Стенные росписи

Стенны́е росписи

Картины и орнаменты, исполненные красками непосредственно на оштукатуренных стенах, потолках или на холсте, бумаге и др. материалах, закрепленных на различных поверхностях архитектурных сооружений. С. р., которые выполняются преимущественно средствами фрески (См. Фреска), клеевой живописи (См. Клеевая живопись), темперы (См. Темпера), восковой живописи (См. Восковая живопись), масляной живописи (См. Масляная живопись), являются областью монументального искусства (См. Монументальное искусство) (иногда к С. р. условно относят мозаику (См. Мозаика)). Нередко С. р. не включают фигуративных изображений и носят чисто орнаментальный характер, что особенно типично для народного искусства (см. Роспись декоративная).

К древнейшим образцам С. р. относятся пещерные изображения, появившиеся ещё в эпоху позднего палеолита, и Наскальные изображения. Плоскостные росписи зданий, включающие культовые, батальные и жанровые сцены, были распространены в Древнем Египте (особенно в 3—1м тыс. до н. э.). Ко 2-му тыс. до н. э. относятся древнейшие С. р. в Китае, к 1-му тыс. до н. э. — в Урарту. Ко 2-му тыс. до н. э. восходят С. р. Эгейского мира, отличающиеся динамикой композиционных решений. Мастерами Древней Греции создавались настенные картины, отмеченные тяготением к пространственной убедительности изображений, получившим развитие в С. р. Древнего Рима. Если в 7—8 вв. среднеазиатские здания (храмы и дворцы в Варахше (См. Варахша), Пенджикенте и др. центрах) украшались С. р. с фигурными изображениями, то в мусульманском средневековом искусстве Средней Азии, Ирана и Переднего Востока получили распространение чисто орнаментальные росписи. Богатейшие С. р. пещерных сооружений характерны для средневекового Китая (Дуньхуан) и Индии (Аджанта).

В средневековой Европе С. р., проникнутые высокой одухотворённостью и расположенные в строго определенном иерархическом порядке, стали одним из важнейших видов живописи в Византии, Грузин, на Балканах, в Древней Руси. К ранним примерам древнерусских С. р. принадлежат росписи церквей в Киеве, Новгороде, Владимире (11—12 вв.); нового подъёма искусство древнерусских С. р. достигло в 14—16 вв. в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублёва и Дионисия. В рус. искусстве 17 в. техника С. р. особенно интенсивно развивается в приволжских городах (Ярославль, Кострома и др.) и в Москве. В Западной Европе остроэкспрессивные, нередко напряжённо-драматич. С. р. характерны для построек романского стиля (См. Романский стиль), в готических зданиях Западной и Центральной Европы, почти лишённых сплошных гладких стен, они были вытеснены Витражами.

Новый этап в эволюции С. р. наступил в эпоху Возрождения (См. Возрождение) в Италии, где художники (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и др.) достигли в своих С. р. глубокой реалистичности изображений, нередко насыщенных гражданским пафосом. Ренессансным С. р. свойственны тенденции к иллюзорному расширению реального пространства, в связи с чем в них постоянно встречаются имитации архитектурных мотивов и скульптуры. Тяготение к иллюзорному прорыву плоскости стены усилилось в С. р. Барокко, приобретающих преимущественно декоративный характер. В 17—18 вв. С. р. нередко вытеснялись гобеленами, зеркалами, обоями, а живопись использовалась главным образом для украшения потолков (см. Плафон). В С. р. Классицизма 18 — начале 19 вв. преобладали изображения скульптуры (в технике гризайли (См. Гризаиль)), архитектурных форм, пейзажа. Мастера 19 в., возрождавшие тематические С. р., иногда обращались к наследию раннего итальянского Возрождения (например, нем. Назарейцы), нередко впадая в эклектизм, свойственный большинству С. р. этого периода. Обострённый интерес к С. р. испытывали живописцы, близкие к стилю «Модерн» и национально-романтическим направлениям (П. Пюви де Шаванн, М. Дени во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров в России), как правило, избегавшие «прорывов» картинной плоскости и тяготевшие к подчёркнуто ритмизованным колористическим и композиционным решениям. В современном искусстве капиталистических стран в настенную живопись интенсивно проникают черты формалистической стилизации, родственной абстрактному искусству (См. Абстрактное искусство) или Сюрреализму (М. Шагал во Франции, С. Спенсер в Великобритании, Р. Тамайов Мексике). Вместе с тем особая масштабность и эмоциональная доходчивость языка С. р. привлекают к ней мастеров, стремящихся найти публицистически острое художественное выражение для прогрессивно-демократических идей (Д. Ривера, Х. К. Ороско, Д. А. Сикейрос в Мексике, Х. Эрни в Швейцарии, А. Рефрежье в США). Необычайно обогащается в 20 в. техника С. р. (например, мексиканские «муралисты» применяют для них новые пироксилиновые краски).

В СССР развитию искусства С. р. способствуют широкий размах строительства, создание величественных общественных зданий и мемориальных ансамблей, интерес художников к общественно-воспитательным аспектам проблемы синтеза искусств (См. Синтез искусств). В 1920—40-е гг. в области настенной живописи успешно выступили Ч. Ахмаров. Д. А. Бруни, А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Е. Е. Лансере, В. А. Фаворский. Среди мастеров, выдвинувшихся в 1950—1960-е гг., — А. В. Васнецов, Н. Ю. Игнатов, Б. П. Милюков, Б. А. Тальберг и др. искусство С. р. успешно развивается также в ГДР (В. Вомака), Венгрии (Э. Домановский) и др. странах социализма.

Лит.: Шмид Т., Техника античной фрески и энкаустики, пер. с нем., М., 1934; Жадова Л. А., Монументальная живопись Мексики. М., 1965; Воейкова И. Н., Художники-монументалисты, М., [1969]; Данилова И. Е., Итальянская монументальная живопись, М., 1970; Лазарев В. Н., Древнерусские мозаики и фрески XI—XV вв., М., 1973; Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973: Philippot P., Die Wandmalerei, W. — Münch., [1972].

Н. В. Воронов.

Стенные росписи

Е. Е. Лансере. «Строительство Москвы». 1933—34. Плафон ресторанного зала Казанского вокзала, Москва.

Стенные росписи. Рис. 2

В. А. Фаворский. «Детский сад». 1933. Музей охраны материнства и младенчества. Москва.

Стенные росписи. Рис. 3

Ф. Гойя. «Чудо св. Антония». 1798. Купол церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Мадрид.

Стенные росписи. Рис. 4

Х. Эрни. «Эйнштейн». 1954. Музей этнографии. Невшатель (Швейцария).

Стенные росписи. Рис. 5

Ф. Ходлер. «Выступление йенских студентов в 1813». 1908—1909. Университет. Йена.

Стенные росписи. Рис. 6

Д. Сикейрос. «Освобождение Мексики». 1941—42. Школа «Мексика». Чильян (Чили).

Стенные росписи. Рис. 7

Дж. Б. Тьеполо. «Антоний и Клеопатра». Около 1750. Палаццо Лабиа. Венеция.

Стенные росписи. Рис. 8

Гверчино. «Аврора». 1621. Плафон казино виллы Лудовизи. Рим.

Стенные росписи. Рис. 9

Рафаэль. «Диспута». («Спор о причастии»). 1509—11. Станца делла Сеньятура. Ватикан.

Стенные росписи. Рис. 10

Мантенья. «Встреча Лудовико Гонзага с кардиналом Франческо Гонзага». 1474. «Камера дельи Спози» в замке Сан-Джорджо. Милан.

Стенные росписи. Рис. 11

Микеланджело Буонарроти. «Сотворение светил». 1508—12. Плафон Сикстинской капеллы. Владимир.

Стенные росписи. Рис. 12

«Ангелы». 12 в. Дмитриевский собор. Владимир.

Стенные росписи. Рис. 13

Джотто. «Возвращение Иоакима к пастухам». 1304—06. Капелла дель Арена. Падуя.

Стенные росписи. Рис. 14

«Музыкантши». 15 в. до н.э. Гробница Нахта. Фивы.

Стенные росписи. Рис. 15

«Снятие со креста». Конец 12 в. Крипта собора. Аквилея (Италия).

Стенные росписи. Рис. 16

«Летящий Индра». Конец 5 в. н. э. Пещерный храм № 17. Аджанта (Индия).

Стенные росписи. Рис. 17

«Акробаты с быком». 16 в. до н. э. Кносский дворец. Ныне — в Археологическом музее в Ираклионе (Крит).

Стенные росписи. Рис. 18

«Музыканты». Около 470 до н.э. Т.н. гробница леопардов в Тарквинии. Ныне — в Национальном музее в Тарквинии.

Стенные росписи. Рис. 19

Дж. Б. Тьеполо. «Пир Антония и Клеопатры». Фреска в Палаццо Лабиа в Венеции. Около 1750.

Стенные росписи. Рис. 20

В. М. Васнецов. Панно «Каменный век» (фрагмент). 1883—85. Исторический музей. Москва.

Стенные росписи. Рис. 21

«Охота фараона». Фрагмент росписи из гробницы в Фивах. Клеевая живопись. Конец 15 в. до н.э. Британский музей. Лондон.

Стенные росписи. Рис. 22

Рафаэль и ученики. Фрагмент фрески в Лоджиях Ватикана в Риме. 1519.

Стенные росписи. Рис. 23

Ч. Ахмаров. «Фархад и Ширин». Фрагмент росписи театра оперы и балета им. Навои в Ташкенте. 1944—47.

Стенные росписи. Рис. 24

Мантенья. Роспись потолка «Камеры дельи Спози» Замка Сан-Джорджо в Мантуе. Темпера. 1474.

Стенные росписи. Рис. 25

Дионисий. Фрагмент росписи северо-западного свода собора Ферапонтова монастыря. Темпера. 1500-02 или 1502-03.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Стенные росписи — Изобразительные композиции и орнаменты, исполненные красками непосредственно на оштукатуренных стенах, потолках или на холсте, бумаге и других материалах, закреплённых на различных поверхностях архитектурных сооружений. Художественная энциклопедия
  2. СТЕННЫЕ РОСПИСИ — СТЕННЫЕ РОСПИСИ — фигурные изображения или орнаменты, исполненные красками непосредственно на стенах или на холсте, бумаге и т. д. и закрепленные на стенах. Выполняются средствами фрески, темперы, клеевой живописи, восковой или масляной живописи и т. д. Большой энциклопедический словарь