РОЗАНОВ

РОЗАНОВ Василий Васильевич (20 апреля (2 мая) 1856, Ветлуга Костромской губ. – 5 февраля 1919, Сергиев Посад) – русский философ и писатель. Родился в семье мелкого чиновника, выходца из духовной среды, рано потерял родителей, воспитывался в семье старшего брата. Учился в классических гимназиях Костромы, Симбирска и Нижнего Новгорода (дважды оставался на второй год). В 1878 поступил на историко-филологическое отделение Московского университета, окончил в 1882. Более десяти лет учительствовал в провинциальных гимназиях Брянска, Ельца и г. Белого Смоленской губ., преподавал историю и географию. В 1886 вышла первая книга Розанова – обширная монография «О понимании», не встретившая никакого отклика. Известность ему принесли брошюра «Место христианства в истории» (1890) и монография «Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского» (1894). С помощью H.H.Страхова в 1893 переехал в Петербург, служил чиновником в Государственном контроле, одновременно продолжая литературную работу. В 1899 (в 43 года) оставил государственную службу и перешел постоянным сотрудником во влиятельную консервативную газету «Новое время» А.С.Суворина, в которой печатался почти 20 лет, до самого ее закрытия. Активный участник религиозно-философских собраний 1902–03 и Религиозно-философского общества (1907–14). Попытка исключить Розанова из Религиозно-философского общества, предпринятая по инициативе Д.Мережковского и З. Гиппиус в 1914 из-за его позиции по отношению к делу Бейлиса (поддерживал в печати версию о ритуальном убийстве), окончилась провалом (ограничились осуждением, которое привело к политическому остракизму Розанова в либеральной среде), но он сам разорвал отношения с Обществом. В августе 1917 переехал с семьей из Петербурга в Сергиев Посад (по приглашению о. Павла Флоренского), где вскоре и скончался, потрясенный гибелью России в революции и житейскими невзгодами. Литературное наследие Розанова огромно: более двух тысяч газетных и журнальных статей, около сорока отдельных книг и брошюр.

Как мыслитель и писатель Розанов – явление уникальное в русской и мировой философии. Условно его можно причислить к таким направлениям, как философия жизни и религиозный экзистенциализм. Личностное и конкретное важнее для него общего и абстрактного (индивидуальное «понимание», фигурировавшее в названии первой книги Розанова, выше надындивидуального знания). Розанов не сразу нашел свои темы и свой неповторимый стиль. Большую роль здесь сыграла личная драма писателя, оказавшегося помимо своей воли двоеженцем, поскольку его первая жена А.П.Суслова, на которой он женился еще студентом, вскоре покинула его с любовником, но категорически отказывалась дать развод. Поэтому второй брак Розанова с В.Д.Бутягиной оставался, несмотря на венчание, как бы противозаконным, и все пятеро детей писателя считались незаконнорожденными.

В центре размышлений Розанова – Бог и мир, язычество и христианство, пол, чадородие, семья, их связь с Богом. В основе критики христианства, принесшей Розанову прозвище «русского Ницше», лежит противопоставление Ветхого Завета как религии семени и чадородия и Нового Завета как религии аскетизма и монашества. Наиболее полно эта критика выразилась в книге «Темный лик. Метафизика христианства» (1911), хотя зачатки ее можно найти еще в сборниках «В мире неясного и нерешенного» (1901) и «Семейный вопрос в России» (т. 1–2, 1903). Своего апогея эта критика достигает в предсмертном «Апокалипсисе нашего времени» (в. 1–10, 1917–18), в котором также глубокое осмысление получила катастрофа 1917. Самые известные книги Розанова – «Уединенное» (1912) и «Опавшие листья» (короб 1–2, 1913–15) – создавались в период его временного примирения с христианством. Их значение – в создании нового, неформального, небывало интимного типа философствования, обнимающего чуть ли не все мыслимые темы, от «ангелов до торговли», выраженные с необычайной пластичностью и убедительностью. «Уединенное» содержит записи в основном 1911; нередко указываемые автором обстоятельства их создания – «на обороте письма», «за нумизматикой», «на подошве туфли; купанье» – превращают текст в своего рода стенографию духовной жизни писателя. Если можно говорить о каком-то «сюжете» в «Уединенном», то это, пожалуй, постоянные мысли о жене Варваре Дмитриевне, ее болезни и приближающейся смерти. В «Уединенном» Розанов ведет борьбу с засильем позитивистской и либеральной идеологии в русской литературе и жизни («Конечно, не Пестель – Чацкий, а Кутузов – Фамусов держит на плечах своих Россию, «какая она ни есть», Пестель решительно ничего не держит на плечах, кроме эполет и самолюбия»; «Связь пола с Богом – бóльшая, чем связь ума с Богом, – выступает из того, что все а-сексуалисты обнаруживают себя и а-теистами. Те самые господа, как Бокль или Спенсер, как Писарев и Белинский, о «поле» сказавшие не больше слов, чем об Аргентинской республике, и, очевидно, не более о нем и думавшие, в то же время до того атеистичны, как бы никогда до них и вокруг них не было никакой религии»; «Церковь есть единственно поэтическое, единственно глубокое на земле. Боже, какое безумие было, что лет 11 я делал все усилия, чтобы ее разрушить»).

«Опавшие листья» вслед за «Уединенным» явились попыткой Розанова преодолеть жанровые и иные условности печатной литературы и представить опыт нового стиля философствования, отмеченный фрагментарностью композиции, отказом от традиционных представлений, резкой парадоксальностью («Вовсе не университеты вырастили настоящего русского человека, а добрые безграмотные няни»). «Опавшие листья» вместе с записями, хронологически их продолжающими, – «Сахарна» (1913, частично опубл. в 1992), «Мимолетное» (1914–15, опубл. в 1994–97), «Последние листья» (1916, опубл. в 1997), записи 1917 (опубл. в 1996) – составляют огромный массив «опавших листьев», в котором обнаруживаются необследованные смысловые дали: от случайного житейского факта Розанов поднимается до метафизических высот, глубокого осмысления истории России, ее народа и культуры.

Розанов значительно повлиял на мировоззрение Д.Мережковского, Н.А.Бердяева и о. Павла Флоренского; без его влияния немыслима эссеистика Г.Адамовича.

Сочинения:

1. Собр. соч. в 12 т., под ред. А.Николюкина. М., 1994 – (изд. продолжается);

2. Собр. соч., под ред. В.Сукача. М., 1994 – (изд. продолжается);

3. Соч., т. 1–2. М., 1990 (сост. и комм. Е.Барабанова);

4. О себе и жизни своей. М., 1990;

5. «Уединенное». М., 1990.

Литература:

1.  Голлербах Э. В.В.Розанов. Пг., 1922;

2. Синявский А. «Опавшие листья» В.Розанова. Париж, 1982;

3. Сукач В. Жизнь В.В. Розанова «как она есть». – «Москва», 1991, № 10–11; 1992, № 1–4, 7–8;

4. Василий Розанов: pro et contra. Антология, т. 1–2. СПб., 1995 (сост. и предисловие В.Фатеева);

5. Николюкин А. Голгофа Василия Розанова. М., 1998;

6. Roggioli. Rozanov. N. Y., 1962;

7. Stammler H. V.Rozanov als Philosoph. Gessen, 1984.

С.Б.Джимбинов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Розанов — I Ро́занов Борис Сергеевич [р. 30.6(12.7).1896, Москва], советский хирург, доктор медицинских наук (1950), заслуженный деятель науки РСФСР (1957). В 1919 окончил медицинский факультет Московского университета, с 1926 работал в Институте скорой помощи им. Большая советская энциклопедия
  2. РОЗАНОВ — Излюбленные в духовных семинариях «цветочные» фамилии. Розов — от «роза». Почему не Розин? Вероятно, под влиянием прилагательного «розовый». Впрочем, прибавление к слову женского рода мужского притяжательного суффикса не редкость в таких искусственных фамилиях. (Ф) Словарь русских фамилий
  3. РОЗАНОВ — РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856-1919) — русский философ. Находясь в центре развития отечественной общественной мысли начала 20 в., Р. вел активный диалог со многими философами, писателями, поэтами, критиками. Новейший философский словарь
  4. Розанов — Василий Васильевич Рóзанов (1856-1919) ☼ публицист, прозаик, философ рус. серебряного века; основатель теории и практики Постмодернизма — задолго до его зап.-европ. аналогов. Уже в процессе гимназич. образования сформировались осн. мировоззренч. Словарь по культурологии