Полифония

Полифо́ния

(от Поли... и греч. phone— звук, голос)

вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии составляющих фактуру голосов (родственный термин — Контрапункт). Их объединение подчиняется законам гармонии, координирующей общее звучание. П. противоположна гомофонно-гармоническому многоголосию, в котором главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов. П. складывается из объединения свободных мелодико-линеарных голосов, получающих в произведении широкое развитие.

В зависимости от мелодико-тематического содержания голосов различают: подголосочную П., образующуюся от одновременного звучания основной мелодии и её вариантов-подголосков; она характерна для некоторых народно-песенных культур, например русской, откуда перешла в творчество профессиональных композиторов; имитационную П., разрабатывающую одну и ту же тему, имитационно переходящую из голоса в голос; на этом принципе основаны формы Канона и фуги (См. Фуга); контрастнотематическую П., в которой голоса проводят в одновременности самостоятельные, нередко относящиеся к разным музыкальным жанрам темы; этот род П. синтезирует тематический материал, служит сопоставлению и объединению различных его пластов.

В музыке 18—20 вв. эти виды П. порой соединяются в сложных сплетениях. Таковы формы фуги и канона на две (три и т.д.) темы объединение имитационного развития с выдержанной самостоятельной темой, например Хорал (кантаты И. С. Баха), Пассакалья (П. Хиндемит) и др.

Формы П. начиная с 12—13 вв. сильно менялись. Выделяются эпохи П. строгого стиля с вершиной в творчестве Дж. Палестрины (См. Палестрина) и П. свободного стиля с вершиной в искусстве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, традиции которых продолжены В. А. Моцартом, Л. Бетховеном и композиторами последующего времени. В отечественной музыке П. занимает большее место в русском, украинском, грузинском народном творчестве, первый же взлёт профессионального искусства П. связан с музыкой партесного стиля (см. Партесное пение). Классическую форму русская П. получила в творчестве М. И. Глинки и последующих русских музыкальных классиков. П. — ведущий элемент музыкального языка композиторов 20 в., в частности И. Ф. Стравинского, Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. К. Щедрина, П. Хиндемита, Б. Бриттена.

Лит.: Танеев С., Подвижной контрапункт строгого письма, 2 изд., М., 1959; Скребков С., Учебник полифонии, 3 изд., М., 1965; Протопопов В. В., История полифонии в ее важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962; его же, История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII—XIX вв., М., 1965; Prout E., Counterpoint: strictandfree, L., 1890; Riemann H., Groβe Kompositionslehre. Bd 1—2, B. — Stuttg., 1903.

Вл. В. Протопопов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. полифония — Полифонии, мн. нет, ж. [от греч. poly – много и phone – звук] (муз.). То же, что многоголосие. Большой словарь иностранных слов
  2. полифония — Поли/фон/и́/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  3. полифония — орф. полифония, -и Орфографический словарь Лопатина
  4. Полифония — (от греч. polus — многий и ponn — звук, голос; букв. — многоголосие) — вид многоголосия, основанный на одноврем. звучании двух и более мелодич. линий или мелодич. голосов. "Полифонию, в высшем ее смысле, — указывал А. Музыкальная энциклопедия
  5. ПОЛИФОНИЯ — ПОЛИФОНИЯ (от поли... и греч. phone — звук, голос) — вид многоголосия, основан на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Виды полифонии — имитационная (см. Большой энциклопедический словарь
  6. полифония — полифония ж. Разновидность многоголосия, основанная на одновременном гармоническом сочетании ряда самостоятельных мелодий. Толковый словарь Ефремовой
  7. полифония — ПОЛИФОН’ИЯ, полифонии, мн. нет, ·жен. (от ·греч. poly — много и phone — звук) (муз.). То же, что многоголосие. Толковый словарь Ушакова
  8. Полифония — Многоголосная музыка, в которой каждый голос имеет самостоятельное мелодическое значение. Начало П. относится к самым скромным попыткам в этой области в начале Χ столетия. Гукбальд упоминает в своих сочинениях об органе параллельном блуждающем (см.). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. полифония — Один из способов передачи чужой речи, отражающий многоголосие. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  10. полифония — -и, ж. 1. муз. Вид многоголосия, основанный на одновременном звучании нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении. 2. иск. Художественное многообразие в чем-л. Полифония цвета. Полифония пьесы. [греч. πολυφωνία] Малый академический словарь
  11. полифония — ПОЛИФОНИЯ -и; ж. [от греч. polys — многочисленный и phōnē — звук] 1. Муз. Вид многоголосия, основанный на одновременном звучании нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении. Мастер в области полифонии. 2. Иск. Толковый словарь Кузнецова
  12. Полифония — (греч. polys – многий, многочисленный + phone – звук, голос) – вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов. Словарь по культурологии
  13. полифония — ПОЛИФОНИЯ, и, ж. (спец.). 1. Многоголосие, основанное на одновременном сочетании в произведении нескольких самостоятельных мелодий, голосов; соответствующий раздел музыки. Подголосная п. 2. Многоплановость художественного произведения. П. романов Достоевского. Толковый словарь Ожегова