Человек

I.

В Библии Ч. рассматривается в единстве и целостности, хотя и в различных аспектах; он не мыслится «разделенным» на тело и душу (дух) как противостоящие друг другу «части». Ч. как целое является «душею живою» (Быт 2:7), а не «обладает» этой душой. Про-тивоположность плоти и духа всегда понималась как противопоставление двух сущностей человека — плотской и духовной. И в этом случае Ч. также воспринимается как единое целое (Рим 8:5-9). Дух (см. Дух, Святой Дух), см. Душа и см. Тело — это разные «составляющие» человеч. существа, но не самостоят. его части. Наряду с ними Библия различает и четвертую составляющую — см. Сердце как средоточие сущности Ч. (Мк 12:30,33; Лк 10:27). Здесь имеется в виду истинная жизнь Ч., дарованная Богом Ч. как единому целому (2Кор 5:17; Еф 4:22-24; Кол 3:9,10).

II.

С т.зр. физической жизни, если не принимать во внимание духовных проявлений личности, Ч., по существу, не отличается от животного (как и животные, он создан «из праха земного», «из земли» — Быт 2:7,19; 6:17; Еккл 3:18-21). По своей тварной природе Ч. есть «прах и пепел» (Быт 18:27), «червь и моль» (Иов 25:6), он преходящ, подобно траве (Пс 102:14-16; 143:4; 1Пет 1:24). Все творения, будучи бессильны сами по себе, живут исключит. благодаря постоянно обновляющейся творч. милости Бога (Иов 34:14,15).

III:

1) способность к сознат. ОБЩЕНИЮ С БОГОМ — вот то, что отличает Ч. от животного (Быт 2:20). Оно выражается в восприятии слова Божьего, обращенного к Ч., и в послушании Ч. Богу (Быт 2:16,17; Иез 20:11; Мк 12:30; Ин 4:34). Всякое самовольное, независимое от Бога познание Ч. добра и зла разрушает его общение с Богом (Быт 2:17; Ин 5:30). Послушание может быть только следствием свободного волеизъявления; оно проявляется посредством человеч. «да», звучащего в ответ на Божий призыв (Притч 23:26). Это означает свободу выбора — повиноваться Богу или противиться Ему (см. Свобода, свободный, II,3), однако исключает со стороны Ч. возможность достичь цели своего призвания лишь собств. усилиями, вне и без Бога (Быт 3:1-6). Подлинное послушание обусловлено связью Ч. со Христом (Ин 15:4-7; Кол 1:27) и хождением в Св. Духе (Гал 5:16,25). При этом покорность Ч. становится необходимым условием для действия Божьего (2Кор 12:9,10). Смысл и цель общения между Богом и Ч. связаны с тем, что Ч. создан ПО ОБРАЗУ БОЖЬЕМУ (Быт 1:27; 1Кор 11:7). Это относится не только к Адаму, но распространяется на весь род человеч. (Быт 5:1,3). Запреты убивать и проклинать Ч. связаны именно с тем, что каждый Ч. создан по образу и подобию Божьему (Быт 9:6; Иак 3:9). При этом не имеется в виду ни внешнее сходство с Богом, ни духовно-душевное отличие Ч. от других живых существ; образ невидимого Бога как бы отражается в образе духовного устроения Ч. — «внутреннем человеке» (см. Ин 14:9; Кол 1:15). Как образ Божий, Ч. был предназначен владычествовать на земле (Быт 1:26; Пс 8:6-9; ср. Сир 17:1-13), представляя среди остальных созданий власть Божью над миром, свидет-вуя о ней и осуществляя ее в качестве «наместника», с истинной праведностью и святостью (Еф 4:24). В этом смысле Ч. обладает отчасти той славой и честью (Пс 8:6), к-рые принадлежат лишь Богу (Ис 42:8; ср. связь между славой, подобающей Христу, и Его свойством быть образом Божьим — 2Кор 4:4; Евр 1:3). (см. Адам (I,1) см. Образ Божий.) У народов Древнего Востока почитание изображений царей основывалось на сходных представлениях. В Вавилоне царь рассматривался своими подданными как образ бога Мардука;

2) отпав от Бога, Ч. заменил служение славе Божьей идолослужением, почитанием безжизненных форм (изображений), а также преклонением перед Ч. и силой животных (Рим 1:23). Из-за греха образ Божий в Ч. исказился и помрачился, хотя и не уничтожился вовсе; его отблеск еще сохраняется в Ч., поскольку тот признает Господа законным Владыкой, хотя и пребывает в состоянии противления и отпадения от Него. Но Ч. и все человеческое находится теперь в противостоянии Богу и потому подлежит Его суду. Все люди лживы, и все согрешили (Рим 3:4; 5:12), поэтому Христос предостерегает Своих учеников: «Остерегайтесь же людей» (Мф 10:17). Все свои усилия вести праведную жизнь Ч. основывает на предписаниях, заповедях и учениях человеч. (Ис 29:13; Ос 5:11; Мк 7:8; Кол 2:8,22). Но истинная свобода Ч. имеет небесное, а не человеч. происхождение (Гал 1:11). Если Павел иногда и говорит «по человеческому рассуждению», то исключит. для того, чтобы быть лучше понятым (Рим 3:5; 1Кор 9:8);

3) путь к обновлению подобия Божьего в Ч., к пробуждению в нем новых творческих сил лежит через покаяние и спасение Ч., после чего он становится новым творением во Христе (Рим 8:29; 2Кор 3:18; Еф 4:24; Кол 3:10). Так возникает новый Ч., к-рый, в противоположность ветхому, грешному Ч. (Рим 6:6), вновь создается по образу Божьему (см. Возрождение). Выражения «внешний человек» и «внутренний человек» обозначают соотв. плотскую сторону Ч. и Ч., обратившегося к Богу (2Кор 4:16). О выражении «человек греха» (2Фес 2:3) см. Антихрист, а также см. Адам см. Муж см. Женщина.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Человек — Высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Ч. — предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. Большая советская энциклопедия
  2. человек — -а, мн. люди и (устар. и шутл.) человеки, м. (косвенные падежи мн. ч. человек, человекам, человеками, о человеках употр. только в сочетании с количественными словами). Малый академический словарь
  3. ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК – существо, наиболее известное самому себе в своей эмпирической фактичности и наиболее трудно уловимое в своей сущности. Способ бытия человека во Вселенной столь уникален... Новая философская энциклопедия
  4. ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК — англ. man/person; нем. Mensch. Высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно исторической деятельности и культуры. Ч. появился на Земле в итоге сложного и длительного исто-рико-эволюционного процесса. Социологический словарь
  5. человек — орф. человек, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. человек — Челове́к/. Морфемно-орфографический словарь
  7. человек — Древнерусское – челов(ять)къ (существо человеческого рода; человек, как член общества; чей-либо слуга). Слово «человек» известно языку с древнерусского периода. Прилагательное «человечный» отмечается в словарях только с середины XIX в., впервые – у Даля. Этимологический словарь Семёнова
  8. человек — Все мы люди, все человеки или все мы человеки (разг.) — шутливая поговорка в извинение каких- н. слабостей или недостатков. ► Что делать, Анна Павловна, веемы человеки. Гончаров. Фразеологический словарь Волковой
  9. человек — • выдающийся ~ • настоящий ~ • подлинный ~ Словарь русской идиоматики
  10. Человек — (Быт 1:26-27, 2:7-23, Пс 8:5-9, Сир 17:1-12, Деян 17:25-28 и др.). Св. Писание дает полные и подробные сведения о человеке: о его происхождении и духовной его природе, о теле его и высоком совершенстве его органов. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  11. ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК. Слово čełovĕkъ (ср. čьlovĕkъ, človĕkъ) сопоставляется с литовск. kíltis и kiltís `род' (ср. kílti `подниматься', `возникать'; kélmas `ствол дерева') и vaikas `мальчик', `сын', лит. — жем. vaĩkis `слуга', др. прусск. wayklís `сын', waix `слуга'. Историко-этимологический словарь
  12. человек — Лицо, личность, муж, особа, персона, индивид (индивидуум), индивидуальность; смертный мн. ч.: люди, люд, народ, публика Обед на двенадцать персон (на двенадцать кувертов) Охотники – народ неразборчивый Ни одной души Человек, подай стакан вина!... Словарь синонимов Абрамова
  13. человек — Челов’ек — творение Бога по Его Собственному образу и подобию (Быт.1:26 -27; Быт.2:7), мужчина (см.). Хотя человек во многом уступает Ангелам (2Пет.2:11), он не много умален пред ними (Пс.8:6). Библейский словарь Вихлянцева
  14. человек — сущ., м., употр. наиб. часто (нет) кого? человека, кому? человеку, (вижу) кого? человека, кем? человеком, о ком? о человеке; мн. кто? люди, (нет) кого? человек и людей, кому? человекам и людям, (вижу) кого? людей, кем? человеками и людьми, о ком?... Толковый словарь Дмитриева
  15. человек — Общеслав. Сложение (с помощью соединит. гласной о) *čel- и *věkъ, в котором первая часть имеет значение «член рода или семьи» (см. челядь), а вторая — «здоровье, сила» (см. век). Человек буквально — «член рода или семьи, исполненный силы» > «совершеннолетний». Этимологический словарь Шанского
  16. Человек — (Homo sapiens) высший представитель отряда приматов; общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью. Медицинская энциклопедия
  17. человек — Высшая ступень эволюции на Земле, общественное существо, сознание которого сформировалось на основе общественно-трудовой деятельности. Появился на Земле в результате длительной эволюции – антропогенеза. Биология. Современная энциклопедия
  18. человек — Общественное существо, отличит, чертой к-рого является сознание, сформировавшееся на основе общественно-трудовой деятельности. Ч. появился на Земле в итоге сложного и длит, процесса историко-эволюц. развития (см. антропогенез). В зоол. Биологический энциклопедический словарь
  19. ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК — герой пьесы Л.Н.Андреева «Жизнь человека» (1907). «Бунтарь, стучащийся в железную дверь темницы жизни» — так определяет историк театра и литературы С.А.Венгеров сущность творчества Андреева. Энциклопедия литературных героев
  20. человек — • Дюжинный (Тургенев). • Неотесанный (Яковлев). • Отпетый (Маркевич). • Отшлифованный (А. Соколов). • Полированный (Мельн.-Печерский). • Прозаический (Тургенев). • Простыня-человек (Салтыков-Щедрин). • Холодный (Григорович). • Цельный (А. Толстой). Словарь литературных эпитетов
  21. ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК — фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения... Новейший философский словарь
  22. человек — ЧЕЛОВЕК -а; люди; (устар. и шутл.) человеки; м. (с колич. сл. только косв. мн.: человек, человекам, человеками, о человеках). 1. Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Толковый словарь Кузнецова
  23. человек — Это слово не имеет общепринятой этимологии. По одной из версий человек составлено из двух компонентов: чело и век; чело имело значение "верх", "высшее качество", а век – "сила" (см. увечить), что в сумме, вероятно, давало "обладающий полной силой", "взрослый". Этимологический словарь Крылова
  24. человек — ЧЕЛОВЕК м. каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. Побудка (инстинкт) животного, соединенье низшей степени рассудка и воли, заменяет ему дары эти... Толковый словарь Даля
  25. Человек — (Homo sapiens) — Так как отдельные органы и части человеческого тела описаны под соответствующими названиями, то в настоящей статье мы будем говорить о Ч. только с точки зрения зоологической, т. е. относительно его отличия от ближайших к нему животных. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  26. Человек — Особый род сущего, творец исторического развития, культуры, субъект социального творчества. Ч. — биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия... Словарь по культурологии
  27. ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК — общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса — антропогенеза... Большой энциклопедический словарь
  28. человек — человек I м. 1. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. || Носитель каких-либо качеств, свойств; личность (обычно с определением). Толковый словарь Ефремовой
  29. человек — челове́к род. п. -а; диал. челэ̀к, дмитровск., чилэ̀к, обоянск.; укр. чоловíк "муж, супруг", блр. челове́к, др.-русск. человѣкъ, ст.-слав. чловѣкъ ἄνθρωπος, болг. члове́к, чове́к, челя́к, чиля́к, сербохорв. чо̀вjек, чо̏вjек, словен. člóvẹk, род. Этимологический словарь Макса Фасмера
  30. человек — ЧЕЛОВ’ЕК, человека, в знач. мн. употр. люди (человеки — ·устар. и ·шутл., ·косв. человек, человекам и т.д. — только в сочетании с ·колич. словами), ·муж. Толковый словарь Ушакова
  31. человек — ЧЕЛОВЕК, а, в знач. мн. употр. люди, ей (человеки устар. и шутл.; косв. п. человек, человеками и т. д. только в сочетании с количественными словами; зват. п. человече в обращении устар. и шутл.), м. Толковый словарь Ожегова