Фуга

Фу́га

(итал. fuga, от лат. fuga — бег, бегство)

(музыкальная), высшая форма полифонической музыки (см. Полифония). Строится на многократных имитационных проведениях основной музыкальной темы во всех голосах (от 2 и более). В 1-й части Ф. — экспозиции — тема проходит во всех голосах поочерёдно в основной тональности (вождь) и в доминантовой, реже субдоминантовой, в современной Ф. — в любой другой (спутник, ответ). В др. голосах со 2-го проведения звучат мелодии, образующие Контрапункт к ответу или к теме, они называются противосложениями. Проведения темы обычно перемежаются эпизодами развивающего характера, называются интермедиями. Иногда краткость экспозиции компенсируется дополнительными проведениями темы и ответа; если они даны во всех голосах, то образуется контрэкспозиция. В последующих разделах обычно осуществляется тональное развитие — тема проводится в тональностях, не представленных в экспозиции; здесь часто применяются и собственно полифонические средства: стретта (род канонического проведения темы), различные виды сложного контрапункта, преобразования темы (обращение, увеличение и др.). Окончание Ф. устойчивого характера, зачастую типа репризы (См. Реприза). В развитии простой Ф., в отличие от сонатной формы (См. Сонатная форма), не возникает производного контраста — она развивает один музыкальный образ (характер). В сложной Ф., т. е. написанной на 2 или 3 темы (двойная, тройная Ф.), темы как бы дополняют друг друга.

Встречаются Ф. как самостоятельные сочинения; часто Ф. предваряется прелюдией, токкатой, фантазией. Нередко Ф. с предваряющими их пьесами объединяются в циклы (И. С. Бах, «Хорошо темперированный клавир»; П. Хиндемит, «Ludus tonalis»; Д. Д. Шостакович, 24 прелюдии и фуги). Нередко Ф. является одной из частей сонаты, оратории и др. многочастных произведений, а также разделом одночастной пьесы.

Ф. развилась из канцоны (См. Канцона), Ричеркара (Дж. Габриели, 16 в.) и др. старинных форм; она сформировалась в инструментальной музыке 17 в. (Дж. Фрескобальди) в пору утверждения мажора и минора при переходе от полифонии строгого стиля (См. Строгий стиль) к полифонии свободного стиля (См. Свободный стиль). Высшего совершенства Ф. достигает в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Во 2-й половине 18 — начале 20 вв. Ф. менее распространена, но В. А. Моцартом, Л. Бетховеном, С. Франком, С. И. Танеевым и др. композиторами созданы выдающиеся образцы этой формы. В 20 в. Ф. — область особого внимания композиторов, которые реализуют в ней новейшие идеи (И. Ф. Стравинский, Хиндемит, Шостакович, Р. К. Щедрин и др.).

Лит.: Протопопов В., История полифонии в её важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962; его же, История полифонии... Западноевропейская классика XVIII—XIX вв., М., 1965; Полифония. Сб. теоретических статей, М., 1975; Чугаев А., Особенности строения клавирных фуг Баха, М., 1975; Ghislanzoni A., Storia dellafuga, Mil., [1952].

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. фуга — ФУГА, и, ж. (спец.). Музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами. | прил. фуговый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  2. Фуга — (лат. fuga – бегство, бег). Разновидность амбулаторного автоматизма. Проявляется кратковременными эпизодами двигательного возбуждения в форме элементарных стремительных движений и действий (больные сдирают с себя одежду, куда-то бегут). Толковый словарь психиатрических терминов
  3. ФУГА — ФУГА (итал. fuga, букв. — бег) — музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; наиболее сложная форма полифонической музыки (см. Имитация, Полифония). Большой энциклопедический словарь
  4. Фуга — (лат., итал. fuga, букв. — бег, бегство, быстрое течение; англ., франц. fugue; нем. Fuge). 1) Форма полифонич. музыки, основанная на имитац. изложении индивидуализированной темы с дальнейшими проведениями (1) в разных голосах с имитац. Музыкальная энциклопедия
  5. фуга — ФУГА ж. немецк. столярн. вдольный плотный стык двух досок. || Муз. сочиненье, в котором один голос выступает поочередно за другим, повторяя одно и то же. || Южн. малорос. вьюга, метель. Фуговать столярн. Толковый словарь Даля
  6. фуга — Ф’УГА, фуги, ·жен. (·итал. fuga, ·букв. бегство) (муз.). Одна из основных форм многоголосного стиля, состоящая в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. Четырехголосная фуга. II. Ф’УГА, фуги, ·жен. (·нем. Fuge — скрепа. Толковый словарь Ушакова
  7. фуга — -и, ж. муз. 1. Последовательное повторение одной музыкальной темы несколькими голосами. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой ---. Малый академический словарь
  8. Фуга — (лат. fuga бег) в психиатрии — внезапное и кратковременное двигательное возбуждение в форме элементарных движений или действий (раздевание, бег и др.), которое сопровождается сумеречным помрачением сознания; симптом эпилепсии и органических заболеваний ц.н.с. Медицинская энциклопедия
  9. фуга — Фу́г/а. Морфемно-орфографический словарь
  10. фуга — ФУГА и, ж. fougue f. един. Порыв, восторг, жар. Не было никого у нас в это время из современных пейзажистов, которые блистали бы такою фугою красок, как он < Айвазовский>. Боголюбов Зап. 29. Словарь галлицизмов русского языка
  11. Фуга — Высшая форма полифонного стиля, развившаяся из имитации (см.). В двухголосной и многоголосной Ф., как и в имитации, проводится тема, но только по известным установившимся правилам. Приемы проведения темы, установившиеся... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  12. фуга — ФУГА -и; ж. [итал. fuga] Муз. 1. Последовательное вступление нескольких голосов, повторяющих какую-л. тему. 2. Музыкальное произведение, основанное на таком распределении голосов. Четырёхголосные фуги. Канонические фуги. Фуги Баха, Генделя. Толковый словарь Кузнецова
  13. фуга — орф. фуга, -и Орфографический словарь Лопатина
  14. фуга — фуга ж. 1. Одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, заключающаяся в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. 2. Музыкальное произведение, основанное на таком распределении голосов. Толковый словарь Ефремовой
  15. фуга — фу́га муз. Из нем. Fugе – то же или ит. fugа от лат. fugа "бегство": Ώquiа vох vосеm fugаt᾽ "потому что один голос обращает в бегство, гонит другой голос" (см. Клюге-Гётце 178; Шульц I, 228). Этимологический словарь Макса Фасмера
  16. фуга — Фуги, ж. [ит. fuga, букв. бегство] (муз.). Одна из основных форм многоголосного стиля, состоящая в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. Четырехголосная фуга. Большой словарь иностранных слов