Опыт

О́пыт

Основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности, единство знаний и умений, навыков. В истории философии широкое распространение получили воззрения Эмпиризма и Сенсуализма, согласно которым О. трактовался как единственный источник знания. Представители идеалистического эмпиризма (Дж. Беркли, Д. Юм) ограничивали О. совокупностью ощущений и восприятий, отрицая, что в основе О. лежит объективная реальность. Материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, К. Гельвеций) исходил из того, что источником О. является материальный мир. «Из истории философии известно, что толкование понятия “опыт” разделяло классических материалистов и идеалистов» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 153). В противоположность эмпиризму, представители рационализма (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) полагали, что логическое мышление не может базироваться на О., т.к. он даёт неясное, смутное знание, приводящее к заблуждениям, и считали, что разум будто бы обладает способностью постигать истину непосредственно, минуя чувственно-эмпирический уровень познания.

В домарксистской философии наиболее глубоко проблема О. была рассмотрена в немецкой классической философии. И. Кант подверг критике положение рационалистов об интеллектуальной интуиции (См. Интуиция), а также попытки сенсуалистов вывести общие понятия из простой совокупности чувств. данных. По мнению Канта, люди обладают априорными (доопытными) формами рассудка, благодаря которым осуществляется синтез ощущений. Этим подчёркизалась активная роль познающего субъекта. Гегель исследовал познание как развивающийся многоуровневый процесс. О. выводится из движения сознания, которое ставит перед собой цель. Гегель считал, что поскольку достигнутый результат деятельности не полностью совпадает с поставленной целью, в процессе сравнения желаемого с достигнутым происходит преобразование взглядов на предмет, появляется новое знание о предмете. Этот процесс и составляет О.

В буржуазной философии 20 в. получили распространение субъективно-идеалистическая концепции, нередко выдвигающие понятие О. в гносеологическом отношении на первый план. При этом утверждается, что монистического воззрения как материалистов, так и идеалистов должны быть заменены более совершенным «нейтральным» монизмом, который устраняет из философского оборота категории материи и сознания, заменяя их категорией «чистого опыта» (Махизм). В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» показал несостоятельность таких концепций, продолжающих по существу линию Беркли и Юма (см. там же).

Разновидностями субъективно-идеалистической трактовки О. являются Прагматизм и Инструментализм (О. как «инструментальный» план использования вещей), Экзистенциализм (О. как внутренний мир непосредственных переживаний субъекта), неопозитивизм (О. как различные состояния сознания субъекта, трактовка вопроса об объективной реальности в качестве источника О. как псевдовопроса).

В противоположность идеализму и в отличие от созерцательного метафизического материализма, диалектический материализм рассматривает О. как нечто производное от объективной реальности. О. мыслится и как процесс активного, преобразующего воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений, как процесс взаимодействия субъекта с объектом. Понятие О. по существу совпадает с категорией практики, в частности эксперимента, наблюдения. На их основе формируется О. как результат познания, включая совокупность исторически сложившихся знаний.

Накопление и передача О. из поколения в поколение составляет существенную характеристику общественного развития. Он объективируется в предметной и языковой формах, в ценностях культуры. О. как практическая деятельность человека и её результаты отражает уровень овладения объективными законами природы, общества и мышления, достигнутый людьми на данном этапе их исторического развития. Марксизм-ленинизм является научным обобщением и обоснованием О. революционной борьбы рабочего класса и всех трудящихся за социальное освобождение, строительства социализма и коммунизма, развития науки и культуры.

В. Г. Панов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ОПЫТ — ОПЫТ – знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта [СУБЪЕКТ] и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью... Новая философская энциклопедия
  2. опыт — -а, м. 1. Совокупность знаний, навыков, умения, вынесенных из жизни, практической деятельности и т. п. Опыт новаторов производства. Обмен опытом. □ Несмотря на свой житейский опыт, я тогда мало знал людей. Чехов, Рассказ неизвестного человека. Малый академический словарь
  3. ОПЫТ — ОПЫТ — англ. experience; нем. Erfahrung. 1. Совокупность знаний и умений, приобретенных на основе и в процессе непосредственного практического взаимодействия индивида с внешним миром. 2. Основанное на практике познание действительности. 3. То же, что и эксперимент. Социологический словарь
  4. опыт — О́пыт/. Морфемно-орфографический словарь
  5. опыт — орф. опыт, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. опыт — (опыты) чего, в чем, по чему и с кем. Опыт революционной борьбы. Опыт строительства. Потом появились на столе бумажки с крупными каракулями — первые ее опыты в письме (Гладков). Имеется опыт по использованию новых материалов. Опыты с кроликами и морскими свинками. Управление в русском языке
  7. опыт — Древнерусское – опытать (испытывать). Появление слова «опыт» в русском языке относится к XVII в. В древнерусском языке под «опытом» понимали первоначальное молоченье. Гораздо позже опытом стали называть испытание, попытку, научный эксперимент. Этимологический словарь Семёнова
  8. опыт — ОПЫТ - двигательный опыт. Совокупность практически усвоенных умений, навыков и связанных с ними знаний в сфере двигательной спортивной деятельности. - соревновательный опыт. Словарь спортивных терминов
  9. опыт — • бесценный ~ • богатый ~ • большой ~ • значительный ~ • колоссальный ~ • немалый ~ • огромный ~ • солидный ~ Словарь русской идиоматики
  10. опыт — ОПЫТ — такое знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  11. опыт — Попытка, эксперимент Проба пера Первый дебют см. >> испытание см. также -> наученный опытом, умудренный опытом Словарь синонимов Абрамова
  12. опыт — сущ., м., употр. часто (нет) чего? опыта, чему? опыту, (вижу) что? опыт, чем? опытом, о чём? об опыте; мн. что? опыты, (нет) чего? опытов, чему? опытам, (вижу) что? опыты, чем? опытами, о чём? об опытах... Толковый словарь Дмитриева
  13. опыт — Искон. Производное от опытать «испытать», преф. образования от пытать. См. попытка, испытать. Этимологический словарь Шанского
  14. опыт — Совокупность усвоенных знаний, навыков; познания, основанные на пережитом, испытанном. О характере, размере, основе опыта. Богатый, большой, вековой, великий, всемирный, гигантский, громадный, дедовский, длительный, долгий, долголетний, душевный... Словарь эпитетов русского языка
  15. опыт — ОПЫТ -а; м. 1. Совокупность знаний, навыков, умения, вынесенных из жизни, практической деятельности и т.п. Приобретать, передавать о. Делиться опытом. Рассчитывать, полагаться на чей-л. о. Учиться на опыте старших. Убедиться в чём-л. на собственном опыте. Толковый словарь Кузнецова
  16. опыт — См. опытывать Толковый словарь Даля
  17. опыт — ОПЫТ, а, м. 1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о. 2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный... Толковый словарь Ожегова
  18. опыт — ’ОПЫТ, опыта, ·муж. 1. мн. ·редк.. Совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков. «Для того, чтобы правильно руководить, необходимо опыт руководителей дополнить опытом партийной массы, оптом рабочего класса, опытом трудящихся... Толковый словарь Ушакова
  19. Опыт — (в философском смысле) — означает как отдельные состояния сознания, испытываемые или испытанные субъектом, так и совокупность таких состояний у единичных людей и у всего человечества. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  20. ОПЫТ — ОПЫТ — эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений. Опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира и передается от поколения к поколению. Большой энциклопедический словарь
  21. опыт — опыт м. 1. Отражение в человеческом сознании законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате активного практического познания. 2. Совокупность практически усвоенных знаний, навыков. Толковый словарь Ефремовой
  22. опыт — о́пыт От пыта́ть (см.); ср. Миккола, Ursl. Gr. 3, 91. •• [Об истории слова о́пыт, первоначально – "пробное молоченье", см. подробно С. И. Котков, Сказки о русском слове, М., 1967, стр. 80 и сл. – Т.] Этимологический словарь Макса Фасмера
  23. ОПЫТ — ОПЫТ — 1) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования (см. Новейший философский словарь