Иерусалим

(основание, или жилище мира) — этот всемирно известный город, древнейший и знаменитнейший из городов Обетованной земли, назывался в древности Иевусом (Нав 18:28) по имени родоначальника Иевусеев, Иевуса. Впрочем, думают, что древность его восходит даже ко временам Авраама, предполагая в нем Салим, в котором во времена Авраама царем и первосвященником был Мельхиседек. Иевус был завоеван у Иевусеев Давидом, который сделал его метрополиею своего царства, и построил к с.-з. от старого города крепость, или новый город, названный Иерусалимом. Таким образом Иерусалим сделался столицею Иудеи. Новейшие исследования Палестины, тщательно производимые доселе, пролили много света на г. Иерусалим, равно как и на прочие места, так называемой, Святой Земли. По общему мнению, первое понятие о первобытном положении города, несомненно, сообщается в 22 гл. кн. Бытия, именно: по словам книги, он должен был находиться в земле Мориа, на одной из гор которой Авраам по Божественному повелению готовился некогда принести в жертву сына своего Исаака (2 Пар 3:1). Точное определение положения города Иерусалима никогда не подлежало сомнению. Он лежит в 12-ти часах пути от Средиземного моря и в 8 от Иордана на широкой плоской возвышенности, состоящей более чем из 4 горных вершин и возвышающейся более чем на 2 500 футов над уровнем моря. Долина Иосафатова с потоком Кедрон на в. и долина Гионна ю. и з. служат его границею. Библейская историческая гора Мориа находится в настоящее время на одном общем уровне с прочими частями города и занята мечетью Омаровой, стоящей вероятно на прежнем месте храма Соломонова. Это здание считается настолько священным в глазах турок, что ни одному христианину не дозволяется вступать даже в ограду, окружающую мечеть. Хотя возвышенность горы теперь мало заметна, но высота оной неоспорима. Чтобы приготовить место на г. Мориа для постройки храма, Соломон обнес ее громадною стеною. Местность между горой и стеною представляла обширную площадь удобную для сооружения на ней храма и его огромных притворов. На с.-з. углу означенной площади находилась величественная башня, названная Иродом башнею Антония, в честь Марка Антония. Гора Сион находилась на ю.-в. от г. Мориа; настоящее положение и высота ее вполне соответствует древнейшим повествованиям о сей свящ. горе различных историков. После многократных опустошений, которым подвергался Иерусалим, к сожалению, невозможно с точностью определить границы Сиона. Впрочем, между Сионом и Мориа доселе существует еще значительный подъем почвы, который настолько соответствует восточной стороне Акры по описанию древних историков, что не оставляет никакого сомнения в том, что она составляла некогда часть г. Сиона. Иудеи доселе называют весь этот подъем земли Сионом. Акра (называемая так от греч. слова, значащего высокий) иногда называется также нижним городом, а самая гора Сион верхним, и находясь на с. от означенной горы, отделялась от нее долиной. Город был построен некогда на вершине Акры. После 25 летнего существования город был срыт и гора подведена под общий уровень с близлежащею местностью. Настоящий Иерусалим главным образом расположен на г. Мориа, имеет около 2 1/2 англ. миль в окружности с 20 000 населением. Относительно наружной формы город можно назвать квадратом. Восточная стена тянется прямо во всю свою длину. На с. и ю. сторонах в ней находится по одному изгибу с наружной стороны и один изгиб с западной внутрь. Близ изгиба с западной стороны находятся Яфские ворота, называемые иначе Вифлеемскими. На южной стороне находятся ворота Сионские, называемые иначе Давидовыми. На восточной стороне, близ купели Вифееда, — врата Стефана, именуемые также Овчими и вратами Св. Девы. На западной стороне между Голгофою и Везефою находятся врата Дамасские. Означенные четверо ворот суть главные городские ворота, и они всегда открыты с утра до солнечного заката. Кроме указанных существует еще двое небольших ворот, которые открываются только в известных случаях: одни на ю. стороне, несколько на з. от г. Мориа, так именуемые Навозные, а другие, под названием Иродовых, находятся на з. стороне и ими проходят из Везефы. На в. от Мориа находятся седьмые ворота, или, лучше сказать, место, где они находились в то время, когда Христиане владели городом, потому что в настоящее время они совершенно заложены, — это так называемые Золотые врата. Доселе у магометан господствует предание, что в эти ворота войдет христианский победитель Мусульман. Несомненно, что этими вратами вошел Господь в храм Божий во время торжественного Своего входа в Иерусалим. Кроме означенных, в Свящ. Писании упоминаются еще ворота: Ефремовы, Вениаминовы, Рыбные, Водяные, Конские, Темничные, Железные и некоторые др. Евреи занимают меньшую часть города сравнительно с тем, что занимают турки и арабы. Армяне живут в своем монастыре на Сионской горе и в окрестностях. Греки и католики имеют свои монастыри поблизости с Голгофой, близ которых и находятся их жилища. Турки и арабы занимают Везефу, всю восточную часть города и почти в каждой части города имеют свои разбросанные дома. Евреи живут на пространстве между Сионом и Мориа, занимаемом в настоящее время мечетью Омара, огражденною стенами. Как мы уже заметили выше, ни одному из Христиан не дозволяется входить в эту мечеть под опасением смерти, за исключением разве магометан, хотя означенное запрещение в последнее время не имеет уже такого значения как прежде. В ней и по сторонам оной высятся четыре минарета. У евреев в Иерусалиме находится значительное число синагог и почти все они выстроены в местности ими занимаемой. Храм Гроба Господня стоит близ г. Голгофы, там же и Камень помазания. Это здание, отличающееся своею массивностью и объемом, вмещает в себе придел Распятия, Погребения и Воскресения Господа Иисуса, семь небольших других приделов, монастырь, и различные монастырские пристройки. Греки имеют здесь 12 монастырей и один близ Сионских ворот. Армяне имеют три монастыря на Сионской горе, два в Иерусалиме и третий поменьше вне Сионских врат, на том самом месте, где по преданию стоял дом первосвящ. Каиафы, в котором стоял Господь Иисус на судилище, и на дворе которого ап. Петр отрекся от Него. У коптов, сириян, абиссинцев также находится во владении по небольшому монастырю. Дома в Иерусалиме большею частью каменные, в большинстве, впрочем, они низки, неправильной архитектуры, с плоскими кровлями или террасами. Окна в них небольшие и выходят преимущественно на улицу; они ограждены толстыми железными решетками, а за ними виднеются красивые деревянные решетки, устроенные с целью, чтобы мимо ходящие не могли видеть из-за них женщин. Улицы узки и большею частью неправильны. Садов в городе очень немного. Из особенных достопримечательностей Иерусалима без сомнения первое место занимает Храм св. Гроба, священнейшее здание для всего христианского мира. Он выстроен несколько на з. от улицы ведущей к Дамасским воротам Константином Великим, или, вероятнее, матерью его, Еленою, над Гробом Господним. Храм св. Гроба и разрушали и возобновляли несколько раз, потому-то в настоящем своем виде он принадлежит уже к более позднему времени, за исключением некоторых частей его лицевой стороны, существовавших, быть может, до времен Крестоносцев. Он состоит, так сказать, из неправильной громадной глыбы здания и вмещает в себе все традиционные священные места, соединенные с воспоминаниями о земной жизни, смерти и погребении Спасителя, как-то: Голгофу, Камень помазания и св. Гроб, в котором было положено Тело Иисусово. Голгофа и погребальная пещера находились, по словам Свящ. Писания, вне врат Иерусалима; но, как известно, город был расширен по направлению к оным, и вот они вошли в состав города и помещаются под одной кровлею храма. В том же самом храме показывают кроме сего много других свящ. достопримечательностей, как-то: место погребения Адама, Мельхиседека, гробницы Иосифа и Никодима, место на котором стояла Мария во время помазания Тела Иисусова, и место, где явился Христос по воскресении Марии Магдалине и Богоматери, и где позже, спустя 300 лет, был обретен Животворящий Крест Господень. Храм разделен между лицами различных христианских вероисповеданий (за исключением протестантских), монахи и священники которых живут в соседстве или в самом даже здании храма, для исправления своих дневных и ночных богослужений, впрочем, храм всегда тщательно охраняется мусульманами, которым платится известная плата за посещение и осмотр святынь оного. За сим достойны внимания: монастырь св. Иакова, принадлежащий армянам, одно из обширнейших зданий в Иерусалиме, с прекрасным садом и очень ценною библиотекою. В нем показывают место мученической кончины Иакова, брата Господня, камень, покрывавший дверь св. Гроба и др. Дом св. Марка принадлежит Сирийским Христианам и служит местом пребывания их епископа. Монастырь Константина принадлежит грекам. Абиссинский монастырь — несколько к ю. от храма гроба Господня; в нем показывают масличное дерево, в ветвях которого, по преданию, запутался рогами агнец, принесенный Авраамом в жертву вместо Исаака. Латинский монастырь с 15-ю францисканскими монахами из испанцев, коптский монастырь и некоторые другие. Гробница Давида или Ель-Неби-Дауд находится на южной вершине Сиона, вне городской стены. Она одно из замечательнейших зданий в Иерусалиме. Означенное сооружение над местом погребения царя пророка Давида, как говорят, существовало уже в IV столетии и считалось христианами означенного века за Сионскую горницу, в которой Спаситель совершил Тайную вечерю со Своими учениками, и установил таинство св. Причащения. Ее охраняют с большим тщанием, чем даже самую мечеть Омара. Церковь Христова, принадлежащая английским и прусским протестантам, расположена на Сионской горе, несколько к ю.-в. от Яфских ворот. Есть и другие общественные церковные здания в Иерусалиме, но поименованные нами суть главнейшие. Вообще можно сказать, что настоящий Иерусалим, по различию вероисповеданий, разделяется на четыре квартала: 1) христианский, имеющий своим центром храм Гроба Господня, в котором церковь г. Голгофской, царя Гроба Господня, храм Воскресения и церковь Обретения Креста с множеством различных свящ. достопримечательностей: 2) Армянский квартал, заключающий з. часть Сиона и населенный главным образом армянами, имеющими здесь два монастыря с разными другими достопримечательностями; 3) еврейский квартал, расположенный на в. стороне Сионского холма, с остатком з. стены Соломонова храма, куда обыкновенно собираются евреи в пятницу для молитвы и плача о древнем своем храме, и, наконец, 4) самый большой квартал, магометанский, занимающий две трети города, где главное строение мечеть Омара, главную святыню которой составляет каменная скала, с которой, по мусульманскому поверью, Магомет вознесся на небо. Среди означенного квартала возвышается также большая еврейская синагога, и находятся различные другие достопримечательности, священные в глазах евреев. Скажем в заключение несколько слов и о наших русских постройках в Иерусалиме, занимающих место на Гионской возвышенности на с.-з. стороне Иерусалима, в одной из самых здоровых местностей, и составляющих немалое украшение пустынных окрестностей святого града. Самые постройки здесь следующие: обширный двор и среди его церковь, построенная по образцу одной из древнейших Афонских церквей, в Византийском стиле; госпиталь — огромный двухэтажный дом, большое каменное здание, в центре которого находится домовая церковь Прав. Русской духовной миссии. В верхнем этаже оного находятся квартиры для членов миссии, важных посетителей, библиотека и др., а в нижнем — приют для русских путешественников. Все они тщательно поддерживаются Прав. Палестинским Обществом, состоящим под августейшим покровительством Великого Князя Сергия Александровича. Кроме означенных построек, существуют еще два одноэтажные корпуса, занятые мужским и женским приютами; одно одноэтажное здание с квартирами для консула, секретаря и пр.; еще два домика, из которых в одном помещается драгоман консульства, а в другом квартиры кавасов и привратника; затем здания для чайной, бани и др. Русский храм в Иерусалиме, с его украшениями и величественным, совершающимся в нем богослужением, обращает на себя общее внимание и привлекает тысячи приходящих иноверцев. Размеры нашей Библейской Энциклопедии не дозволяют нам входить в дальнейшие подробности касательно истории Иерусалима, названия оного, местоположения составных частей, окрестностей, его древностей и т. п. Пусть любознательный и благочестивый читатель при помощи Библии и творения Иосифа Флавия сам постарается изучить оные с географическою картою Иерусалима в руках, причем, конечно, он может руководствоваться и наиболее известными русскими и иностранными учеными сочинениями по означенному предмету. Полное описание Иерусалима в настоящем его виде можно найти у Норова, Диксона и проф. Олесницкого.

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИЕРУСАЛИМ — (др.-евр. Иерушалаим; араб. Аль-Кудс) — город в Палестине. Зап., большая часть И. оккупирована гос-вом Израиль, т. н. "Старый город" и кварталы к С. и В. от него — Иорданией. 190,7 т. ж. (1961). Крупный культ. центр. Советская историческая энциклопедия
  2. Иерусалим — • Hierosolўma, τὰ Ίεροσόλυμα или просто Σόλυμα, по-еврейски Ieruschalajim, сильно укрепленный главный город Палестины, почти в середине Иудеи, в колене Виньяминовом, на нескольких холмах, на западном берегу ручья Кедрона. Словарь классических древностей
  3. Иерусалим — (Jerusalem) 1. Иудейские войны Римской империи Город был осажден 60-тысячным рим. войском под командованием Тита в марте 70. Его с величайшим героизмом защищали иудеи, предводительствуемые партией зелотов. Энциклопедия битв мировой истории
  4. Иерусалим — Город в Палестине. Упоминается в египет. текстах XIX- XVIII вв. до н. э. как Рушалимум, в письменах XV в. до н. э. Урушалим, в VIII в. до н. э. Урсалимму. Первичная форма объясняется как 'город бога Шалим'. Др.-евр. Топонимический словарь
  5. Иерусалим — (Jerusalem). Археологические исследования этого города, занимающего важнейшее место во всемирной истории, начались в 1864 г. и продолжаются до настоящего времени. История... Археологический словарь
  6. Иерусалим — (др.-евр. Иерушалаим, араб. Аль-Кудс) город в Палестине. Расположен к З. от Мёртвого моря на полупустынном плоскогорье. 283,1 тыс. жителей (1970). Железнодорожная станция. Узел автодорог. Промышленный, торгово-транспортный и культурный центр. Большая советская энциклопедия
  7. Иерусалим — А, муж. Стар. форма имени (см. Ерусалим). Отч.: Иерусалимович, Иерусалимовна. Словарь личных имен
  8. ИЕРУСАЛИМ — ИЕРУСАЛИМ — город в Израиле. 544 тыс. жителей (1992). Религиозный ("священный") центр иудеев, христиан и мусульман. Металлообрабатывающая, радиотехническая, фармацевтическая, текстильная, легкая, пищевая промышленность. Университет. Большой энциклопедический словарь
  9. Иерусалим — (лат. Hierosolyma, в клинообразных надписях Ursalimmu, в иероглифах Schalam, еврейск. Jeruschalajim, турецк. Soliman или Küdsi Schêrif, араб. EI-Kuds, т. е. святой) — главн. г. древней Палестины, ныне областной... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  10. Иерусалим — И’ерусал’им (основание мира или безопасное жилище) — главный город образовавшегося при Давиде Израильского царства и духовный центр всей земли: «Ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима» (Ис.2:3). Библейский словарь Вихлянцева
  11. Иерусалим — (араб. Аль-Кудс), город в Палестине. Религиозный центр христиан, иудеев и мусульман. По решению ООН (1947) должен был стать самостоятельной административной единицей под управлением ООН. Художественная энциклопедия
  12. Иерусалим — Иерусалим. Первонач., возм., «основание (Божия) Салима»; в Библии толкуется как «основание мира». I. НАЗВАНИЕ Во времена Авраама И. назывался Салимом — «мир» (Быт 14:18; ср. Пс 75:3; Евр 7:2), при этом евр. название города звучит как Йерушалайим. Библейская энциклопедия Брокгауза
  13. Иерусалим — (Йерушалаим) Столица Израиля, один из древнейших городов мира. О первых годах И. ничего не известно. По мнению современных археологов, И. занимал на заре своего существования возвышенность, известную позднее под названием "Офель", или "Город Давида". Энциклопедия иудаизма
  14. Иерусалим — (Jerusalem, др.-еврейское Иерушалаим, арабское Аль-Кудс), город в Израиле, на полупустынных Иудейских холмах, к З. от Мёртвого моря. 658 тыс. жителей (2000); 73 % евреи, 24 % арабы. По решению ООН 1947 г., И. выделен в самостоятельную адм. единицу. Словарь географических названий
  15. Иерусалим — Иерусали́м см. Ерусали́м. Этимологический словарь Макса Фасмера