Розанов

I

Ро́занов

Борис Сергеевич [р. 30.6(12.7).1896, Москва], советский хирург, доктор медицинских наук (1950), заслуженный деятель науки РСФСР (1957). В 1919 окончил медицинский факультет Московского университета, с 1926 работал в Институте скорой помощи им. Н. В. Склифосовского под руководством С. С. Юдина. С 1953 профессор и заведующий 1-й кафедрой хирургии центрального института усовершенствования врачей и главный хирург больницы им. С. П. Боткина. Основные труды по проблемам хирургии пищевода, желудка, жёлчного пузыря, восстановительным операциям на внепечёночных жёлчных протоках. Разработал оригинальные методы удаления инородных тел пищевода и дренажа средостения. Одним из первых в СССР (1945) успешно удалил верхний отдел пищевода, пораженный раком. Почётный член Всесоюзного и член международных обществ хирургов. Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

Соч.: Желудочные кровотечения и их хирургическое лечение, 2 изд., М., I960; Инородные тела и травмы пищевода и связанные с ними осложнения, М., 1961.

II

Ро́занов

Василий Васильевич [20.4(2.5).1856, Ветлуга — 5.2.1919, Сергиев посад, ныне Загорск], русский религиозный философ, литературный критик и публицист. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1880—1893 преподавал в гимназии (Симбирск, Елец, Белый, Вязьма). Его 1-я книга «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания» (1886) — один из вариантов гегельянского обоснования науки — успеха не имела; однако она примечательна тем, что содержит программу позднейшего мистического теизма Р. Широкую популярность снискал литературно-философский этюд Р. «Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского» (1891), положивший начало последующему истолкованию Ф. М. Достоевского как религиозного мыслителя у Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и др., с которыми позднее Р. сблизился как участник религиозно-философских собраний (1901— 1903). С конца 1890-х гг. Р. — видный журналист позднеславянофильского толка, сотрудник журнала «Русский вестник» и «Русское обозрение», один из ведущих публицистов «Нового времени». Статьи Р. вызывали резкую критику со стороны революционных марксистов (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 172). Сознательная беспринципность и двусмысленность его высказываний была с осуждением встречена либералами. Выступая, как правило, с шовинистических позиций, Р., однако, не был последовательным охранителем. Резкую критику постановки школьного образования в России содержали его статьи «Сумерки просвещения» (1893) и «Афоризмы и наблюдения» (1894). В книге «Когда начальство ушло» (1910) Р. в сочувственных тонах описывал брожение в массах в эпоху русской Революции 1905—07. Сборники «Религия и культура» (1899) и «Природа и история» (1900) свидетельствовали о попытках Р. найти решение социально-философских проблем в церковной религиозности, причём его отношение к православной церкви («Около церковных стен», т. 1—2, 1906) оставалось глубоко противоречивым. Пытаясь приспособить православие к запросам современности и подвигнуть его к обновленному культу «жизненной силы», Р. требовал пересмотра христианских воззрений на сексуальные и семейные отношения в нашумевшей книге «Семейный вопрос в России» (т. 1—2, 1903). В сочинениях «Тёмный лик. Метафизика христианства» (1911) и «Люди лунного света» (1911) Р. окончательно размежёвывается с христианством по вопросам пола (противопоставляя при этом Ветхий завет как утверждение жизни плоти — Новому).

Р. стремился в своих сочинениях к предельной эмоциональной насыщенности; его книги «Уединённое» (1912), «Смертное» (1913) и «Опавшие листья» (ч. 1—2, 1913—15) представляют собой собрание объединённых по настроению разрозненных эссеистических набросков, беглых умозрений, дневниковых записей, внутренних диалогов. Высказывания Р. по религиозным, философским, историческим и литературным вопросам, перемежающиеся с бытовыми зарисовками, выдают глубокий духовный кризис, не могущий найти разрешения в безоговорочном принятии христианских догматов, к которому Р. тщетно стремится; итогом мысли Р. остаётся пессимизм и «экзистенциальный» субъективный идеализм в духе

С. Кьеркегора (отличающийся, однако, культом индивидуальности, реализующей себя в стихии пола). Исторический пессимизм Р. в полной мере сказался в его набросках «Апокалипсис нашего времени» (в. 1—10, 1917), где Р. с отчаянием и безнадёжностью принимает неизбежность революционной катастрофы, считая её трагическим завершением российской истории.

Соч.: Литературные очерки, СПБ, 1899; В мире неясного и нерешенного, СПБ, 1901; Декаденты, СПБ, 1904; Итальянские впечатления, СПБ, 1909; Война 1914 и русское возрождение, 2 изд., П., 1915; Из последних листьев. Апокалиптика русской литературы, «Книжный угол», 1918, № 5; Избранное, Нью-Йорк, 1956.

Лит.: Грифцов Б., Три мыслителя, М., 1911; Шкловский В., Розанов, в кн.: Сюжет как явление стиля, П., 1921; Голлербах Э., В, В. Розанов. Жизнь и творчество, П., 1922; История философии в СССР, т. 4, М., 1971; Leskovec P., Basilio Rozanov e la sua concezione religiosa, Roma, 1958: Rozanov, L., 1962.

В. С. Муравьев.

III

Ро́занов

Владимир Николаевич [3(15).12.1872, Москва, — 16.10.1934, там же], советский хирург, Герой Труда (1923). Окончил медицинский факультет Московского университета (1896). В 1910 организовал и возглавил хирургическое отделение в Солдатенковской больнице в Москве (ныне больница им. С. П. Боткина). С 1929 заведующий хирургическим отделением Кремлёвской больницы. 23 апреля 1922 оперировал В. И. Ленина, извлек пули, оставшиеся после покушения на его жизнь

(30 августа 1918). Организатор (1927) курсов усовершенствования врачей по хирургии; с 1931 заведующий кафедрой хирургии в центральном институте усовершенствования врачей. Основные труды посвящены брюшной и черепно-мозговой хирургии, оперативному лечению заболеваний эндокринной системы и почек; вопросам ортопедии, организации здравоохранения. Имя Р. присвоено (1925) 10-му корпусу больницы им. С. П. Боткина. Награжден орденом Ленина.

Лит.: Очкин А., Памяти Владимира Николаевича Розанова, «Советская клиника», 1934, т. 20, № 117—118.

IV

Ро́занов

Иван Никанорович [9(21).8.1874, г. Моршанск, ныне Тамбовской области, — 22.11.1959, Москва], советский литературовед, книговед. Брат М. Н. Розанова. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1899). Профессор МГУ (с 1918). В 1919—41 заведующий отделом истории книги Исторического музея (Москва); в 1945—53 работал в Институте мировой литературы им. М. Горького АН СССР. С 1900 опубликовал около 300 работ, среди них — книги «Русская лирика» (1914), «Песни русских поэтов» (1936), «Русские песни XIX в.» (1944). Собрал уникальную библиотеку русской поэзии, переданную после смерти Р. в дар Государственному музею А. С. Пушкина в Москве. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Пушкинская плеяда, М., 1923; Н. А. Некрасов, П,, 1924; Поэты 20-х гг. XIX в., М., 1925; Русские лирики, М., 1929; Лермонтов — мастер стиха, М., 1942.

Лит.: Лидин В. Г., Собиратель поэтов, в его кн.: Люди и встречи, М., 1961; Осетров Е. И., Путешествие в страну поэзии, в его кн.: Поиски, находки, тайны, М., 1964; Новикова А. М., И. Н. Розанов, М., 1966.

V

Ро́занов

Матвей Никанорович [26.11(8.12).1858, Москва, — 20.10.1936, там же], русский советский литературовед, академик АН СССР (1921). Брат И. Н. Розанова. Окончил Московский университет (1883). В 1911—29 профессор Московского университета. Основные труды: «Поэт периода „бурных стремлений“ Якоб Ленц. Его жизнь и произведения» (1901, магистерская диссертация), «Ж. Ж. Руссо и литературное движение конца XVIII и начала XIX вв.» (1910, докторская диссертация). Опубликовал работы о связях А. С. Пушкина с итальянской литературой.

Представитель культурно-исторической школы (См. Культурно-историческая школа) в литературоведении, Р. отличался, помимо широкого охвата исследуемого материала, глубоким интересом к социальной основе литературных явлений.

Лит.: Писатели современной эпохи. Биобиблиографический словарь русских писателей XX в., т. 1, [М.], 1928; Жирмунский В. М., Академик М. Н. Розанов, [Некролог], «Изв. АН СССР. Отделение общественных наук», 1937, № 4.

Розанов

М. Н. Розанов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. РОЗАНОВ — РОЗАНОВ Василий Васильевич (20 апреля (2 мая) 1856, Ветлуга Костромской губ. – 5 февраля 1919, Сергиев Посад) – русский философ и писатель. Новая философская энциклопедия
  2. РОЗАНОВ — Излюбленные в духовных семинариях «цветочные» фамилии. Розов — от «роза». Почему не Розин? Вероятно, под влиянием прилагательного «розовый». Впрочем, прибавление к слову женского рода мужского притяжательного суффикса не редкость в таких искусственных фамилиях. (Ф) Словарь русских фамилий
  3. РОЗАНОВ — РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856-1919) — русский философ. Находясь в центре развития отечественной общественной мысли начала 20 в., Р. вел активный диалог со многими философами, писателями, поэтами, критиками. Новейший философский словарь
  4. Розанов — Василий Васильевич Рóзанов (1856-1919) ☼ публицист, прозаик, философ рус. серебряного века; основатель теории и практики Постмодернизма — задолго до его зап.-европ. аналогов. Уже в процессе гимназич. образования сформировались осн. мировоззренч. Словарь по культурологии