человек

Общественное существо, отличит, чертой к-рого является сознание, сформировавшееся на основе общественно-трудовой деятельности.

Ч. появился на Земле в итоге сложного и длит, процесса историко-эволюц. развития (см. антропогенез). В зоол. системе вид человек разумный (Homo sapiens) относится к классу млекопитающих, отряду приматов, в к-рый он входит в составе сем. гоминид. С большинством приматов Ч. сближают такие их особенности, как относительно крупный головной мозг, пятипалая хватательная кисть с плоскими ногтями и противопоставляющимся большим пальцем и др. Из числа совр. приматов Ч. обнаруживает наибольшую близость (по данным сравнит, анатомии, физиологии, молекулярной биологии, иммуногенетики, патологии и др.) к африканским человекообразным обезьянам (горилле и особенно шимпанзе). Очень высока степень гомологии ДНК человека и шимпанзе — не менее 90% сходных генов. Однако в морфологич. отношении Ч. весьма отличается от человекообразных обезьян пропорциями конечностей (удлинение ног сравнительно с руками), S-образной формой позвоночника с отчётливыми шейным и поясничным изгибами, особым расположением и развитием нек-рых мышц и связок в связи с прямохождением, низкой расширенной формой таза, уплощением в переднезаднем направлении грудной клетки, сводчатой стопой с массивным и приведённым большим пальцем при нек-рой редукции остальных пальцев, наличием полного противопоставления большого пальца кисти, сильным развитием папиллярных узоров на пальцевых подушечках рук. Для Ч. характерны: абсолютно и относительно очень крупный головной мозг (в среднем по массе он в 3—4 раза превосходит мозг шимпанзе и горилл); прогрессивная дифференциация областей мозга, связанных, напр., с развитием членораздельной речи (лобная, нижнетеменная, височная доли); анатомич. особенности периферич. аппарата голосообразования (напр., наличие особого голосового мускула гортани); относит, увеличение мозгового отдела черепа и ослабление лицевого (в связи с прогрессивной редукцией челюстного аппарата и жевательной мускулатуры); редукция волосяного покрова и др. Линия эволюции Ч. характеризовалась прямохождением, постепенным совершенствованием руки как органа труда, усложнением мозга и прижизненно возникающих форм поведения. При этом морфологич. эволюция гоминид носила неравномерный, «мозаичный» характер. Так, наиб. рано сформировался комплекс признаков, связанных с прямохождением (не позднее 3 млн. лет, а возможно, и значительно раньше), тогда как объём мозга у этих древнейших гоминид был сравнительно невелик (менее 800 см3), а рука ещё во многом сохраняла обезьяньи черты. Вероятно, не было полного параллелизма и в темпах морфологич. и биохимич. эволюции. Согласно распространённой точке зрения, линия Ч. отделилась от общего с обезьянами ствола не ранее 10 и не позднее 6 млн. лет назад. Первые достоверные представители рода (Homo) появились ок. 2 млн. лет, а совр. Ч. (Н. sapiens) — не позднее 40 тыс. лет назад. Древнейшие следы трудовой деятельности датируются 2,5—2,8 млн. лет (орудия из Эфиопии).

Все совр. люди принадлежат к одному виду, в пределах к-рого выделяется неск. осн. рас. Спецификой индивидуального развития человека является удлинение периода детства при выраженном скачке скорости роста в связи с половым созреванием. Соотношение длительности детства с продолжительностью жизни у Ч. 1 : 5 против 1:6 — 1 : 13 у др. приматов. Половой диморфизм Ч. проявляется в общих размерах тела, пропорциях (относительно большая ширина таза у женщин, плеч — у мужчин), в развитии осн. компонентов тела (лучшее развитие подкожного жироотложения у женщин, мускулатуры и скелета у мужчин, отличия в размерах жировых клеток, диаметре мускульных волокон). Наряду с этим наблюдаются различия в нек-рых физиолого-биохимич. характеристиках (мн. гормоны, гемоглобины, силовые мышечные характеристики и др.).

Н. sapiens — широко, хотя и неравномерно расселённый по Земле (панойкуменный) вид, включающий многочисл. популяции, представители к-рых дают при смешении плодовитое потомство и обнаруживают значит, фенотипич. изменчивость, к-рая в определ. степени связана с морфофункц. адаптацией (наиб. отчётливые проявления последней наблюдаются в р-нах с экстремальными условиями среды — Арктика, экваториальные р-ны, высокогорья и др.). Биол. адаптация Ч. специфична, ибо состоит в сохранении не только его биологических, но и социальных функций и осуществляется при значительной (и всё возрастающей) роли социального фактора. Процесс эволюции гоминид сопровождался постепенным сужением действия естеств. отбора в силу возникновения и развития обществ, законов и создания новой, «искусственной» среды обитания. В ходе гоминизации происходило уменьшение плодовитости, удлинение периода детства, замедление полового созревания, возрастание длительности жизни одного поколения. Генотип Ч. обеспечивает возможность восприятия социальной программы, а полная реализация его биол. организации возможна лишь в условиях социальной среды. После появления Ч. совр. типа естеств. отбор прекратил свою видообразующую функцию; общественно-историч. развитие уже не определяется изменениями биол. свойств Ч. Но стабилизация физич. типа Ч. относительна: в пределах видового, «сапиентного» комплекса возможны разнонаправленные изменения морфофункц. характеристик, нередко принимающие форму «эпохальных сдвигов». Начиная с мезолита неоднократно происходили такие колебания в длине тела, массивности скелега, форме головы и др. Они могут выражаться и в изменениях темпов онтогенеза (см. акцелерация). У совр. человека несомненно влияние на эти процессы как биологических, так и социальных факторов в их сложном взаимодействии. Вопрос о возможности направленного воздействия Ч. на свой генофонд весьма сложен и не может решаться однозначно, он представляет не только научно-техническую, но и, в первую очередь, социально-этич. проблему.

Источник: Биологический энциклопедический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. человек — ЧЕЛОВ’ЕК, человека, в знач. мн. употр. люди (человеки — ·устар. и ·шутл., ·косв. человек, человекам и т.д. — только в сочетании с ·колич. словами), ·муж. Толковый словарь Ушакова
  2. Человек — Высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Ч. — предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. Большая советская энциклопедия
  3. человек — челове́к род. п. -а; диал. челэ̀к, дмитровск., чилэ̀к, обоянск.; укр. чоловíк "муж, супруг", блр. челове́к, др.-русск. человѣкъ, ст.-слав. чловѣкъ ἄνθρωπος, болг. члове́к, чове́к, челя́к, чиля́к, сербохорв. чо̀вjек, чо̏вjек, словен. člóvẹk, род. Этимологический словарь Макса Фасмера
  4. человек — ЧЕЛОВЕК, а, в знач. мн. употр. люди, ей (человеки устар. и шутл.; косв. п. человек, человеками и т. д. только в сочетании с количественными словами; зват. п. человече в обращении устар. и шутл.), м. Толковый словарь Ожегова
  5. ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК — общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса — антропогенеза... Большой энциклопедический словарь
  6. ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК. Слово čełovĕkъ (ср. čьlovĕkъ, človĕkъ) сопоставляется с литовск. kíltis и kiltís `род' (ср. kílti `подниматься', `возникать'; kélmas `ствол дерева') и vaikas `мальчик', `сын', лит. — жем. vaĩkis `слуга', др. прусск. wayklís `сын', waix `слуга'. Историко-этимологический словарь
  7. ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК — герой пьесы Л.Н.Андреева «Жизнь человека» (1907). «Бунтарь, стучащийся в железную дверь темницы жизни» — так определяет историк театра и литературы С.А.Венгеров сущность творчества Андреева. Энциклопедия литературных героев
  8. человек — • Дюжинный (Тургенев). • Неотесанный (Яковлев). • Отпетый (Маркевич). • Отшлифованный (А. Соколов). • Полированный (Мельн.-Печерский). • Прозаический (Тургенев). • Простыня-человек (Салтыков-Щедрин). • Холодный (Григорович). • Цельный (А. Толстой). Словарь литературных эпитетов
  9. человек — ЧЕЛОВЕК м. каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. Побудка (инстинкт) животного, соединенье низшей степени рассудка и воли, заменяет ему дары эти... Толковый словарь Даля
  10. Человек — (Homo sapiens) — Так как отдельные органы и части человеческого тела описаны под соответствующими названиями, то в настоящей статье мы будем говорить о Ч. только с точки зрения зоологической, т. е. относительно его отличия от ближайших к нему животных. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  11. человек — -а, мн. люди и (устар. и шутл.) человеки, м. (косвенные падежи мн. ч. человек, человекам, человеками, о человеках употр. только в сочетании с количественными словами). Малый академический словарь
  12. Человек — Особый род сущего, творец исторического развития, культуры, субъект социального творчества. Ч. — биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия... Словарь по культурологии
  13. ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК — англ. man/person; нем. Mensch. Высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно исторической деятельности и культуры. Ч. появился на Земле в итоге сложного и длительного исто-рико-эволюционного процесса. Социологический словарь
  14. ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК – существо, наиболее известное самому себе в своей эмпирической фактичности и наиболее трудно уловимое в своей сущности. Способ бытия человека во Вселенной столь уникален... Новая философская энциклопедия
  15. человек — человек I м. 1. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. || Носитель каких-либо качеств, свойств; личность (обычно с определением). Толковый словарь Ефремовой
  16. человек — ЧЕЛОВЕК -а; люди; (устар. и шутл.) человеки; м. (с колич. сл. только косв. мн.: человек, человекам, человеками, о человеках). 1. Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Толковый словарь Кузнецова
  17. ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК — фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения... Новейший философский словарь
  18. человек — Челове́к/. Морфемно-орфографический словарь
  19. человек — Челов’ек — творение Бога по Его Собственному образу и подобию (Быт.1:26 -27; Быт.2:7), мужчина (см.). Хотя человек во многом уступает Ангелам (2Пет.2:11), он не много умален пред ними (Пс.8:6). Библейский словарь Вихлянцева
  20. человек — Общеслав. Сложение (с помощью соединит. гласной о) *čel- и *věkъ, в котором первая часть имеет значение «член рода или семьи» (см. челядь), а вторая — «здоровье, сила» (см. век). Человек буквально — «член рода или семьи, исполненный силы» > «совершеннолетний». Этимологический словарь Шанского
  21. человек — • выдающийся ~ • настоящий ~ • подлинный ~ Словарь русской идиоматики
  22. Человек — (Быт 1:26-27, 2:7-23, Пс 8:5-9, Сир 17:1-12, Деян 17:25-28 и др.). Св. Писание дает полные и подробные сведения о человеке: о его происхождении и духовной его природе, о теле его и высоком совершенстве его органов. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  23. человек — орф. человек, -а Орфографический словарь Лопатина
  24. Человек — (Homo sapiens) высший представитель отряда приматов; общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью. Медицинская энциклопедия
  25. человек — Высшая ступень эволюции на Земле, общественное существо, сознание которого сформировалось на основе общественно-трудовой деятельности. Появился на Земле в результате длительной эволюции – антропогенеза. Биология. Современная энциклопедия
  26. человек — Это слово не имеет общепринятой этимологии. По одной из версий человек составлено из двух компонентов: чело и век; чело имело значение "верх", "высшее качество", а век – "сила" (см. увечить), что в сумме, вероятно, давало "обладающий полной силой", "взрослый". Этимологический словарь Крылова
  27. человек — Древнерусское – челов(ять)къ (существо человеческого рода; человек, как член общества; чей-либо слуга). Слово «человек» известно языку с древнерусского периода. Прилагательное «человечный» отмечается в словарях только с середины XIX в., впервые – у Даля. Этимологический словарь Семёнова
  28. человек — сущ., м., употр. наиб. часто (нет) кого? человека, кому? человеку, (вижу) кого? человека, кем? человеком, о ком? о человеке; мн. кто? люди, (нет) кого? человек и людей, кому? человекам и людям, (вижу) кого? людей, кем? человеками и людьми, о ком?... Толковый словарь Дмитриева
  29. Человек — I. В Библии Ч. рассматривается в единстве и целостности, хотя и в различных аспектах; он не мыслится «разделенным» на тело и душу (дух) как противостоящие друг другу «части». Ч. как целое является «душею живою» (Быт 2:7), а не «обладает» этой душой. Библейская энциклопедия Брокгауза
  30. человек — Все мы люди, все человеки или все мы человеки (разг.) — шутливая поговорка в извинение каких- н. слабостей или недостатков. ► Что делать, Анна Павловна, веемы человеки. Гончаров. Фразеологический словарь Волковой
  31. человек — Лицо, личность, муж, особа, персона, индивид (индивидуум), индивидуальность; смертный мн. ч.: люди, люд, народ, публика Обед на двенадцать персон (на двенадцать кувертов) Охотники – народ неразборчивый Ни одной души Человек, подай стакан вина!... Словарь синонимов Абрамова