т.е. «подземный»). В НЗ для А. нередко используется слово геенна.

В Библии. Учение об А. восходит к древнеевр. понятию, šeol (преисподняя). Это темная бездонная пещера, куда сходят все люди после смерти (Быт 37, 35; Втор 32, 22; Пс 88, 7; Иез 32, 23). Об этой бездне говорится как о «ненасытной» (Притч 30, 16). По мере развития представлений о посмертном воздаянии, зависящем от того, как человек прожил свою жизнь, появляются типичные образы, обещающие вечное наказание отступающим от Бога, — огонь и черви, постоянно пожирающие их (Ис 66, 24). В Дан 12, 2 говорится о предстоящем воскресении праведников для вечной жизни, а грешников — для вечного наказания. Тема А. как места наказания грешников развивается в Ис 33, 14–16 и Мал 4, 1–3. Иисус Христос говорит об А. как о месте вечного осуждения, приготовленном для дьявола и ангелов его (Мф 25, 41), а также и для всех тех, кто отвергает данное им Богом спасение. В А. горит вечный огонь, царит тьма, плач и скрежет зубов (Мф 13, 42.50; 25, 30). Ап. Павел говорит о посмертном наказании в терминах вечной погибели (2 Фес 1, 9) и отлучения от Царства Божия (1 Кор 6, 9–10; Еф 5, 5). В Откр 20, 10 и 21, 8 А. описывается как горящее серное озеро.

Учение Церкви и богословие. Церковь неоднократно утверждала реальность А. как вечного наказания за совершенное в жизни зло (DH 72, 76, 801, 1351). Ориген изложил (возможно, как гипотезу) альтернативное учение об апокатастасисе («восстановлении») — спасении всех, даже грешных, душ, хотя последним предстоит пройти очищение огнем, о котором говорит Писание. Это учение, нашедшее определенное одобрение у некоторых Отцов Церкви (напр., у Григория Нисского), все же не было принято Церковью. Различают два рода наказаний в А. — вечная утрата возможности лицезрения Бога (poena damni) и чувственные страдания (poena sensus). Правосл. богословы, отвергая существование чистилища, полагают, что, хотя после смерти души праведников испытывают блаженство в раю, а души грешников — муки в А., вопрос об окончательной судьбе всех людей решит только Страшный суд. Согласно катол. вероучению, после смерти одни души попадают в рай, другие перед этим должны пройти определенные испытания в чистилище, а третьи сразу после смерти, еще до Страшного суда, отправляются в А. Такое определение принято II Лионским и Ферраро-Флорентийским соборами (DH 858, 1306). В Катехизисе Католической Церкви написано: «Церковное учение утверждает, что ад существует и что он вечен. Души тех, кто умирает в состоянии смертного греха, после смерти немедленно нисходят в ад, где претерпевают адские муки, огонь вечный. Главная адская мука состоит в вечной разлуке с Богом, тогда как в Нем Одном может человек иметь жизнь и счастье, для которых сотворен и к которым стремится» (п. 1035).

А. — состояние после смерти, не желаемое Богом, а вызванное человеком. А. — утрата общения с Богом и Его спасительным действием, вечное «неосуществление» человека, ставшее необратимым. Возможность этого вечного «неосуществления» основана на свободе человека принимать решение относительно самого себя; в условиях этой свободы человек может отречься от Бога. Не случайно Иисус Христос, говоря об этом, пользуется суровыми, даже пугающими (хоть и традиционными) образами.

Иконография. Первые изображения А. связаны с двумя сюжетами: сошествием в А. Христа, освобождающего из него Адама, Еву и в.-з. праведников, и притчей о богаче и Лазаре (Лк 16, 19–31). Позже появляются изображения Страшного суда (нередко на зап. стенах храмов), часть которых занимает А.: демоны, наказывающие грешников, разделенных по типам грехов. Другие сюжеты — огонь, пылающий между скал или в печах; ворота; крепость; пожирающие грешников громадный червь, змей, гигантская пасть или голова сатаны. В позднем Средневековье грешников нередко представляли в одеяниях королей, князей, ростовщиков и т.д., изображаемые наказания стали более изощренными. В эпоху Возрождения в Италии заметно влияние Данте (напр. у Джотто, Микеланджело). Для североевроп. изображений были характерны гротеск, хаотические расположения фигур, апокалиптические пейзажи (Босх, Брейгель Старший). Связанные с А. мотивы в искусстве XIX–XX вв. носят скорее психологический характер (Роден, Мунк).

Лит-ра: Encyclopedia of Theology: The Concise Sacramentum Mundi / Ed. K. Rahner. NY., 1975, p. 602–604; Moser G. Die Botschaft von der Vollendung. DЯsseldorf, 1983; Balthasar H.U. von. Was dЯrfen wir hoffen? Einsiedeln, 1986; Idem. Kleiner Diskurs Яber die HЪlle. Ostfildern, 1987; Vorgrimmler H. Geschichte der HЪlle. MЯ., 1993.

о. З. Кияс, А. Горелов

Источник: Католическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ад — ад м. 1. Место, где — по религиозным представлениям — души грешников после их смерти подвергаются вечным мукам; преисподняя. 2. перен. Обстановка, ситуация, условия, пребывание в которых мучительны, невыносимы. 3. перен. Душевные муки, нравственные страдания, испытываемые кем-либо. Толковый словарь Ефремовой
  2. ад — АД, а, об аде, в аду, м. 1. В религиозных представлениях: место, где души грешников после смерти предаются вечным мукам. Муки ада (также перен.). Толковый словарь Ожегова
  3. Ад — (греч. , срв. Аид), преисподняя [лат. Locus infernus, «нижнее место», отсюда итал. Inferno, франц. l'Enfer, нем. Holle, англ. Hell, «место сокрытия», срв. др.-сканд. hel], пекло (в слав, языках, напр, польск. pieklo, бу.кв. Словарь по культурологии
  4. ад — -а, предл. об аде, в аду, м. Во многих религиях: место, где души умерших «грешников» подвергаются вечным мукам. [Петр] обо всем говорил кратко, внушительно, его мысль чаще всего останавливалась на боге, аде и смерти. М. Горький, В людях. || перен. Малый академический словарь
  5. Ад — Древний языческий народ, проживающий в песчаных горах Йемена и упоминающийся в аятах Корана 51: 41-42. Несмотря на увещевания и призывы к вере в единого Бога со стороны посланного к ним пророка Худа, они отвергли его и продолжали пребывать в язычестве. Ислам. Энциклопедический словарь
  6. ад — (иноск.) — нестерпимый страшный шум, мучение душевное (как предполагается в аду), злоба Ср. Это ад! Ср. Боже мой! то есть это настоящий ад в доме сделался. Лесков. Грабеж. 13. Ср. В минуту псарня стала адом. Крылов. Волк на псарне. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  7. ад — АД, ада, мн. нет, ·муж. (·греч. hades). 1. По христианскому учению — место, где после смерти грешников их души предаются дьяволу на вечные муки в огне. 2. перен. О чем-нибудь, где происходит беспорядок, ужас. Толковый словарь Ушакова
  8. Ад — Обозначает, по словам древних, ту часть преисподней, куда идут души грешников для наказания, картины чего фантазия разных народов рисовала себе различно. У греков и римлян эта часть преисподней называлась тартаром (см. это слово). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. ад — (·евр. шеол — пустота, греч. гадес — невидимое) — подземное царство смерти (Пс.15:10 ; Отк.1:18 ; Отк.6:8 ; Отк.20:13 ,14), называемое также преисподняя. Библейский словарь Вихлянцева
  10. ад — • кромешный ~ • настоящий ~ Словарь русской идиоматики
  11. Ад — (от греч. hádes — подземное царство) согласно большинству религиозных учений — местопребывание душ грешников, якобы обречённых на вечные муки. Представления об А. возникли из первобытных верований в загробное существование души. Большая советская энциклопедия
  12. ад — РАЙ — АД Райский — адский (см.) Он из ада ей послал проклятье И в раю не мог ее забыть. Ахматова. Данте. Но ты, художник, твердо веруй В начала и концы. Ты знай, Где стерегут нас ад и рай. Блок. Возмездие. Словарь антонимов русского языка
  13. ад — АД м. адея, геена, тартар, тартарары, бездна, преисподняя, тьма кромешная, печь огненная; || вят. хайло, пасть, зев, горло, глотка. || *Невыносимое житье, ссора в доме, крик, брань, драка, содом. Что ад-эт разинул, что орешь. Толковый словарь Даля
  14. Ад — Ад, преисподняя I. В Синод. пер. ВЗ словами «ад» и «преисподняя» переведено евр. слово шеол (3Цар 2:6; Иов 26:6; Пс 15:10 — «царство мертвых»; Иов 24:19 — «смерть»), а в НЗ ими же переданы греч. слова гадес и геенна. Библейская энциклопедия Брокгауза
  15. Ад — (Евр шеол; Быт 37:35, Чис 16:30, 33. Пс 15:10 и др.), по словопроизводству с греческого, значит место, лишенное света. В христианском учении под сим именем разумеется духовная темница, т. е. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  16. АД — АД (от греч. hades — подземное царство) — согласно большей части религиозных учений, местопребывание душ грешников, обреченных на вечные мучения. Большой энциклопедический словарь
  17. ад — Др.-русск., ст.-слав. адъ – то же; из греч. ᾳ῝δης. Этимологический словарь Макса Фасмера
  18. ад — Ада, мн. нет, м. [греч. hades]. 1. По христианскому учению – место, где после смерти грешников их души предаются дьяволу на вечные муки в огне. 2. перен. О чем-н., где происходит беспорядок, ужас. В минуту псарня стала адом (когда в нее попал волк). Большой словарь иностранных слов
  19. ад — АД -а; предлож. об аде, в аду; м. [от греч. hadēs — подземное царство]. 1. По религиозным представлениям: место, куда попадают души умерших грешников, обречённых на вечные муки (в отличие от рая, находящегося на небесах, ад расположен под землёй). Толковый словарь Кузнецова
  20. ад — Заимствовано из греческого, где hades, или haides означает "ад", "преисподняя". Если вы знакомы с греческой мифологией, то знаете имя владыки царства мертвых – Аида. Оно одного корня с нашим словом ад. Этимологический словарь Крылова
  21. ад — (кромешный), геенна (огненная), кромешная, преисподняя, бездна, пекло, чистилище, тартар, царство теней (плутона) прот. != рай ср. !! беспорядок см. >> беспорядок Кромешный ад Словарь синонимов Абрамова
  22. ад — орф. ад, ада, предл. в аду Орфографический словарь Лопатина
  23. АД — I ('Âd) адиты, в мусульманской мифологии один из коренных народов Аравии. Коран называет местом жительства А. ал-Ахкаф (46:21), который комментаторы помещают в пустыне Восточного Хадрамаута. Мифологическая энциклопедия
  24. АД — См. Артериальное давление. Медицинская энциклопедия
  25. ад — • Бурный (Фофанов). • Дымный (Бальмонт). • Кипящий (Бальмонт). • Кромешный (Достоевский, Некрасов, Фруг, П. Я.). • Пламенный (Вилькина). • Черный (Фофанов). Словарь литературных эпитетов
  26. ад — 1. По религиозным представлениям — место, где души грешников после смерти предаются вечным мукам; преисподняя. Бурлящий, Дантов, дантовский, дымный, дьявольский, кипящий, клокочущий, кромешный, многогрешный, мрачный, огненный, пламенный, сатанинский... Словарь эпитетов русского языка
  27. ад — Ад/. Морфемно-орфографический словарь
  28. Ад — (Геhином) - обитель душ грешников. Иной смысл этому слову был дан во времена Второго Храма*: геенна — место, где души грешников наказываются и очищаются, в противоположность раю (Ган Эден), где обитают души праведников. Энциклопедия иудаизма
  29. ад — АД (Ассир.) Ад, "Отец". По-арамейски ад означает один, а ад-ад - единственный. Теософский словарь
  30. ад — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? ада, чему? аду, (вижу) что? ад, чем? адом, о чём? об аде и в аду 1. В различных религиях адом называется то место (принято считать, что находится оно где-то глубоко под землёй)... Толковый словарь Дмитриева
  31. ад — Заимств. из ст.-сл. яз., в котором оно передает греч. hadēs (< haidēs) «ад, преисподняя». Греч. haidēs объясняют как «невидимое» (a «не» и eidō «вижу»). Этимологический словарь Шанского
  32. ад — Место тьмы и мучений грешников, преисподняя. Краткий церковнославянский словарь