Партесное пение

Парте́сное пе́ние

(от позднелат. partes — голоса, множественное число от лат. pars — часть, участие)

стиль русского многоголосного хорового искусства. Теория П. п. обобщена в «Мусикийской грамматике» Н. П. Дилецкого (70-е гг. 17 в.). П. п. было перенесено с Украины в середине 17 в., официально утвердилось со времени приглашения в Москву украинских церковных певчих (1652) и пользовалось распространением в России до последней четверти 18 в. Различают 2 вида П. п.: с постоянным складом многоголосия при одновременном произнесении текста и отсутствии пауз в хоровых голосах; с переменным складом многоголосия, сопоставлениями звучания всего состава хора и групп голосов, имитациями, вызывающими разновременное произнесение текста. Количество голосов было различным — от 3 до 12, в единичных случаях — до 16, 24, 48. Тексты заимствовались из литургии, всенощной и др. служб. Особенно развитой фактурой отличались партесные концерты. Создателями этих произведений были украинские и русские композиторы, среди них — Василий Титов, служивший в государевых певчих дьяках (1678—98). Распространению П. п. служило исключительно переписывание рукописей. Большая их коллекция находится в архиве Исторического музея в Москве, имеются они и в др. архивах. Изданий произведений П. п. почти не было, некоторые образцы приведены в современных книгах по истории музыки. Последнее из таких изданий — «Памятники русского музыкального искусства» (в. 2, 1973).

Лит.: Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыки, в. 1, М., 1938; История русской музыки, т. 1, М., 1972.

В. В. Протопопов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Партесное пение — (от позднелат. partes — голоса, мн. ч. от лат. pars — часть, участие, в переносном смысле — хоровая партия) — стиль рус. и укр. многоголосной хор. музыки. П. п. было перенесено в Россию с Украины в сер. Музыкальная энциклопедия
  2. Партесное пение — Многоголосное хоровое пение православной церкви, разделенное на голоса или партии. Перешло с Запада в Россию в XVII в. и появилось в южно-русских братствах; более развилось во второй половине XVII в. Петр I был сторонником... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  3. ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ — ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (от позднелат. partes — голоса) — стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки 17-18 вв. Количество голосов от 3 до 12 (иногда до 24, 48). Различались композиции с т. Большой энциклопедический словарь