Мозаика

(франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально — посвященное музам)

изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, Смальта, керамическая плитка и пр.), один из основных видов монументально-декоративного искусства. М. употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства и реже — для создания станковых картин. Особым видом М. является Инкрустация. М. набираются из кусочков, которые имеют простую геометрическую или сложную, вырезанную по шаблону форму и закрепляются в слое извести, цемента, мастики или воска. Существуют два приёма набора М.: «прямой», при котором частицы вдавливают в закрепляющую массу, нанесённую на декорируемую поверхность, и «обратный», когда частицы наклеиваются лицевой стороной вниз на рисунок, исполненный на картоне или ткани (затем набор с тыльной стороны заливается закрепляющим составом, временная основа отделяется и полученный блок монтируется на стену или потолок).

Древнейшие сохранившиеся М. — орнаменты из глиняных кружков различной окраски (храмы в Двуречье, 3-е тыс. до н. э.). Античная М., украшавшая преимущественно полы зданий, развивалась от несложных узоров и лаконичных изображений, выложенных галькой, к изысканным многоцветным или черно-белым композициям из рубленых кусочков камней, выкладываемых прямым способом и после набора шлифуемых (в результате чего возникал характерный для античной М. ровный блеск поверхности). В византийском искусстве наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиться особой глубины и звучности цвета; византийские М. (например, М. Софии храма в Константинополе), с их мерцающей поверхностью и обильным применением золота, органически сливались с массивом стены, обогащая пространство интерьера. Высокого расцвета достигло искусство М. и в странах, интерпретирующих византийские традиции: в Италии, Грузии (М. Гелатского монастыря (См. Гелатский монастырь), 12 в.), Древней Руси (М. 11—12 вв. в Софийском соборе (См. Софийский собор) и Михайловском Златоверхом монастыре в Киеве). В романском искусстве Западной Европы распространение получают преимущественно чисто орнаментальные М. С 13 в. тенденции к чувственно-наглядной передаче мира всё чаще приводят к замене М. росписью. В 16 в. в Италии возникает т. н. флорентийская М. из шлифованных цветных камней, предназначенная для отделки интерьеров и мебели. Распространившиеся с 17 в. чисто смальтовые М. имитируют приёмы масляной живописи. В странах ислама (а также в средневековой Испании и Португалии) с 13—14 вв. развивается майоликовая М., в которой изготовленные по шаблону частицы составляют сложные арабески, строго подчинённые архитектурному началу (среди лучших образцов среднеазиатской М. — созданная в 14—15 вв. облицовка порталов зданий в Самарканде и Бухаре, а также купола мавзолея Тюрабек-ханым близ Куня-Ургенча). В России технику смальтовой М. возрождает в 18 в. М. В. Ломоносов, под руководством которого набираются станковые портреты и батальные композиции. В 1864 при петербургской АХ было создано отделение по изготовлению мозаик для Исаакиевского собора. Мастера «Модерна» и национально-романтических течений (испанец А. Гауди, австриец Г. Климт, русские художники В. М. Васнецов, М. А. Врубель) нередко обращались к технике майоликовой М. В современных М., составленных обычно из крупных частиц, преобладают композиции, построенные на сочетаниях броских локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо, Ф. Леже, Д. Ривера, Д. Сикейрос, Х. Эрни). Подъём советской М., наметившийся с 1930-х гг., был обусловлен возросшим интересом к проблемам синтеза искусств. Среди работ художников старшего поколения наибольшую известность получили смальтовые мозаики А. А. Дейнеки, П. Д. Корина, флорентинские мозаики Г. И. Опрышко; в 60—70-е гг. яркие образцы мозаичного декоративного убранства создают А. В. Васнецов, В. В. Мельниченко, Д. М. Мерперт, Б. П. Милюков, А. Ф. Рыбачук, Б. А. Тальберг, Б. П. Чернышев, В. Б. Эльконин.

Лит.: Каргер М. К., К вопросу об убранстве интерьера в русском зодчестве домонгольского периода, в кн.: Труды Всероссийской Академии художеств, Л. — М., 1947; Лазарев В. Н., История византийской живописи, т. 1—2, М., 1947—48; Томаев Т., Н., Резная майоликовая мозаика в архитектуре Средней Азии 14—15 вв., М., 1951; Виннер А. В., Материалы и техника мозаичной живописи, М., 1953; Толстой В. П., Советская монументальная живопись, М., 1958; Чубова А. П. и Иванова А. П., Античная живопись, М., 1966; Demus О., Byzantine mosaic decoration, L., 1948; Mosaique qreco-romaine, P., 1963; Rossi F., Mosaics, N. Y., 1970; Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973.

В. В. Филатов.

Мозаика

«Св. Иоанн». Фрагмент мозаики церкви Успения в монастыре Дафни близ Афин. 2-я половина 11 в.

Мозаика. Рис. 2

Б. А. Тальберг. «Прометей». Мозаика на фасаде спортивного корпуса Дворца культуры в Свердловске. 1968.

Мозаика. Рис. 3

Е. М. Аблин, А. А. Губарёв и др. «Небо». Мозаика из силикатного кирпича на торце паркового фасада Дворца пионеров и школьников в Москве. 1962.

Мозаика. Рис. 4

Майоликовая мозаика купола т. н. мавзолея Тюрабек-ханым около Куня-Ургенча (Туркменская ССР). 14 в.

Мозаика. Рис. 5

«Христос Пантократор, Мария Оранта с 4 архангелами и 12 апостолов». Мозаика апсиды собора в Чефалу (Сицилия). 1148.

Мозаика. Рис. 6

Мозаичное убранство дома Нептуна в Амфитриты в Геркулинуме. 1 в. до н. э.

Мозаика. Рис. 7

Полуколонки, украшенные терракотовой мозаикой, из Эреха (Урук, Месопотамия). Начало 3-го тыс. до н. э. Переднеазиатский музей. Берлин.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МОЗАИКА — филат. назв. водяного знака (восьмиконечные звезды) на конвертной бумаге, использ. при изд. станд. и рекламных маркированных конвертов СССР в 1930—37. Филателистический словарь
  2. мозаика — -и, ж. 1. Рисунок или узор, составленный из укрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков стекла, мрамора, эмали, цветных камешков и т. п., плотно примыкающих друг к другу. Малый академический словарь
  3. Мозаика — (франц. mosaпque, итал. mosaico, от лат. musivum, букв. — посвящённое музам) — муз.-сценич. произведение, музыка к-рого представляет аранжировку фрагментов и целых небольших пьес, принадлежащих разл. композиторам. Чаще всего в виде... Музыкальная энциклопедия
  4. мозаика — Моза́/ик/а. Морфемно-орфографический словарь
  5. мозаика — орф. мозаика, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. мозаика — МОЗАИКА и, ж., устар. МОЗАИК а, м. mosaïque f. <, ит. mosaico. 1. Картина, узор, выполненые скрепленными между собой мелкими разноцветными кусочками стекла, мрамора, цветных камней и т. п. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  7. Мозаика — (англ. mosaic), техника украшения, в основном применяется для пола и стен. На цементную основу в определенном порядке укладываются небольшие цветные кусочки камня или стекла (т.н. тессеры). Искусство М. было развито в римское время и позже, требовало значительного художественного вкуса. Археологический словарь
  8. мозаика — Видеокарта tesselation Аппроксимация (приближение) поверхности многогранником поверхности, используемая в 3D-графике. Словарь компьютерных терминов
  9. мозаика — см. >> искусство, картина Словарь синонимов Абрамова
  10. Мозаика — • Musīvum из мелких камешков или стеклянных штифтиков составлялись геометрические фигуры (tesselatum), или целые картины (собственно musivum), напр. Словарь классических древностей
  11. Мозаика — (франц. mosaпque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально — посвящённое музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр. Художественная энциклопедия
  12. мозаика — (иноск.) — пестрота (намек на мозаику, мусию — мозаичное искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол) Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  13. Мозаика — (мусия) Изображение, составленное из множества элементов, близких друг другу по размерам. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  14. мозаика — МОЗАИКА -и; ж. [итал. mosaico] 1. Картина или узор, выполненные из плотно прилегающих друг к другу кусочков стекла, камешков, дерева и т.п., скреплённых между собой. Отделывать стены вестибюля мозаикой. Панно выполнено в мозаике. Мозаики Ломоносова. Толковый словарь Кузнецова
  15. мозаика — МОЗАИКА, и, ж. 1. Узор из скреплённых друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева. м. из стекла. Детская м. (набор из кусочков твёрдого материала для выкладывания узоров). м. из цитат (перен. Толковый словарь Ожегова
  16. мозаика — Мозаики, ж. [ит. mosaico]. 1. Художественное изображение, узор, составленные из скрепленных между собой разноцветных мелких камешков, кусочков окрашенного стекла (искус.). Древнеримские мозаики. 2. только ед. Искусство составлять такие изображения (разг. Большой словарь иностранных слов
  17. мозаика — МОЗ’АИКА, мозаики, ·жен. (·итал. mosaico). 1. Художественное изображение, узор, составленные из скрепленных между собой разноцветных мелких камешков, кусочков окрашенного стекла (иск.). Древнеримские мозаики. 2. только ед. Толковый словарь Ушакова
  18. мозаика — моза́ика Заимств. из франц. mosaïque – то же, или источника этого последнего – ит. musaico "картина из пестрых камней" от лат. musīvum, греч. μουσεῖον "посвященное музам" (см. Клюге-Гётце 399; Гамильшег, ЕW 624). Этимологический словарь Макса Фасмера
  19. МОЗАИКА — МОЗАИКА (франц. mosaique) — изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху. Большой энциклопедический словарь
  20. Мозаика — (фр. mosaique) – изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; отрасль живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху. Словарь по культурологии
  21. мозаика — мозаика I ж. 1. Вид декоративного прикладного искусства. 2. Картина или узор, выполненные из плотно прилегающих друг к другу и скрепленных между собою разноцветных кусочков стекла, мрамора, цветных камней и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  22. мозаика — МОЗАИКА, мусия ж. мозаичное, мозаическое или мусийное искусство и || произведенье его; искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Мозаикист, мусийщи, мозаичник м. мозаичный художник. Толковый словарь Даля
  23. Мозаика — (от греческого — μουσεϊον, обиталище, храм муз; латинск. — opus musivum, итальянск. — musaico, франц. — mosaïque, старинное русское — мусия) — в широком значении слова рисунок или картина, составленная из разноцветных кусков какого-либо твердого тела... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона