Эмпиризм

Эмпири́зм

(от греч. empeiría — опыт)

направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. В противоположность Рационализму, в Э. рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.

В качестве целостной гносеологической концепции Э. сформировался в 17—18 вв.; он выступал как материалистический Э., утверждавший, что чувственный опыт отражает характеристики объективно существующих вещей (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк), и как субъективно-идеалистический Э., признававший единственной реальностью субъективный опыт (Дж. Беркли, Д. Юм). В буржуазной философии 20 в. впервые появляется сочетание идеалистического Э. с онтологизмом, т. е. с определенными допущениями о реальности: фундаментальное для Э. понятие элементарных данных чувственности истолковывается как относящееся не к психическим переживаниям субъекта, а к некоторым объективно (т. е. независимо от индивидуального сознания) существующим чувственным сущностям («нейтральные элементы» мира Э. Маха, «чувственные данные» неореалистов, «сенсибилии» Б. Рассела). Э. подобного типа сочетает в себе черты не только субъективного, но и объективного идеализма. Логический Э. (Логический позитивизм), разделяющий все осмысленные предложения на синтетические (эмпирические) и аналитические, утверждает, что первые могут быть редуцированы (сведены) посредством ряда логических процедур к регистрации показаний чувственного опыта, и считает вторые бессодержательными.

Э. сталкивается с неразрешимыми трудностями выделения исходных компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм знания. Для объяснения реально совершающегося познавательного процесса Э. вынужден выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания (память, активная спонтанная деятельность рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к аппарату логики и математики для описания опытных данных и в качестве средств построения теоретического знания. Между тем функционирование памяти не сводится к пассивному сохранению ранее полученных впечатлений. Попытки сторонников Э. обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели провал.

Признавая чувственный опыт источником наших знаний, диалектический материализм не сводит к нему всё содержание знания и подчеркивает активную деятельность мышления. Чувственный опыт понимается в марксистской философии не как пассивное запечатление воздействий внешнего мира, а как социально и культурно опосредованный познавательный процесс активной деятельности субъекта. Диалектическая взаимосвязь чувственного и рационального познания — один из основных принципов марксистской гносеологии. См. Теория познания и литературу при этой статье.

В. А. Лекторский.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. эмпиризм — -а, м. 1. Направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Малый академический словарь
  2. ЭМПИРИЗМ — ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria — опыт) — англ. empirism; empiricism; нем. Empirismus. Направление в теории познания, к-рое важнейшим источником и критерием познания считает чувственный опыт, а формы мышления рассматривает как исключительно субъективный способ систематизации представлений. Социологический словарь
  3. ЭМПИРИЗМ — ЭМПИРИЗМ (от греч. ἐμπειρια – опыт) – теоретико-познавательная позиция, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт [ОПЫТ]. Первая и исторически наиболее распространенная форма эмпиризма – сенсуализм [СЕНСУАЛИЗМ]. Новая философская энциклопедия
  4. эмпиризм — орф. эмпиризм, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. эмпиризм — Эмпир/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  6. эмпиризм — (др.-греч. έμπρειρίά опыт, опытность) 1) Направление в теории познания, ориентированное на чувственный опыт; 2) в лингвистике: направление, лежащее в основе такого подхода, когда наблюдения над языком преобладают... Словарь лингвистических терминов Жеребило
  7. эмпиризм — ЭМПИРИЗМ а, м. empirisme m. <�гр. empereia опыт.1. Философское направление, признающее чувственный опыт человека единственным источником познания. Идеалистический эмпиризм. БАС-1. Авенариус и Мах признают источником наших знаний ощущения. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Эмпиризм — Система методологических подходов, отрицающая априорное знание и основывающаяся только на опыте и индуктивных умозаключениях. Представители Э. в педагогике (Л.Н. Толстой, Д. Дьюи, С.Т. Шацкий и др. Педагогический терминологический словарь
  9. эмпиризм — ЭМПИРИЗМ (от греч. ецлЕркх — опыт) — теоретико-познавательная позиция, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. Первая и исторически наиболее распространенная форма Э. — сенсуализм. Когда в начале... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  10. Эмпиризм — (греч. empeiria опыт) в медицине — направление, представители которого пренебрегали теорией и придерживались неизменных предписаний, основанных на преданиях и собственных наблюдениях за больными; возникло в Греции в III в. до н.э. Медицинская энциклопедия
  11. ЭМПИРИЗМ — ЭМПИРИЗМ (греч. empeiria — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. При этом, другая познавательная способность человека — разум — рассматривается... Новейший философский словарь
  12. эмпиризм — ЭМПИРИЗМ -а; м. [от греч. empeiria — опыт] 1. Философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником познания, недооценивающее роль рационального познания (понятий, теорий). Идеалистический э. Материалистический... Толковый словарь Кузнецова
  13. эмпиризм — [< гр. опыт] – фил. учение, признающее опыт (чувственные восприятия) единственным средством достоверного познания и умаляющее значение логического анализа и теоретических обобщений. Большой словарь иностранных слов
  14. ЭМПИРИЗМ — ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Большой энциклопедический словарь
  15. эмпиризм — эмпиризм I м. Философское учение, признающее чувственный опыт человека единственным источником познания. || противоп. рационализм II м. Толковый словарь Ефремовой
  16. эмпиризм — ЭМПИР’ИЗМ, эмпирпизма, мн. нет, ·муж. (см. эмпирия) (филос.). Философское направление, признающее опыт единственным источником познания и отрицающее значение научных обобщений, абстракций. Английский эмпиризм. Ползучий эмпиризм (беспринципное и бесперспективное делячество; полит.). Толковый словарь Ушакова
  17. эмпиризм — ЭМПИРИЗМ м. греч. слепой опыт, без разумного примененья теории и вообще науки. эмпирический, основанный на одном опыте, не на учении. Эмпирик противопол. теорик; кто следует одному опыту, практике, отвергая рассужденье и науку. Толковый словарь Даля
  18. эмпиризм — ЭМПИРИЗМ, а, м. 1. Философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение понятий, теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений. Толковый словарь Ожегова
  19. Эмпиризм — Философское направление, видящее в опыте единственный источник познания. В метафизике направление это охватывает весьма разнообразные точки зрения, то переходя в догматические системы известного типа, то превращаясь в скептицизм. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона