Гомофония

Гомофо́ния

(от греч. hómos — одинаковый и phone — звук; буквально — одинаковое звучание), тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. Этим Г. принципиально отличается от полифонии (См. Полифония), основывающейся на равноправии голосов. Расцвет Г., подготовленный гуманистическими идеями эпохи Возрождения, относится к 17—19 вв. Индивидуализированная мелодия, сопровождаемая элементарными аккомпанирующими фигурами остальных голосов, стала рассматриваться как элемент музыки, который может наиболее естественно и гибко выразить богатство человеческих чувств. Г. утвердилась прежде всего в новых музыкальных жанрах (опере, оратории, кантате, сольной песне с сопровождением) и в инструментальной музыке. Широкое распространение Г. в западноевропейской музыке шло параллельно с бурным развитием гармонии в современном значении этого термина. Развитие Г. в 17—19 вв. условно делят на два периода. Первый из них (1600— 1750) часто определяют как период Генерал-баса (хотя в это время жили и работали крупнейшие композиторы-полифонисты И. С. Бах и Г. Ф. Гендель). 1-я половина (1750—1825) второго периода (1750—1900) отмечена обогащением Г. в творчестве венских классиков. Развитые и полифонизированные «сопровождающие» голоса в симфониях и квартетах В. А. Моцарта, Л. Бетховена по подвижности и тематической значительности часто не уступают контрапунктическим линиям старых полифонистов, выходя тем самым за рамки гомофонного стиля музыки. В начале 20 в. развитие гармонии, являвшейся фундаментом гомофонных форм, достигло предела, за которым связующая сила гармонических отношений утрачивала своё конструктивное значение. Поэтому наряду с продолжающимся развитием Г. (С. С. Прокофьев, М. Равель и др.) резко возрастает интерес к возможностям полифонии (Б. Барток, П. Хиндемит, И. Стравинский, А. Веберн, Д. Д. Шостакович и др.).

Ю.Н. Холопов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Гомофония — (греч. omoponia — однозвучие, унисон, от omos — один, один и тот же, одинаковый и ponn- звук, голос) — тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. Этим... Музыкальная энциклопедия
  2. гомофония — Гом/о/фо́н/и/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  3. гомофония — орф. гомофония, -и (муз.) Орфографический словарь Лопатина
  4. гомофония — ГОМОФОНИЯ голоса Словарь галлицизмов русского языка
  5. гомофония — гомофония , -и Орфографический словарь. Одно Н или два?
  6. гомофония — ГОМОФОНИЯ -и; ж. [от греч. homos — равный, одинаковый и phōnē — звук, голос]. Вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного (обычно верхнего) голоса и подчинении ему прочих голосов, образующих аккомпанемент (противоп.: полифония). Толковый словарь Кузнецова
  7. гомофония — [< гр. созвучие, согласие] – 1) однозвучность, пение на один голос (см. унисон); 2) музыкальный стиль, определяемый преобладанием одного голоса или мелодии над остальными, образующими сопровождение Большой словарь иностранных слов
  8. гомофония — гомофония, гомофония ж. Один из видов многоголосого пения, при котором один голос играет главную роль, а другие — подчиненную. Толковый словарь Ефремовой
  9. ГОМОФОНИЯ — ГОМОФОНИЯ (от гомо... и греч. phone — звук, голос) — вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного голоса, обычно верхнего, и подчинении ему прочих голосов, образующих сопровождение, аккомпанемент. Большой энциклопедический словарь
  10. Гомофония — (греч.) — у греков Г. наз. совокупное пение в унисон или октаву. Позднее Г. стали считать прием музыкальных сочинений, при котором только один голос исполняет главную мелодию, а другие голоса — гармонический аккомпанемент. Термин противоположный... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона