Сюрреализм

Сюрреали́зм

(франц. surréalisme, буквально — сверхреализм)

авангардистское направление в художественной культуре 20 в.; первоначально возникло во Франции.

Теоретически и организационно сложилось к середине 20-х гг.: «Манифест сюрреализма» А. Бретона (1924), журнал «La Revolution surrealiste» («Сюрреалистическая революция», 1924—29), первая выставка С. в Париже (1925). Среди основателей С. были писатели Л. Арагон, Ф. Супо, П. Элюар, Р. Деснос, А. Арто, Р. Витрак, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Мэн Рей, Х. Арп, П. Руа, А. Массой, Х. Миро, М. Дюшан, Ф. Пикабия, И. Танги, С. Дали, Р. Магрит, кинематографисты Л. Бюнюэль и Ж. Дюлак. Некоторое время близки к С. в живописи были П. Пикассо и П. Клее, в области кино — Р. Клер, Ж. Садуль, Ж. Кокто (последний — и в поэзии, и в живописи).

Ведя родословную от маркиза де Сада, Ж. Нерваля и далее, через А. Рембо, Лотреамона, к А. Жарри и Г. Аполлинеру (который выдвинул термин «С.»), С. был отчасти подготовлен Дадаизмом (в изобразительном искусстве также «метафизической живописью» (См. Метафизическая живопись) Дж. Де Кирико). Продолжение традиций романтико-анархического бунтарства против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации с пронизывающим их плоским рассудочным здравомыслием дополнялось в С. претензией в корне изменить привычный уклад мыслительной деятельности и даже общественной жизни, освободив от власти интеллекта подспудные устремления, залегающие в подсознании человека. Перетолкованные в таком ключе Интуитивизм и особенно Фрейдизм служили философской опорой для попыток изгнать разум из художественного мышления, утвердить в творчестве хаотичный произвол подсознательных «озарений», что сделало С. одним из крайних воплощений иррационалистического кризиса в западной культуре. Призывая окунуться в стихию младенческого бездумья, бреда, грёз по наитию, будто бы открывающих личности непосредственный доступ к оккультным тайнам Вселенной, С. выдвигал как образец для работы художника сновидчество медиума с последующим безотчётным закреплением на бумаге (полотне, театр, подмостках, киноленте) вереницы образов, навеянных толчками из душевного «подполья», сколь бы случайно, ошарашивающе-загадочно они ни сочетались друг с другом. Поэтому С. в литературе провозглашал исходной моделью всякой писательской деятельности, особенно предпочитаемой им лирики, «автоматическое письмо» — скоростную запись первых пришедших в голову слов, обрывков речи, навязчивых видений во всей выпуклой «зрелищности» каждого из них в отдельности, во всей причудливой неожиданности их взаимопереклички. В сюрреалистическом театре (где теоретиком был А. Арто) и кинематографе (в основном связанном с группой «Авангард») «истинная реальность» также утверждалась в безудержной фантастике алогично чередующихся фрагментов, в подчёркнутой вещественной конкретности отдельных сцен и кадров, ошеломляюще странно состыкованных между собой — в овеществлении метафор, призванных освободить зрителя от подавленных в нём эротических, садистических и невротических комплексов.

В изобразительном искусстве основные тенденции С. были представлены имитацией художественных приёмов первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных, вычленением конкретных объектов из естественной для них среды, их «эстетизацией» путём отстранения от реальной функции или парадоксального сочетания с иными объектами (техника Коллажа и т. п.), наконец, натуралистически-осязаемым воспроизведением фантастических видений, либо отдаленно и смутно ассоциирующихся с предметным миром, либо в патологически отталкивающей форме сплетающих абсолютно реальные, но органически несовместимые элементы природы.

Сначала в достаточно разнородный кружок сюрреалистов входил (или примыкал к нему) ряд крупных мастеров (Арагон, Элюар, Деснос, Ж. Превер, Пикассо и др.), увлечённых мятежным пылом С., накалом трагического неприятия окружающего миропорядка, обещаниями исследовать и разрешить некие вечные трудности жизни человека в обществе, решительностью предлагавшихся способов расковать вдохновение, открыть «чудесное» в примелькавшейся повседневности. Но быстро обнаружившаяся в С. подмена действенной переделки общественного уклада его преодолением в мифотворческих вымыслах, а также «отмена» в эстетике С. смысловой внятности и целостности художественного произведения привели к тому, что история С. вскоре обернулась историей разрыва с ним большинства подлинных и революционно настроенных художников. 30-е гг. — время распада литературного ядра С.; к концу 30-х гг. верность С. сохраняли преимущественно доктринёры во главе с откровенно повернувшим к мистике Бретоном, а его ряды пополнялись эпигонами, всячески культивировавшими эксцентричность «шоковых» способов воздействия на читателя. Вместе с тем именно в 30-е гг. С. получил широкое распространение; проходят многочисленные выставки (нередко под знаком «параноических мистификаций», как называл свои картины Дали); в орбиту С. втягиваются новые силы (в живописи — бельгиец П. Дельво, чилиец Р. Матта Эчауррен, швейцарец К. Зелигман и др.).

С начала 40-х гг. центр С. переместился в США (куда эмигрировали Бретон, Дюшан, Дали, Танги и др.); «новая волна» С. на американской почве сказалась в основном в изобразительной искусстве — в произведениях, отмеченных извращённой фантастикой, навязчивой патологией образов, спекулятивным позёрством (нередко политической и религиозной окраски) и претенциозным мистицизмом.

Попытки возродить С. во Франции после 1945 оказались безуспешными, хотя приёмы, выработанные им в пору расцвета, оставили известный след в словесности и вошли, помимо живописи, театра и кино, в обиход прикладного искусства.

С. своеобразно проявился также в художественной культуре Бельгии, Чехословакии, Югославии, Мексики, Японии и др. стран.

Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963; Куликова И. О., Сюрреализм в искусстве, М., 1970; Андреев Л. Г., Сюрреализм, М., 1972; Каптерева Т., Дадаизм и сюрреализм, в кн.: Модернизм, М., 1973; Nadeau М., Histoire du surréalisme, P., 1945; Carrouges М., A. Breton et les données fondamentales du. surréalisme, P., 1967; Bréchon R., Le surréalisme, P., 1971; Audoin Ph., Les surréalistes, P., 1973.

Э. Галин (С. в литературе), В. А. Марков.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. сюрреализм — -а, м. Авангардистское направление в буржуазной литературе и искусстве 20 в., отрицающее роль разума и опыта в искусстве и ищущее источники творчества в сфере подсознательного. [франц. surréalisme] Малый академический словарь
  2. Сюрреализм — СЮРРЕАЛИЗМ — течение в литературе и изобразительном искусстве, возникшее на французской почве, почти непосредственно после распада и ликвидации дадаизма как лит-ой школы. Литературная энциклопедия
  3. сюрреализм — орф. сюрреализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. сюрреализм — Сюр/реал/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  5. сюрреализм — СЮРРЕАЛИЗМ а, м. surréalisme m. букв. сверхреализм. Одно из крайних формалистических направлений буржуазного искусства 20 в., отрицающее роль разума и опыта в искусстве и ищущее источники творчества в сфере подсознательного. С. в живописи. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  6. Сюрреализм — (франц. surrealisme, буквально — сверхреализм), авангардистское направление в художественной культуре XX в. Теоретически и организационно сюрреализм сложился во Франции к середине 20-х гг.: "Манифест сюрреализма"... Художественная энциклопедия
  7. СЮРРЕАЛИЗМ — СЮРРЕАЛИЗМ (фр. surrealite — сверхреальность) — художественное течение в рамках модернизма, продолжающее — вслед за экспрессионизмом, кубизмом... Новейший философский словарь
  8. сюрреализм — СЮРРЕАЛИЗМ -а; м. [франц. surréalisme] В западноевропейском искусстве 20 в.: авангардистское направление, отрицающее роль разума и опыта в искусстве и ищущее источники творчества в сфере подсознательного. С. в живописи. ◁ Сюрреалистический (см.). Толковый словарь Кузнецова
  9. Сюрреализм — (фр. surrealisme, букв. – сверхреализм) – модернистское направление в искусстве ХХ в., провозглашавшее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом – разрыв логических связей... Словарь по культурологии
  10. сюрреализм — [фр. surrealisme сверхреальность] – течение в литературе и искусстве 20 века. В сюрреализме большую роль играют сновидения, галлюцинации, бредовые речи. Большой словарь иностранных слов
  11. СЮРРЕАЛИЗМ — СЮРРЕАЛИЗМ (франц. surrealisme, букв. — сверхреализм) — направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации) — а его методом — разрыв логических связей... Большой энциклопедический словарь
  12. сюрреализм — сюрреализм м. Направление в авангардистском искусстве XX в., объявившее своею задачей бесконтрольное воспроизведение сознания и особенно подсознания и — как следствие — породившее причудливо-искаженные сочетания и сращения реальных и нереальных предметов. Толковый словарь Ефремовой