праздники

Пр’аздники — их было у израильского народа много. Каждый седьмой день (суббота, см.) у евреев считался праздничным днем. Также и новомесячие (см.), в какой бы день недели оно ни случилось. Каждый седьмой год по закону назывался субботним и считался священным. В этот год следовало простить все долги братьям своим (Втор.15:1 -3), оставить все полевые работы и все самородное считать общим достоянием (Лев.25:1 -7). Еще более торжественным был юбилейный год — следующий за седьмым субботним годом (то есть каждый 50-й год). В этот год объявлялась свобода всем, каждому возвращалось его владение и как в субботний год не производилось никаких полевых работ (Лев.25:8 -13).

Основными ежегодными праздниками были: Пасха (см.), Пятидесятница (см.) и праздник кущей (см.). На эти три праздника все взрослые мужчины должны были явиться к скинии (храму) и не с пустыми руками (Втор.16:16). В приведенной таблице показано распределение этих трех основных, а также и других праздников, относительно еврейского священного календаря.

| Таблица праздников

| месяц | день (см.), праздник | нефиксированные праздники

| 1. | Авив | 14 — Пасха |

| | | 15-21 — праздник опресноков |

| | | | первый сноп жатвы

| 2. | Зиф | |

| 3. | Сиван | | Пятидесятница

| 4. | Таммус | |

| 5. | (Ав) | |

| 6. | Елул | |

| 7. | Афаним | 1 — праздник труб |

| | | 9 — день очищения |

| | | 15-22 — праздник кущей |

| 8. | Бул | |

| 9. | Кислев | 25-3 — праздник обновления |

| 10. | Тебеф | |

| 11. | Шеват | |

| 12. | Адар | 14-15 — Пурим |

| 13. | Ве-Адар | |

Кроме трех главных праздников в году, начало седьмого месяца (седьмое новомесячие) отмечалось особенно торжественно, со звуком труб, и потому называлось праздником труб (см.).

В десятый день того же месяца отмечался день очищения (см.), а с 15 до 22 дня — праздник кущей (см.). После вавилонского плена были введены (из упоминаемых в Священном Писании) еще праздники: обновления (см.) и Пурим (см.). Кроме этих фиксированных (то есть назначенных на определенные дни определенного месяца) праздников у евреев были два нефиксированных праздника: первый сноп жатвы (см.) и Пятидесятница, отмечаемая ровно на пятидесятый день после первого. Праздник «первый сноп жатвы» отмечался в тот день, когда фактически снимался первый сноп нового урожая (Втор.16:9) — ячменя или ранней пшеницы, а это случалось либо в месяце Авив, либо в месяце Ве-Адар, когда он добавлялся к двенадцати месяцам. Фактически, из-за этой особенности еврейского лунного календаря фиксированными по отношению к сезонным изменениям в природе оказывались только праздники «первый сноп жатвы» и Пятидесятница, а Пасха и другие праздники — нефиксированными (в результате прочного соединения с подвижным лунным годом). Так, напр., Пасха по отношению к празднику «первый сноп жатвы» (и вообще по отношению к наступлению весны, цветению деревьев и т.п.) каждый год приходилась на 10 дней раньше, чем в ·предыд.. Так продолжалось три года. Но когда добавлялся високосный месяц Ве-Адар, она снова передвигалась на 30 дней назад, и затем этот цикл повторялся (см. время, месяцы).

В еврейских праздниках число семь было главным в их установлении и организации. Суббота была седьмым днем. Субботний год — также седьмым, а юбилейный — следующий за семью седьмым (как и праздник седмиц — Пятидесятница). Праздник опресноков и праздник кущей праздновались по семи дней. В праздники трубного звука, очищения, Пятидесятницы и в каждое новомесячие приносилось в жертву по семи агнцев а в праздник кущей — дважды по семи (см. жертвоприношение). В течение года было семь священных собраний: по два на Пасху и праздник кущей, на день очищения, Пятидесятницу и праздник труб. Седьмой месяц отмечался особенно торжественно, на него приходилось три больших праздника, в этот месяц начинались субботний и юбилейный годы и он считался первым месяцем нового года (гражданского).

Итак, как было сказано вначале, праздничных дней у израильского народа по закону в году было много. Для примера возьмем произвольный год (в нашем случае он начинается со «среды») и посмотрим, сколько дней в нем оказывалось праздничными. В нижеследующей таблице выписаны по месяцам все праздничные дни такого года (из них дни покоя — выделены).

| Авив | (30 дней) | 1,5,9,12,14,15,16,17,18,19,20,21,26 (9 — праздник жатвы)

| Зиф | (29) | 1,3,10,17,24,29 (29 — Пятидесятница)

| Сиван | (30) | 1,2,9,16,23,30

| Таммус | (29) | 1,7,14,21,28

| (Ав) | (30) | 1,6,13,20,27

| Елул | (29) | 1,4,11,18,25

| Афаним | (30) | 1,3,9,10,15,16,17,19,20,21,22,24

| Бул | (29) | 1,8,15,22,29

| Кислев | (30) | 1,7,14,21,28

| Тебеф | (29) | 1,5,12,19,26

| Шеват | (30) | 1,4,11,18,25

| Адар | (29) | 1,2,9,14,15,16,23

Источник: Полный и подробный словарь к русской канонической Библии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Праздники — (Хагим, моадим) Праздничные дни называются на иврите "хагим", или "моадим". Первоначальным значением слова "моэд" (ед. ч. от "моадим") было место или время встречи; позднее стало употребляться в смысле "собрание" и, наконец... Энциклопедия иудаизма
  2. Праздники — Нотная книга, содержащая песнопения на дванадесятые Господские и Богородичные праздники. Песнопения в книге П. расположены в том порядке, в каком праздники следуют в году, начиная с сентября. В книге... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  3. Праздники — Древнерусская церк. певческая книга, содержащая "нотные службы на дни двунадесятых господских и богородичных праздников (неподвижных)". П. были впервые изданы в 1772 в квадратной ноте, в цефаутном ключе. Частично дублировали Стихирарь и Ирмологий. Музыкальная энциклопедия
  4. праздники — ПРАЗДНИКИ — БУДНИ (праздник — будни; праздник — будень, ед. устар. и прост.) Праздничный — будний праздничный — будничный (см.) празднично — буднично Иудушка начинает соображать: будни или праздник сегодня. Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы. Словарь антонимов русского языка
  5. Праздники — (Лев 23:2 и др.). В Ветхозаветной Церкви праздничные дни были указаны и узаконены самим Богом. Важнейшие из них следующие: Суббота — по выражению раввинов царица праздников. Библейская энциклопедия архим. Никифора