Человек

(Быт 1:26-27, 2:7-23, Пс 8:5-9, Сир 17:1-12, Деян 17:25-28 и др.). Св. Писание дает полные и подробные сведения о человеке: о его происхождении и духовной его природе, о теле его и высоком совершенстве его органов. В теле человека сосредоточено все, что есть лучшего и совершеннейшего в составе видимого мира, так что оно поистине есть малый мир в великом мире Божием. Но тело с его органами составляет только внешнюю видимую сторону состава человеческого, невидимую же и духовную сторону составляет душа, существо совершенно отличное от тела, возвышающееся над ним и над всею видимою природою своими особенными совершенствами и преимуществами. 1) Она создана по образу и подобию Божию, есть дыхание Божие, и отражает в себе совершенства Божественные (Быт 1:27, 2:7, Прем.Солом 2:23, Иак 3:9). Сюда относятся в особенности совершенства и преимущества первобытного ее состояния: правота ума, чистота сердца, непорочность и святость воли и блаженное бессмертие (Ек 7:29, Прем.Солом 2:23). 2) Созданная по образу Божию, душа есть существо невещественное, духовное, и потому называется духом в противоположность телу и всему вещественному. 3) Будучи духовна, она одарена различными силами и способностями, в которых проявляет свою духовную деятельность: она имеет способность познавательную, имеет чувство, рассудок и ум, посредством коих может не только непосредственно ощущать и воспринимать предметы видимого мира, представлять, памятовать и воспроизводить представления, но и сознавать, понимать, исследовать, умозаключать и, наконец, возноситься к высшим созерцаниям, к познанию мира сверхчувственного, к познанию самого Творца и Промыслителя мира и человеков (Сир 17:5-6, Прем. Солом. 7:17-21, Рим 1:19-20). Душа имеет совесть, которая внушает нам что должно делать и чего избегать, производит над делами нашими свой суд и определение, или одобряет нас, исполняя радостью сердце наше, или осуждает, поражая нас стыдом, раскаянием и страхом (Рим 2:15, 1 Кор 4:4, 2 Кор 1:12, Евр 13:18, Деян 23:1). Она имеет чувство или сердце — способность ощущать приятность или неприятность разных впечатлений, перемен и состояний в ней происходящих, ощущать истинное, прекрасное и доброе в творении Божием, в нравственной жизни и деятельности человеческой, и сочувствовать всему доброму и прекрасному, наконец, возноситься благоговейными чувствованиями к источнику всякого истинного блага — Богу, и в Нем и в соединении с Ним находить высочайшее свое благо и блаженство (Ин 16:20-22, Лк 6:45). Она имеет желательную способность — волю и свободу воли, может свободно успевать в добродетели и восходить от совершенства к совершенству (Сир 15:14-17, Быт 2:16,17, 3:2-6, Мф 19:17, 23:37, Вт 30:19, Ис Нав. 24:15-24, Ис 1:19-20). Одаренная такими силами, душа наша имеет самое высокое призвание и назначение. Созданная по образу Божию она должна уподобляться в своих совершенствах своему Первообразу (Лев 19:2, 1 Пет 1:15, Мф 5:48, Ефес. 4:13), главною целью своего совершенствования и всей своей деятельности поставлять славу Божию (Сир 17:7,8, Мф 5:16, 1 Пет 4:11) и, наконец, в соединении с Богом должна полагать верх своего счастья, своей славы и блаженства, о чем сам Господь молился небесному Отцу Своему пред Своими страданиями (Ин 17:21-26, Мф 13:43). С падением в Раю человек лишился первобытного своего совершенства и блаженного своего жилища; силы души его утратили первобытную чистоту и получили превратное направление. Но следы образа Божия в них остались: душа удержала свою духовность и часть своего свободного произволения (Быт 9:6, Рим 7:18); остался ум и закон его — стремление к истине и желание добра (Рим 1:20, 2:14-15), и осталась совесть, одобряющая закон (Рим 7:16) и осуждающая за преступление его (Рим 2:15). Но при всем этом падение человека было так глубоко, что оставленный сам себе, он никогда бы не мог выйти из сего состояния, оставаясь чадом гнева и проклятия, если бы Господь по беспредельной Своей благости и милосердию не даровал нам высшего средства для нашего спасения в единородном Сыне Своем, Господе нашем Иисусе Христе. Взысканные таким образом, благостью Создателя, мы не оставлены в нашем падении, снова призваны к жизни, искуплены от греха, обновлены, возрождены, освящены (Иез 33:11, 1 Ин 2:2, Рим 5:17-19, Еф. 1:4,2:4-7, 1 Тим 2:4-6 и др.).

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Человек — Высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Ч. — предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. Большая советская энциклопедия
  2. человек — -а, мн. люди и (устар. и шутл.) человеки, м. (косвенные падежи мн. ч. человек, человекам, человеками, о человеках употр. только в сочетании с количественными словами). Малый академический словарь
  3. ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК – существо, наиболее известное самому себе в своей эмпирической фактичности и наиболее трудно уловимое в своей сущности. Способ бытия человека во Вселенной столь уникален... Новая философская энциклопедия
  4. ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК — англ. man/person; нем. Mensch. Высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно исторической деятельности и культуры. Ч. появился на Земле в итоге сложного и длительного исто-рико-эволюционного процесса. Социологический словарь
  5. человек — орф. человек, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. человек — Челове́к/. Морфемно-орфографический словарь
  7. человек — Древнерусское – челов(ять)къ (существо человеческого рода; человек, как член общества; чей-либо слуга). Слово «человек» известно языку с древнерусского периода. Прилагательное «человечный» отмечается в словарях только с середины XIX в., впервые – у Даля. Этимологический словарь Семёнова
  8. человек — Все мы люди, все человеки или все мы человеки (разг.) — шутливая поговорка в извинение каких- н. слабостей или недостатков. ► Что делать, Анна Павловна, веемы человеки. Гончаров. Фразеологический словарь Волковой
  9. человек — • выдающийся ~ • настоящий ~ • подлинный ~ Словарь русской идиоматики
  10. Человек — I. В Библии Ч. рассматривается в единстве и целостности, хотя и в различных аспектах; он не мыслится «разделенным» на тело и душу (дух) как противостоящие друг другу «части». Ч. как целое является «душею живою» (Быт 2:7), а не «обладает» этой душой. Библейская энциклопедия Брокгауза
  11. ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК. Слово čełovĕkъ (ср. čьlovĕkъ, človĕkъ) сопоставляется с литовск. kíltis и kiltís `род' (ср. kílti `подниматься', `возникать'; kélmas `ствол дерева') и vaikas `мальчик', `сын', лит. — жем. vaĩkis `слуга', др. прусск. wayklís `сын', waix `слуга'. Историко-этимологический словарь
  12. человек — Лицо, личность, муж, особа, персона, индивид (индивидуум), индивидуальность; смертный мн. ч.: люди, люд, народ, публика Обед на двенадцать персон (на двенадцать кувертов) Охотники – народ неразборчивый Ни одной души Человек, подай стакан вина!... Словарь синонимов Абрамова
  13. человек — Челов’ек — творение Бога по Его Собственному образу и подобию (Быт.1:26 -27; Быт.2:7), мужчина (см.). Хотя человек во многом уступает Ангелам (2Пет.2:11), он не много умален пред ними (Пс.8:6). Библейский словарь Вихлянцева
  14. человек — сущ., м., употр. наиб. часто (нет) кого? человека, кому? человеку, (вижу) кого? человека, кем? человеком, о ком? о человеке; мн. кто? люди, (нет) кого? человек и людей, кому? человекам и людям, (вижу) кого? людей, кем? человеками и людьми, о ком?... Толковый словарь Дмитриева
  15. человек — Общеслав. Сложение (с помощью соединит. гласной о) *čel- и *věkъ, в котором первая часть имеет значение «член рода или семьи» (см. челядь), а вторая — «здоровье, сила» (см. век). Человек буквально — «член рода или семьи, исполненный силы» > «совершеннолетний». Этимологический словарь Шанского
  16. Человек — (Homo sapiens) высший представитель отряда приматов; общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью. Медицинская энциклопедия
  17. человек — Высшая ступень эволюции на Земле, общественное существо, сознание которого сформировалось на основе общественно-трудовой деятельности. Появился на Земле в результате длительной эволюции – антропогенеза. Биология. Современная энциклопедия
  18. человек — Общественное существо, отличит, чертой к-рого является сознание, сформировавшееся на основе общественно-трудовой деятельности. Ч. появился на Земле в итоге сложного и длит, процесса историко-эволюц. развития (см. антропогенез). В зоол. Биологический энциклопедический словарь
  19. ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК — герой пьесы Л.Н.Андреева «Жизнь человека» (1907). «Бунтарь, стучащийся в железную дверь темницы жизни» — так определяет историк театра и литературы С.А.Венгеров сущность творчества Андреева. Энциклопедия литературных героев
  20. человек — • Дюжинный (Тургенев). • Неотесанный (Яковлев). • Отпетый (Маркевич). • Отшлифованный (А. Соколов). • Полированный (Мельн.-Печерский). • Прозаический (Тургенев). • Простыня-человек (Салтыков-Щедрин). • Холодный (Григорович). • Цельный (А. Толстой). Словарь литературных эпитетов
  21. ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК — фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения... Новейший философский словарь
  22. человек — ЧЕЛОВЕК -а; люди; (устар. и шутл.) человеки; м. (с колич. сл. только косв. мн.: человек, человекам, человеками, о человеках). 1. Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Толковый словарь Кузнецова
  23. человек — Это слово не имеет общепринятой этимологии. По одной из версий человек составлено из двух компонентов: чело и век; чело имело значение "верх", "высшее качество", а век – "сила" (см. увечить), что в сумме, вероятно, давало "обладающий полной силой", "взрослый". Этимологический словарь Крылова
  24. человек — ЧЕЛОВЕК м. каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. Побудка (инстинкт) животного, соединенье низшей степени рассудка и воли, заменяет ему дары эти... Толковый словарь Даля
  25. Человек — (Homo sapiens) — Так как отдельные органы и части человеческого тела описаны под соответствующими названиями, то в настоящей статье мы будем говорить о Ч. только с точки зрения зоологической, т. е. относительно его отличия от ближайших к нему животных. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  26. Человек — Особый род сущего, творец исторического развития, культуры, субъект социального творчества. Ч. — биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия... Словарь по культурологии
  27. ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК — общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса — антропогенеза... Большой энциклопедический словарь
  28. человек — человек I м. 1. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. || Носитель каких-либо качеств, свойств; личность (обычно с определением). Толковый словарь Ефремовой
  29. человек — челове́к род. п. -а; диал. челэ̀к, дмитровск., чилэ̀к, обоянск.; укр. чоловíк "муж, супруг", блр. челове́к, др.-русск. человѣкъ, ст.-слав. чловѣкъ ἄνθρωπος, болг. члове́к, чове́к, челя́к, чиля́к, сербохорв. чо̀вjек, чо̏вjек, словен. člóvẹk, род. Этимологический словарь Макса Фасмера
  30. человек — ЧЕЛОВ’ЕК, человека, в знач. мн. употр. люди (человеки — ·устар. и ·шутл., ·косв. человек, человекам и т.д. — только в сочетании с ·колич. словами), ·муж. Толковый словарь Ушакова
  31. человек — ЧЕЛОВЕК, а, в знач. мн. употр. люди, ей (человеки устар. и шутл.; косв. п. человек, человеками и т. д. только в сочетании с количественными словами; зват. п. человече в обращении устар. и шутл.), м. Толковый словарь Ожегова