ОПЫТ

ОПЫТ – знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта [СУБЪЕКТ] и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью – будь это реальность внешних субъекту предметов и ситуаций (восприятие [ВОСПРИЯТИЕ]) или же реальность состояний самого сознания (представления [ПРЕДСТАВЛЕНИЕ], воспоминания, переживания и т.д.). Большинство философов сближали опыт с чувственным знанием.

Проблема опыта обсуждалась в философии прежде всего в связи с вопросом об обосновании знания. Для рационалистов опыт не может быть ни полноценным знанием, ни его источником, а лишь в лучшем случае поводом для деятельности мышления. Зато для эмпириков знание может быть лишь опытным. При этом для последних важно выделить подлинный, настоящий, «чистый» опыт и отделить его от того, что только кажется непосредственно данным, но не является таковым на деле. Ибо с этой точки зрения только непосредственно данное содержание знания может быть несомненным и самодостоверным и может поэтому служить основанием всей системы знания. Согласно этой концепции, знание, кажущееся внеопытным (априорным), на самом деле является либо сложным продуктом опыта (логика и математика в понимании Д.С.Милля), либо вообще не знанием в точном смысле слова, а лишь экспликацией некоторых особенностей языка (логика и математика как системы аналитических высказываний в концепции логических позитивистов), либо бессмысленным псевдознанием (метафизика в понимании всех эмпириков). Однако все попытки выделить абсолютно непосредственное содержание знания в виде опыта (ощущения сенсуалистов, «чувственные данные» английских и американских неореалистов в нач. 20 в., «протокольные предложения» логических позитивистов) не увенчались успехом. Существуют две философские концепции, для которых проблема опыта является центральной.

В философской системе Канта знание совпадает с опытом. Мысленные образования, предмет которых не может быть включен в систему опыта, в частности идеи Бога, трансцендентального Я, мира в целом, не могут претендовать на знание (хотя эти идеи и играют важную роль в познании и нравственной деятельности). Вместе с тем понимание опыта у Канта весьма отлично от эмпиристского. Во-первых, опыт возможен лишь в результате применения априорных (внеопытных) форм организации чувственного материала. Во-вторых, Кант подчеркивает взаимосвязь и вместе с тем несводимость друг к другу двух типов опыта – внешнего и внутреннего. Внешний опыт (относящийся к физическим телам и связанным с ними событиям) предполагает организацию ощущений априорными формами пространства и времени и априорными категориями рассудка. При этом Кант отличает восприятие от опыта. Для первого достаточно априорных форм пространства и времени. Опыт же возможен лишь на основе применение также и категорий. Внутренний опыт (относящийся к событиям во внутреннем мире сознания субъекта) осуществляется на основе априорной формы времени и определенных априорных категорий рассудка. В-третьих, по Канту, возможен своеобразный «априорный опыт», когда в виде «чувственной данности» выступают сами априорные формы созерцания – пространство и время (напр., в чистой математике).

Трансцендентальная феноменология Э.Гуссерля допускает не только чувственное, но и нечувственное созерцание (восприятие). Кроме обычного опыта, считает Гуссерль, существует также и опыт необычный, совпадающий с трансцендентальной рефлексией. Это созерцание «чистым сознанием» своих собственных априорных сущностных структур. Поэтому возможны «категориальное восприятие», «созерцание сущности» (вещи бессмысленные, с точки зрения Канта). Трансцендентальный субъект может созерцать и самого себя и тем самым иметь о себе знание. Такого рода опыт, по Гуссерлю, лежит в основе всего познания и всей культуры. Мышление имеет смысл лишь в той мере, в какой оно обслуживает так понятый опыт.

Обсуждение проблемы опыта в истории философии, а также в современной литературе по теории познания, философии науки и когнитивной науке позволяет сделать следующие выводы.

1. Невозможно выделить совершенно непосредственное и абсолютно достоверное знание, отождествляемое с опытом, – понимается ли это знание в духе эмпиризма как элементарные чувственные единицы или в духе феноменологии как самоочевидные феномены. То, что кажется сознанию непосредственно данным, всегда является продуктом активной деятельности субъекта, предполагающей использование определенных схем и эталонов (некоторые из которых могут быть врожденными), языка, категорий культуры, а в науке также и теоретического языка (см. Восприятие [ВОСПРИЯТИЕ]).

2. Мышление и опыт взаимодействуют. С одной стороны, результаты мыслительной деятельности так или иначе используются на опыте и в этом процессе подвергаются испытанию на пригодность (хотя способы определения этой пригодности могут быть весьма сложными). С другой стороны, сам опыт критикуется, изменяется и переосмысливается на основе прогресса мышления.

3. Выделяются различные типы опыта: обыденный опыт, фиксирующий в обыденном языке и в правилах «здравого смысла» результаты повседневной житейской практики; применяемое в науке (прежде всего в описательных науках) систематическое наблюдение (особая его разновидность – самонаблюдение, т.е. интроспекция); научный эксперимент, предполагающий не просто фиксацию естественно данного порядка вещей, а создание определенных искусственных ситуаций, позволяющих изучать явления «в чистом виде».

4. Нет резкой границы между опытными и внеопытными науками. Любой опыт предполагает внеопытные компоненты. Вместе с тем и в таких внеопытных науках, как математика, имеют место догадки, гипотезы и т.п. Есть целый ряд дисциплин, предмет которых не дан в опыте, но которые тем не менее не являются априорными, а имеют дело с эмпирически существующими текстами (история, филология, культурология, философия).

5. Крайне проблематична возможность выделения «внутреннего опыта» в качестве самостоятельного. Если обычный («внешний») опыт предполагает воздействие внешнего предмета на органы чувств субъекта, то непонятно, какие органы чувств может использовать субъект, испытывающий свой «внутренний опыт». И кто в этом случае выступает как субъект? Судя по всему, то, что представляют объектами «внутреннего опыта», на самом деле являются элементами или звеньями ориентации во внешнем мире (когнитивными схемами, дискурсивными или полудискурсивными образованиями). См. также ст.: Представление [ПРЕДСТАВЛЕНИЕ], Я [Я], Теория познания [ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ] и лит. к этим ст.

В.А.Лекторский

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. опыт — Совокупность усвоенных знаний, навыков; познания, основанные на пережитом, испытанном. О характере, размере, основе опыта. Богатый, большой, вековой, великий, всемирный, гигантский, громадный, дедовский, длительный, долгий, долголетний, душевный... Словарь эпитетов русского языка
  2. опыт — ОПЫТ, а, м. 1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о. 2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный... Толковый словарь Ожегова
  3. опыт — (опыты) чего, в чем, по чему и с кем. Опыт революционной борьбы. Опыт строительства. Потом появились на столе бумажки с крупными каракулями — первые ее опыты в письме (Гладков). Имеется опыт по использованию новых материалов. Опыты с кроликами и морскими свинками. Управление в русском языке
  4. опыт — опыт м. 1. Отражение в человеческом сознании законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате активного практического познания. 2. Совокупность практически усвоенных знаний, навыков. Толковый словарь Ефремовой
  5. опыт — -а, м. 1. Совокупность знаний, навыков, умения, вынесенных из жизни, практической деятельности и т. п. Опыт новаторов производства. Обмен опытом. □ Несмотря на свой житейский опыт, я тогда мало знал людей. Чехов, Рассказ неизвестного человека. Малый академический словарь
  6. Опыт — Основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности, единство знаний и умений, навыков. В истории философии широкое распространение получили воззрения Эмпиризма и Сенсуализма, согласно которым... Большая советская энциклопедия
  7. опыт — ОПЫТ — такое знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  8. опыт — О́пыт/. Морфемно-орфографический словарь
  9. опыт — См. опытывать Толковый словарь Даля
  10. ОПЫТ — ОПЫТ — эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений. Опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира и передается от поколения к поколению. Большой энциклопедический словарь
  11. опыт — сущ., м., употр. часто (нет) чего? опыта, чему? опыту, (вижу) что? опыт, чем? опытом, о чём? об опыте; мн. что? опыты, (нет) чего? опытов, чему? опытам, (вижу) что? опыты, чем? опытами, о чём? об опытах... Толковый словарь Дмитриева
  12. опыт — • бесценный ~ • богатый ~ • большой ~ • значительный ~ • колоссальный ~ • немалый ~ • огромный ~ • солидный ~ Словарь русской идиоматики
  13. опыт — орф. опыт, -а Орфографический словарь Лопатина
  14. ОПЫТ — ОПЫТ — англ. experience; нем. Erfahrung. 1. Совокупность знаний и умений, приобретенных на основе и в процессе непосредственного практического взаимодействия индивида с внешним миром. 2. Основанное на практике познание действительности. 3. То же, что и эксперимент. Социологический словарь
  15. опыт — о́пыт От пыта́ть (см.); ср. Миккола, Ursl. Gr. 3, 91. •• [Об истории слова о́пыт, первоначально – "пробное молоченье", см. подробно С. И. Котков, Сказки о русском слове, М., 1967, стр. 80 и сл. – Т.] Этимологический словарь Макса Фасмера
  16. ОПЫТ — ОПЫТ — 1) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования (см. Новейший философский словарь
  17. Опыт — (в философском смысле) — означает как отдельные состояния сознания, испытываемые или испытанные субъектом, так и совокупность таких состояний у единичных людей и у всего человечества. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  18. опыт — ОПЫТ -а; м. 1. Совокупность знаний, навыков, умения, вынесенных из жизни, практической деятельности и т.п. Приобретать, передавать о. Делиться опытом. Рассчитывать, полагаться на чей-л. о. Учиться на опыте старших. Убедиться в чём-л. на собственном опыте. Толковый словарь Кузнецова
  19. опыт — Попытка, эксперимент Проба пера Первый дебют см. >> испытание см. также -> наученный опытом, умудренный опытом Словарь синонимов Абрамова
  20. опыт — Древнерусское – опытать (испытывать). Появление слова «опыт» в русском языке относится к XVII в. В древнерусском языке под «опытом» понимали первоначальное молоченье. Гораздо позже опытом стали называть испытание, попытку, научный эксперимент. Этимологический словарь Семёнова
  21. опыт — ’ОПЫТ, опыта, ·муж. 1. мн. ·редк.. Совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков. «Для того, чтобы правильно руководить, необходимо опыт руководителей дополнить опытом партийной массы, оптом рабочего класса, опытом трудящихся... Толковый словарь Ушакова
  22. опыт — Искон. Производное от опытать «испытать», преф. образования от пытать. См. попытка, испытать. Этимологический словарь Шанского
  23. опыт — ОПЫТ - двигательный опыт. Совокупность практически усвоенных умений, навыков и связанных с ними знаний в сфере двигательной спортивной деятельности. - соревновательный опыт. Словарь спортивных терминов