жертвоприношение

Ж’ертвопринош’ение — как дар Господу приносилось людьми уже в глубочайшей древности. Каин принес от произведений земли (Быт.4:3), а Авель — от стад (Быт.4:4). Ной принес первое всесожжение (Быт.8:20), а Иаков — возлияние (Быт.35:14). Все народы приносили жертвы своим богам, и в Египте, где евреи жили долгое время, также приносилось множество жертв. Там приносились домашние и дикие животные, хлебные приношения и возлияния, и особенно много цветов (это последнее особенно распространилось по миру и сохранилось до сих пор). В Египте не было всесожжений и на жертвы никогда не возлагалось рук и поэтому там, очевидно, не было понятия о заместительной жертве и о полной отдаче Богу. Моисей, по-видимому, со всем народом впервые принес жертвоприношение на Синае (Исх.10:25 -26; Чис.28:6), после чего жертвоприношения стали частью богослужения евреев. Следует отметить, что Закон не требует жертв (Лев.1:2 ; Иер.7:22 -23) и Господу более угодны правда, милосердие и Боговедение (Прит.21:3 ; Ос.6:6 ; Мат.9:13 ; Мар.12:33), но Закон упорядочивает это служение и очень строго относится к его нарушениям (ибо лучше не приносить жертв совсем, чем делать это с нарушениями или приносить бесам — см. в конце). Жертвы должны были приноситься в свое время (Чис.28:2) и уже на Синае была установлена обязательная ежедневная жертва утром и вечером, которая называлась постоянное приношение.

Постоянное приношение состояло из одного агнца, хлебного приношения (ХП) и возлияния (В). В Приложении 5 показаны и другие регулярные обязательные жертвоприношения, которые приносились в праздничные дни после постоянного приношения. Все жертвы приносились как жертвы всесожжения, а козлы — как жертвы за грех. Кроме этих регулярных, приносимых во все праздничные дни жертв, Законом определялись также различные добровольные и специальные жертвоприношения (Чис.29:39), которые могли приноситься в любой день. Рассмотрим их по порядку.

Жертва всесожжения (·Лев.1; Лев.6:9 -13; Лев.7:8) — наиболее часто приносимая добровольная жертва, символизирующая собой полную отдачу Господу. Именно в жертву всесожжения Авраам был готов принести Исаака. Жертвенным животным (обязательно мужского пола) могли быть телец, овен, агнец (из овец или коз), горлица или молодой голубь. Приносящий возлагал руки на голову животного, потом его сам закалывал (птице голову сворачивал священник), животное рассекал, отделял кожу (у птицы отделялись перья и зоб) и священник сжигал жертву на жертвеннике. Вместе с жертвой всесожжения приносились хлебное приношение и возлияние. Жертву всесожжения полагалось приносить почти во всех случаях, когда приносилась жертва за грех.

Жертва мирная (·Лев.3; Лев.7:11 -21,29-36; Лев.19:5 -8; Лев.22:29 -30) — особая жертва, выражающая радость примирения с Богом, благодарность и готовность служить Ему. Подразделялась на жертвы: благодарности (Лев.7:12), по обету или от усердия (Лев.7:16) и особую жертву — жертву посвящения (Лев.8:22 -29). Жертвенным животным могли служить тельцы, овцы (обоих полов) и козы. Приносящий жертву возлагал руки на ее голову и заколал ее у дверей скинии (Лев.3:2). Весь жир и почки сжигались на жертвеннике, грудь (потрясания) и правое плечо (возношения) отдавались священнику (в случае жертвы посвящения — Моисею) как их доля, остальное съедал приносящий со своей семьей и друзьями, радуясь пред Господом. Жертву благодарности и посвящения можно было есть только в день приношения (Лев.7:15 ; Лев.22:29 -30), жертвы по обету или от усердия — также и на следующий день (Лев.7:16). После этого все оставшееся сжигалось. С мирной жертвой должны были приноситься также пресные хлебы, мука с елеем или кислые хлебы и все это принадлежало священнику. В мирной жертве обычно принимало участие большое количество людей. Нечистый не имел права даже касаться ее (Лев.7:20 -21).

Жертва за грех и жертва повинности (·Лев.4-Лев.6:7 ,25-30; Лев.7:1 -7) — это жертвы во очищение греха (вины, нечистоты). Жертва за грех приносилась с каждым праздничным жертвоприношением, кроме субботнего, а также, как и жертва повинности, при обнаружении какого-либо соделанного невольного греха, открытого со временем. Следует подчеркнуть, что только невольный грех можно было очистить жертвой (Лев.4:27) (см. умышленно), совершивший же преступление «дерзкою рукою» должен был быть истреблен из народа (Чис.15:27 -31). Глубочайшее значение жертвы за грех заключается в том, что через нее человек осознавал свою врожденную порочность и греховность пред Богом, которые нуждаются в искуплении, притом в искуплении вечном, которого не могла дать кровь козлов и тельцов (Евр.10:1 -4,11). Жертвенным животным для жертвы за грех могли быть телец, козел (за начальствующего в народе, в праздничных жертвоприношениях и большинстве специальных случаев) и коза и овца (за человека из народа). Согрешивший каким-либо невольным поступком и исповедавшийся в нем приходил с жертвой повинности (·Лев.5; Лев.6:1 -7; Лев.7:1 -7). Приносить в эту жертву можно было овна или овцу, голубей или даже только муку без елея и ливана. Жертва повинности, как и жертва за грех, принадлежала священнику (Лев.7:7 ; Лев.10:16 -17), за исключением тельца, который сжигался вне стана (·Лев.4). Кровь жертв за грех кропилась на жертвенник, алтарь курения, однажды в год вносилась за завесу, а оставшееся от кропления выливалось к подножию жертвенника. Жертва за грех также приносилась при посвящении священников (Лев.8:14 -17) и очищении (Лев.9:6 -11,15-16), после родов (Лев.12:8), в случае исцеления от проказы (но не для получения исцеления) (Лев.14:10 -32), при очищении от нечистоты (Лев.15:15 ,30), в случае прелюбодеяния с рабой (Лев.19:20 -22), в назорействе (Чис.6:10 -12,14), при посвящении левитов (Чис.8:8 ,12), за ошибку общества (Чис.15:22 -26), за ошибку отдельного человека (Чис.15:27 -29), для очищения в пути (рыжая телица) (Чис.19:9).

Кроме перечисленных видов жертв в Законе упоминаются: специальная жертва — овен посвящения (Лев.8:22 -36) и приношения: хлебное, ревнования (Чис.5:15), десятина и возлияние.

Все приносимое и посвящаемое — все жертвы Господу разрешалось есть только у скинии (храма) (Лев.17:8 -9) и ни в коем случае не дома (Втор.12:17 -18,26). Все первородное должно посвящаться в дар Господу (Втор.15:19 -20). Только кровь жертвы всесожжения сжигалась на жертвеннике, кровь же остальных жертв выливалась к его подножию (Втор.12:27).

Все жертвы (кроме постоянного вечернего приношения) приносились утром (Лев.9:15 -17; 4Цар.3:20).

Все жертвенные животные должны были быть без единого порока (Лев.22:18 -22) и не должны были приниматься из рук иноземцев (Лев.22:24 -25). Только в жертву усердия допускалось приносить животное (агнца), отличающееся непропорциональностью размеров отдельных членов (Лев.22:23).

Жертвы не по Закону, как и все служение язычников, являются приношением бесам (Лев.17:1 -9; Втор.32:15 -17; 1Кор.10:20). (см. тж возношение, потрясание, праздники)

Источник: Полный и подробный словарь к русской канонической Библии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. жертвоприношение — -я, ср. 1. Обряд принесения жертвы (в 1 знач.). Совершать жертвоприношение. 2. Тот, кто (или то, что) приносится в жертву. Я верю: здесь был грозный храм, Где крови жаждущим богам Дымились жертвоприношенья. Пушкин, Чаадаеву. Малый академический словарь
  2. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ — Один из наиболее древних религ. обрядов, заключающийся в приношении даров духам умерших предков, обожествленным предметам, богам и т. д. Советская историческая энциклопедия
  3. жертвоприношение — Жертв/о/при/нош/е́ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  4. Жертвоприношение — Существенная часть религиозного культа; заключается в приношении даров различным духам, обожествленным предметам, богам, святым и прочее. Происхождение... Большая советская энциклопедия
  5. жертвоприношение — орф. жертвоприношение, -я Орфографический словарь Лопатина
  6. жертвоприношение — ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ — подношение даров богам, духам природы или духам умерших, очень рано принявшее форму строго регламентированного обрядового действа. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  7. Жертвоприношение — см. Гекатомба. Словарь классических древностей
  8. жертвоприношение — ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ -я; ср. Обряд принесения жертвы (1 зн.). Совершать ж. Толковый словарь Кузнецова
  9. жертвоприношение — ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, я, ср. Обряд принесения жертвы божеству. Совершать ж. Толковый словарь Ожегова
  10. жертвоприношение — ЖЕРТВОПРИНОШ’ЕНИЕ, жертвоприношения, ср. (·книж. ). Обряд принесения жертвы божеству. Совершать жертвоприношение. Толковый словарь Ушакова
  11. жертвоприношение — жертвоприношение ср. 1. Часть религиозного культа и обрядности, заключающаяся в приношении даров богам и духам с целью умилостивить. 2. Тот, кто или то, что приносится в жертву в процессе такого обряда. Толковый словарь Ефремовой
  12. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ — ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ — часть религиозного культа, приношение богам, духам даров, заклание животных (иногда людей) и др. Большой энциклопедический словарь