Скиния

Скиния (евр. мишкан, откуда греч. скенэ — «обитель»).

I. ОБЪЕКТ И НАЗВАНИЕ

1) С. — это переносное святилище, в к-ром со времени дарования израильтянам Закона при горе Синай обитал Господь (Исх 25:8). Ее другие названия: жилище (Исх 26:1, в Синод. пер. — «скиния»), жилище или шатер Закона (Исх 38:21; Чис 9:15, в Синод. пер. — «скиния откровения») и дом Господа (Исх 34:26). Наиб. употребительное ее название «скиния собрания» (Исх 40:34 и след.) дословно означает «шатер собрания», т.е. место откровения Господа, о к-ром Он говорит: «Где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою (c Моисеем)» (Исх 29:42);

2) от этой С. следует отличать другую С. собрания (Исх 33:7-11), т.е. временный шатер, к-рый Моисей поставил за пределами стана на период между поклонением израильтян золотому тельцу и возведением истинной С. собрания. Известно, что здесь Господь тоже открывался израильтянам, но ничего не говорится о том, что в этой С. совершались жертвоприношения и богослужения.

II. ПОВЕЛЕНИЕ ОБ ИЗГОТОВЛЕНИИ СКИНИИ И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ

1) Повеление соорудить святилище Моисей получил от Господа, Который показал ему на горе «образ» С. (Исх 25:40; Деян 7:44; Евр 8:5). Необходимый материал был собран посредством податей (см. Подати I), т.е. налогообложение исчисленных лиц (Исх 38:25 и след.), и благодаря добровольным приношениям (см. Жертва) народа (Исх 35:4-29). Израильтяне приносили так много пожертвований, что Моисей распорядился прекратить приношения (Исх 36:5 и след.). Для изготовления С. Господь призвал и одарил необходимым мастерством Веселиила из колена Иуды и Аголиава из колена Дана, к-рые руководили работами и учили прочих работников (Исх 31:1-11; 35:30-35; 36:8);

2) спустя прим. полгода С. и необходимая утварь были изготовлены и доставлены Моисею (Исх 39:32-43), к-рый установил С. первого числа первого месяца второго года после исхода из Египта (Исх 40:17). В течение семи дней происходило освящение С., жертвенника и священников (Исх 29:37; Лев 8:33,35), а на восьмой день Аарон принес свою первую жертву, и слава Господня наполнила С. (Исх 40:34 и след.; Лев 9:1,23 и след.). Затем начальники Израилевы в течение 12 дней делали свои приношения в жертву освящения (Чис 7).

III. ОПИСАНИЕ

1) описание С., ее утвари и одеяний священников дается в Библии дважды: в изложении повеления Господа (Исх 25-30) и в сообщении о сооружении С. (Исх 36-39). Указания Господа начинаются с самого главного и сокровенного, с ковчега завета (см. Ковчег завета) и с его крышки, служащей образом престола благодати (см. Престол) (Исх 25:10-22; Евр 4:16); затем следует описание различных деталей С. Ковчег завета стоял в Святом Святых, в самой сокровенной части С., находившейся на зап. стороне, к к-рой с востока примыкало Святое (святилище, внутренность самой С.); то и другое вместе и составляло собственно С., окруженную двором. Святое Святых представляло собой помещение в виде куба со стороной в 10 локтей (по 52,5 см; см. Меры длины, площади, объема и веса, I,1), помещение Святого было вдвое длиннее, но той же ширины и высоты. В Святом у сев. стороны стоял обложенный золотом стол для хлебов предложения, на юж. — см. Светильник (менора), на зап., перед завесой, украшенной вышитыми изображениями херувимов (см. Херувимы), — см. Жертвенник курения (ср. 3Цар 6:22; Евр 9:3 и след.);

2) на каждой из двух продольных сторон С. имелось по 20 обложенных золотом брусьев из дерева см. Ситтим (1); каждый брус был 10 локтей выс. и полтора локтя шир. (Исх 36:20 и след.). Эти брусья скреплялись вместе посредством пяти шестов, к-рые продевались сквозь кольца (ст. 31 и след.). На нижнем конце каждого бруса было по два шипа, к-рые укреплялись в двух серебряных подножиях, весом прим. по 35 кг. на зап. стороне С. устанавливалось шесть таких же брусьев и два особых угловых бруса. Ряд из пяти столбов с четырехцветной завесой отделял С. от двора, четыре столба внутри С. с соотв. завесой отделяли Святое Святых от Святого (Исх 36:35-38). В ткани завес основа, вероятно, состояла из крученого виссона (льна), в то время как для утка использовались нити из голубой, пурпуровой и червленой шерсти. Сверху С. покрывалась двумя ткаными и двумя кожаными покровами. Внутреннее, и самое красивое, покрывало состояло из десяти отдельных ковров той же работы, что и завесы, с вышитыми херувимами (Исх 26:1 и след.). Обе части этого покрывала, как и лежащего на нем покрывала из козьей шерсти, были соединены одна с другой с помощью пятидесяти петель и такого же количества крючков. Над обоими покрывалами из ткани лежали один покров из дубленых бараньих красных кож и покров из синих кож, которые с помощью вбитых в землю кольев и веревок натягивались под углом к деревянной стенке, чтобы в дождливый период вода могла стекать по ним;

3) прямоугольный см. Двор С., соотв. ей по форме, ограждали 60 столбов, по двадцать с продольных сторон, дл. завес к-рых была сто локтей, и по десять на поперечных сторонах с завесами дл. 50 локтей (Исх 27:9 и след.). Столбы высотой в пять локтей стояли на подножиях и удерживались веревками и вбитыми в землю кольями (Чис 4:32). Они были снабжены серебряными крючками и серебряными связями, на к-рых крепились белые завесы из крученого виссона, отделявшие всю С. от стана. Вход во двор прикрывала четырехцветная завеса шир. в 20 локтей;

4) во дворе помещался см. Жертвенник всесожжения с его утварью (Исх 38:3), а между ним и С. — см. Умывальник, умывальница (Исх 40:6 и след.).

IV. СЛУЖЕНИЕ

Служение в С. отправляли см. Священники и см. Левиты (Исх 28:43; 29:30; Чис 4:3). Левиты были ответственны за принадлежности С.; они разбирали, переносили и собирали ее (Чис 1:50 и след.); священники совершали жертвоприношения на жертвеннике всесожжения (Лев 6:5,7) и служили у жертвенника курения, у стола хлебов предложения и у золотого светильника (Исх 30:1-7; Лев 24:1-9). Но в Святое Святых, «во мрак, где Бог» (ср. Исх 20:21), мог входить только см. Первосвященник раз в году, в великий см. День очищения (Лев 16), чтобы за завесой кровью жертвенного животного совершить очищение народа.

V. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ

Во время странствования по пустыне С. стояла посреди см. Стана израильтян, вокруг нее располагались узким кругом левиты и священники (Чис 3:23,29,35,38), следующий круг составляли колена Израилевы, по три с каждой стороны (Чис 2). Над С. пребывало облако днем и подобие огня ночью («столп облачный» и «столп огненный»): когда «столп» поднимался над С., это был знак отправляться в путь (Чис 9:15-23). Во время передвижения С. несли левиты, двигавшиеся в середине перемещающегося стана (Чис 10:11-28). В Ханаане С. сначала оставалась в стане в Галгале, а затем была установлена в Силоме (Нав 18:1). Не исключено, что здесь уже существовали постоянные здания, жилища священников и помещения для запасов. Разрушение Силома филистимлянами (Иер 7:12-14) после утраты ковчега завета (1Цар 4:11; Пс 77:60 и след.) было подтверждено в ходе раскопок. Но сама С., очевидно, была спасена: во времена Давида она вместе с жертвенником стояла в Гаваоне (1Пар 16:39; 21:29; 2Пар 1:3). Между тем, Давид устроил в Иерусалиме другую С. (2Цар 6:17). После сооружения см. Храма царем Соломоном С. и ее принадлежности были перенесены туда (3Цар 8:4).

VI. ЗНАЧЕНИЕ

1) С. была жилищем Господа (Исх 25:8), святилищем, в к-ром Он как Бог израильтян обитал в их среде (Исх 29:45 и след.). Обитание Бога в Своем народе началось, когда облако Его славы наполнило установленную С. (Исх 40:34 и след.). Но это общение святого Бога с грешным народом было возможно только потому, что священники и жертвоприношения осуществляли посредничество между Господом и израильтянами (Исх 28,29). Всем этим С. прообразно указывает на Первосвященника Христа и совершенное Им искупление (Евр 7:16 и след.; 8:1 и след.; 9:11 и след.), а также на Церковь, Его Тело (Еф 1:22 и след.), как на жилище Божье в Духе (Еф 2:19-22). Во Христе становится реальностью прообраз, данный в С., бывшей лишь тенью небесного (Евр 8:5) и устроенной по образу истинного святилища (Евр 9:24). С. и Церковь, к-рые не имеют на земле постоянного града (Евр 13:14; ср. 2Цар 7:6 и след.; Лк 9:58), прообразуют окончательное воссоединение человечества с Богом, исполнение, когда об уготованном Богом новом Иерусалиме (ср. Евр 11:10) можно будет сказать: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр 21:3);

2) нек-рые предметы С. символически указывают на Христа: жертвенник (Евр 13:10-13), завеса (Мф 27:51; Евр 10:20). Можно привести и другие сравнения: светильник — Иисус, свет миру (Ин 8:12), стол хлебов предложения — Иисус, хлеб жизни (Ин 6:35). Форма куба, к-рую имеет Святое Святых, наряду с числом десять (числом Божественного совершенства) воспринимается, как символ совершенства (ср. Иов 11:7-9; Еф 3:18; Откр 21:16).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. скиния — орф. скиния, -и Орфографический словарь Лопатина
  2. скиния — Палатка, шатер, сень, куща. Краткий церковнославянский словарь
  3. Скиния — (Исх 25:9) — собственно означает подвижной шатер, переносную палатку, кущу. В этом смысле слово сие употребляется в Чис 24:5, Иов 11:14, 22:23, Мф 17:4, но вообще в Свящ. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  4. скиния — Ск’иния (от греч. «скене» — шатер) — походный храм израильского народа, построенный Моисеем у горы Синай по образцу, который был показан ему на горе (Исх.25:9 ,40; Исх.26:30 ; Исх.27:8). В 1Цар.1:9 ; 1Цар. Библейский словарь Вихлянцева
  5. скиния — Еврейская — (собств.) куща, сень, шалаш (походная церковь израильтян, до Иерусалимского храма) Ср. Tante Grillade ввела Шерамура в свою arrière boutique, что составляет своего рода "святая святых" еврейской скинии... Фразеологический словарь Михельсона
  6. Скиния — 1. Палатка. 2. Шатёр (1). (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  7. скиния — СК’ИНИЯ, скинии, ·жен. (·греч. skene — шатер) (церк.). По библейскому сказанию — переносный храм в шатре, который был у древних евреев до постройки храма в Иерусалиме. Толковый словарь Ушакова
  8. скиния — СКИНИЯ ж. греч. куща, сень, шатер; || походная церковь израильтян, до иерусалимского храма. Скиния глаголемая святая святых, Евр. Сканопигия, праздник иудеев, в память странствия их в пустыне, праздник кущ, или кущи, искажен. кучки. Толковый словарь Даля
  9. скиния — Скинии, ж. [греч. skene – шатер] (церк.). По библейскому сказанию – переносный храм в шатре, к-рый был у древних евреев до постройки храма в Иерусалиме. Большой словарь иностранных слов
  10. скиния — скиния ж. 1. Походный переносный храм, который — по библейскому сказанию — был у древних евреев до постройки храма в Иерусалиме. 2. устар. Священное место. Толковый словарь Ефремовой
  11. Скиния — (евр. "шалаш", "куща", палатка", Σκηνή) — так называется место общественного богослужения евреев, походный храм еврейский, построенный по образцу, показанному Богом Моисею на горе Синае (Исх. XX V, 8—9, 40). Она называется... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона