скиния

Ск’иния (от греч. «скене» — шатер) — походный храм израильского народа, построенный Моисеем у горы Синай по образцу, который был показан ему на горе (Исх.25:9 ,40; Исх.26:30 ; Исх.27:8). В 1Цар.1:9 ; 1Цар.3:3 она так и названа храмом, а в других местах — домом Господним (1Цар.1:24 ; 1Цар.3:15). Скиния была местом поклонения и встречи человека с Богом.

В узком смысле скинией является то покрывало из десяти отдельных полотен крученого виссона, голубой, пурпуровой и червленой шерсти с искусно вышитыми на них херувимами, которое первым натягивалось на остов из брусьев (Исх.26:1 -6, ·срн. ·ст. 7 и Чис.4:25). Это первое покрывало (собственно скиния), покрывалось вторым — из козьей шерсти (Исх.26:7 -13; Исх.36:14 -18), затем еще двумя покрывалами из кож бараньих красных и из кож синих (козлиных или еще каких-то, в оригинале не ясно) (Исх.26:24 ; Исх.36:19). Опорой для них служили брусья, образующие стены скинии (Исх.26:15 -25; Исх.36:20 -30). Каждый из этих брусьев был шириной 0,75 м и высотой 5 м и если они устанавливались вплотную один к другому то скиния в плане имела размеры 15 x 6 м. Можно предположить и другое. Если первое покрывало, которое было общим размером 20 x 14 м натягивалось своим периметром на вертикально стоящие брусья, тогда скиния должна была быть в плане размером также 20 x 14 м и это соответствовало бы Исх.26:12 -13, ибо второе покрывало из козьей шерсти было общим размером 22 x 15 м (то есть на метр шире и на два метра длиннее первого). Но это маловероятно, ибо все четыре покрова скинии при таких размерах имели бы большое провисание, а кроме того, между брусьями стен были бы просветы. Таким образом, следует предположить первое, а Исх.26:12 -13 следует понимать как указание о разнице в размерах двух первых покрывал.

Все брусья были покрыты золотом (·Исх.26). Каждый брус (весом около 360 кг) устанавливался на двух массивных подножиях из серебра весом по 36 кг каждое и между собой брусья соединялись шестами, вкладываемыми в специальные кольца (Исх.26:26 -29; Исх.36:31 -34). Они же, по-видимому, поддерживали и покровы. Спереди, кроме свешивающихся покрывал, скиния имела еще завесу, укрепленную на пяти столбах (Исх.26:36 -37; Исх.36:37 -38). Внутри скинии, как впоследствии и в храме, на расстоянии 2/3 общей глубины помещения от входа была вторая завеса, повешенная на четырех столбах (Исх.26:31 -32; Исх.36:35 -36). Первое помещение называлось святое и в нем устанавливались: справа от входа стол для хлебов предложения, слева — светильник, прямо перед завесой — жертвенник для курений (Исх.26:35). Помещение за завесой называлось Святое-святых и там помещался только один ковчег (Исх.26:33 -34). Скиния устанавливалась прямо на землю, но сама она была внутри чрезвычайно богато украшена: все брусья, скрепляющие их шесты и столбы завес были обложены золотом; жертвенник курений и стол для хлебов предложения были красиво украшены золотом, а светильник чеканной работы был целиком сделан из золота; завесы и внутреннее покрывало (собственно скиния) были сотканы искусной работой и на них были вышиты изображения херувимов.

Во святое могли входить только священники, во Святое-святых — только первосвященник один раз в год. Там, над херувимами очистилища Господь являлся Моисею и говорил с ним (Исх.25:22).

Все, связанное со скинией, имело великое значение. Она была не просто местом для богослужения еврейского народа, она являлась таинственным прообразом грядущего в мир Мессии — Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа и не только в своих главных чертах, но во всех мельчайших деталях.

Скинию окружал двор, который образовывали завесы из белой ткани, повешенные на столбах высотой 2,5 м. Размер двора был 50 м в длину и 25 м в ширину (Исх.27:9 -19; Исх.38:9 -17). Скиния размещалась в глубине двора. Перед ней устанавливалась умывальная чаша (Исх.30:18 -21; Исх.38:8), а между ней и воротами двора — жертвенник всесожжений (Исх.27:1 -8; Исх.38:1 -7). Скиния и двор ориентировались своими открывающимися завесами в сторону востока.

Вся работа по устройству скинии была совершена в течение 10 месяцев и скиния впервые была установлена у горы Синай ровно через год после выхода евреев из Египта (Исх.19:1 ; Исх.40:17).

В Исх.33:7 скинией собрания назван личный шатер Моисея, у которого он судил народ (·срн. Исх.18:7 ,12-16). В последующих стихах (·ст. 8 и далее) говорится снова о скинии для богослужения. Но в какое-то время скиния, видимо, находилась также и вне стана (·срн. Чис.11:24 -27,30). В Исх.38:21 ; Чис.1:50 ,53; Чис.9:15 ; Чис.10:11 она называется скинией откровения.

На устройство скинии и двора было истрачено: 1053 кг золота (Исх.38:24), 3621 кг серебра (Исх.38:25) и 2549 кг меди (Исх.38:29 -31) — всего 7223 кг металлов. 48 брусьев и 69 столбов весили около 25600 кг. Ткани на завесы двора пошло 350 м2, на покрывало скинии первое — 280 м2, на второе (шерстяное) — 330 м2 и на три завесы — 85 м2 ткани из крученой шерсти. На два кожаных покрывала пошло около 700 м2 кожи. Общий вес всех покрывал и завес равнялся, по-видимому, около 1600 кг. Таким образом, вес всех элементов скинии и двора составлял более 32 т (что в среднем составляло по 4 кг на каждого левита — см. далее).

Каждый раз, когда стан отправлялся в путь, скиния разбиралась и шла в строго определенном порядке вместе со своим народом. Ковчег, стол для хлебов предложения, светильник, жертвенник для курений, жертвенник для всесожжений, а также завесу Святого-святых и служебные сосуды переносили на своих плечах левиты из рода Каафа (Чис.3:31 -32; Чис.4:4 -20). Их было исчислено у Синая 2750 человек старше 30 лет и они при остановке стана располагались с южной стороны скинии.

Скиния и ее покрывала, две завесы и завесы двора со всеми веревками и кольями перевозили на повозках левиты из рода Гирсона, которых было исчислено 2630 человек (Чис.3:25 -26; Чис.4:24 -28). Они при остановке располагались с западной стороны скинии.

Самые тяжелые и громоздкие вещи — брусья, столбы, шесты и подножия перевозили на повозках левиты из сынов Мерари, которых было 3200 (Чис.3:36 -37; Чис.4:31 -33). Они располагались у скинии с северной стороны.

С восточной стороны скинии напротив входа в нее располагались Моисей, Аарон и его сыновья — священники (Чис.3:6 -10,38).

От горы Синай скиния проделала путь через все пустыни вместе с израильским народом и была перенесена через Иордан у Иерихона и установлена впервые на Ханаанской земле в Галгале (Нав.4:19), затем она была перенесена в Силом, где оставалась около 400 лет (Нав.18:1 ; Нав.19:51 ; Суд.18:31 ; 1Цар.1:3), затем оказалась в Номве (во времена Саула) (1Цар.21:1 -6) и в Гаваоне (1Пар.21:29 ; 2Пар.1:3 -5). После разрушения храма Навуходоносором она, по-видимому, была возобновлена в Массифе (см. Массифа,в).

Царь Давид, перенеся ковчег из Кириафиарима в Иерусалим, устроил там для него новую скинию (оставив старую на месте) (2Цар.6:17 ; 2Цар.7:2 ; 2Цар.12:20 ; 3Цар.1:39 ; 3Цар.2:28 ; 1Пар.15:1 ; 1Пар.16:1 ; 2Пар.1:4). Как видно из 1Пар.16:1 ,4,39-40 богослужения при Давиде происходили одновременно в двух скиниях. Позже Соломон при перенесении ковчега в храм также перенес в храм и новую скинию (3Цар.8:1 -4,6; 2Пар.5:1 -5,7), но дальнейшая судьба этой скинии и той, которая осталась в Гаваоне, не известна. (см. Гаваон, жертвенник, жертвенник для курений , завеса, ковчег, Массифа,в, светильник, святилище, святое, Святое-святых , Силом, стан, умывальник, хлебы предложения , храм)

Источник: Полный и подробный словарь к русской канонической Библии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. скиния — орф. скиния, -и Орфографический словарь Лопатина
  2. Скиния — Скиния (евр. мишкан, откуда греч. скенэ — «обитель»). I. ОБЪЕКТ И НАЗВАНИЕ 1) С. — это переносное святилище, в к-ром со времени дарования израильтянам Закона при горе Синай обитал Господь (Исх 25:8). Ее другие названия: жилище (Исх 26:1, в Синод. пер. Библейская энциклопедия Брокгауза
  3. скиния — Палатка, шатер, сень, куща. Краткий церковнославянский словарь
  4. Скиния — (Исх 25:9) — собственно означает подвижной шатер, переносную палатку, кущу. В этом смысле слово сие употребляется в Чис 24:5, Иов 11:14, 22:23, Мф 17:4, но вообще в Свящ. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  5. скиния — Еврейская — (собств.) куща, сень, шалаш (походная церковь израильтян, до Иерусалимского храма) Ср. Tante Grillade ввела Шерамура в свою arrière boutique, что составляет своего рода "святая святых" еврейской скинии... Фразеологический словарь Михельсона
  6. Скиния — 1. Палатка. 2. Шатёр (1). (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  7. скиния — СК’ИНИЯ, скинии, ·жен. (·греч. skene — шатер) (церк.). По библейскому сказанию — переносный храм в шатре, который был у древних евреев до постройки храма в Иерусалиме. Толковый словарь Ушакова
  8. скиния — СКИНИЯ ж. греч. куща, сень, шатер; || походная церковь израильтян, до иерусалимского храма. Скиния глаголемая святая святых, Евр. Сканопигия, праздник иудеев, в память странствия их в пустыне, праздник кущ, или кущи, искажен. кучки. Толковый словарь Даля
  9. скиния — Скинии, ж. [греч. skene – шатер] (церк.). По библейскому сказанию – переносный храм в шатре, к-рый был у древних евреев до постройки храма в Иерусалиме. Большой словарь иностранных слов
  10. скиния — скиния ж. 1. Походный переносный храм, который — по библейскому сказанию — был у древних евреев до постройки храма в Иерусалиме. 2. устар. Священное место. Толковый словарь Ефремовой
  11. Скиния — (евр. "шалаш", "куща", палатка", Σκηνή) — так называется место общественного богослужения евреев, походный храм еврейский, построенный по образцу, показанному Богом Моисею на горе Синае (Исх. XX V, 8—9, 40). Она называется... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона